США думают, Россия делает: Калина определит будущее мирового подводного флота

В Центральном конструкторском бюро (ЦКБ) «Рубин» сообщили о завершении работ над созданием воздухонезависимой силовой установки (ВНЭУ) для неатомных подлодок пятого поколения проекта «Калина». Головная субмарина проекта будет заложена через два года.


По сообщению гендиректора «Рубина» Игоря Вильнита, до конца текущего года силовую установку проверят на морских испытаниях. Как рассказал РИА Новости высокопоставленный источник в Военно-морском флоте, проект «Калина» должен быть удачным, он продолжает оставаться актуальным для флота.


О различиях российской установки и зарубежных аналогов, а также о развитии подводного флота рассказал полковник вооруженных сил РФ, военный эксперт Михаил Тимошенко:


«Чем российская установка отличается от зарубежных аналогов, можно будет сказать после того, как лодку заложат, а до этого еще два года. А преимущества ее в том, что лодка может находиться под водой достаточно долгое время, допустим две, а то и три недели, чем напоминает атомную лодку.


Если раньше была классификация на атомные и дизельные, то теперь актуальна классификация на атомные и неатомные. В принципе идея такой подлодки принадлежит немцам, которые  придумали множество военной техники. В 1944-1945 году они строили лодки, которые ходили на солярке при использовании водорода. По такому же принципу плывет торпеда. После войны мы и англичане пытались построить такие – не удалось, в нашем исполнении лодки носили кличку «зажигалку», потому как матросы масляными руками хватали за вентили, по которым подавался водород.


В 1970-80-х годах разработкой занялись опять же немцы, французы и шведы. Теперь и мы идем тем же путем. Как российский вариант будет отличаться от имеющихся можно будет сказать, когда появится проект. Шведы идут по пути двигателей Стирлинга, мы, скорей всего, пойдем по пути топливных элементов. В США пока таких подлодок делают, но уже думают на этот счет».

 

По некоторым данным, российская воздухонезависимая силовая установка будет отличаться от мировых аналогов методом получения водорода. Чтобы не возить водород высокой чистоты на борту подлодки, в установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива.

По мнению ряда военных экспертов, уже через десять лет неатомные подводные лодки без анаэробной установки будут неспособны в полной мере выполнять стоящие перед ними боевые задачи в условиях усиливающейся противолодочной борьбы.


Как отмечает военный эксперт, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков, на «Калине» будет реализован еще целый ряд инновационных подходов. Будет обязательно усовершенствована боевая информационная управляющая система (БИУС).

 

В ходе работ над БИУС инженеры должны выработать новые решения для автоматизированной выработки рекомендаций по управлению оружием и маневрированию.


Та же Объединенная приборостроительная корпорация, например, уже разрабатывает новейшие комплексы связи для подводных лодок пятого поколения, которые исключают человеческие ошибки. Идет разговор и о применении «Калиной» перспективных роботизированных комплексов.


Андрей Петров

Вернуться назад