Убийца с джойстиком в руке. Как работает оператор БПЛА

Одна из главных задач любого беспилотного аппарата состоит в том, чтоб обеспечить безопасность специалиста им управляющего, поскольку ценный кадр куда как дороже любой машины, даже ценой в несколько миллионов долларов. Тем не менее, оператор военного БПЛА, в особенности ударного, решает вопросы о жизни и смерти, пусть и сидя на значительном удалении от места ведения боя. При этом были случаи посттравматического синдрома у операторов, которые даже не слышали взрыва ракеты, отправленной ими с боевого беспилотника.


На этом фоне правительство США учредило медаль «За особые боевые заслуги» специально для операторов военных БПЛА, однако возмущение ветеранов и действующих участников боевых действий не знало предела, и медаль аккуратно отменили.


Само собой, что со временем и модернизацией технологий человека можно «исключить из игры», однако главным препятствием стоят вопросы морально-юридического характера. Само собой, стоит вспомнить первый закон робототехники, который запрещает роботу наносить вред человеку, и с нарушения которого бульварные писаки начнут строчить памфлеты о восстании машин.


Мировой опыт использования беспилотных авиационных комплексов оперативно-тактического назначения показал, что наиболее эффективна команда операторов трёх специализаций. Первый, само собой, оператор-пилот, который управляет полётом. Второй – оператор бортовых целевых нагрузок, работающий с системами различного спектрального диапазона круглосуточного применения для наблюдения поля боя, поиска, обнаружения и идентификации цели. Он же принимает решение о прицеливании и стрельбе из бортовых систем вооружения. Третий оператор занимается интеллектуальной поддержкой, а так же готов оказать помощь лётчику, или полностью перехватить управление БПЛА.

 


Такое решение удачно по ряду причин. Во первых, первоначально к управлению беспилотниками были привлечены пилоты полноценных самолётов с реальным налётом а то и опытом боевых действий. Однако выяснился нюанс, который можно назвать «сенсорным голоданием». Сами пилоты говорили, что чувствуют самолёт буквально «пятой точкой», поскольку ощущение перегрузки даёт немало информации о изменении положении самолёта. Слух так же играет огромную роль, не говоря уже о зрении, поскольку элементарный взгляд влево или вправо может дать лётчику куда как больше данных, чем камера, которая зачастую ещё и поворачивается медленнее.


Однако перед оператором беспилотника в основном лишь зрительная информация – картинка, иногда не самого лучшего качества, идущая с задержкой в несколько секунд (если изображение идёт через спутник), карта, а так же цифровые данные на дисплеях, которые необходимо расшифровывать. Конечно же, исходя из этого, реакция оператора БПЛА будет отставать от реакции лётчика в самолёте.


Посему, совершенно случайно было обнаружено, что во первых, ВВС просто не в состоянии утолить кадровый голод в частях, использующих БПЛА, а во вторых, не менее внезапно, призывники, игравшие на гражданке в авиасимуляторы на Playstation, Xbox и ПК внезапно оказались лучше кадровых лётчиков в управлении беспилотником. Причина оказалась в том, что пилоту ВВС сложно управлять летательным аппаратом без подсказок от собственного тела, а поднаторевшие в «виртуалке» спокойно обходятся без подсказок «пятой точки». Интересно то, что ещё в 2004 году группа исследователей выяснила тот факт, что те, кто осваивали управление БПЛА с нуля, летали успешнее, чем опытные пилоты обычных самолётов.


Само собой, что чем проще обучить обычного человека, вчерашнего гражданского геймера управлению беспилотником, тем больше их окажется среди операторов боевых дронов. И в этом кроется, наверное, главная проблема сравнительной простоты управления БПЛА. Вчерашний гражданский, посаженный в кресло управления гражданским беспилотником, если и сможет летать хорошо, то как у него получится убивать?

 

Тяжёлый ударный БПЛА несёт на себе вооружение вплоть до кассетных боеприпасов. Да, с одной стороны последствия ударов оператор увидит в лучшем случае на экране, однако осознание убийства отнюдь не одного человека явно спокойного сна не добавит. А уж если в числе жертв будут дети?

 


Автор: Алексей Хмелёв

Вернуться назад