Медленный темп и огромные потери в живой силе и
технике, которые демонстрирует украинское контрнаступление, в очередной раз подтвердили тезис о том, что для успеха подобных операций необходимо обеспечить господство в воздухе. А вот справится ли с подобной задачей российская армия?
Битва за небо
На написание данной публикации ее автора натолкнули некоторые цифры, заставившие серьезно задуматься. Так, при совершении своей интервенции в Ирак западная коалиция создала воздушную группировку, в которой совокупно насчитывалось от 1700 до 1800 тактических самолетов и свыше 2000 вертолетов. Против маленькой Сербии натовские агрессоры задействовали 1100 самолетов и 800 вертолетов. Впечатляет.
У России же сегодня совокупно в ВКС РФ и Морской авиации ВМФ РФ имеется что-то около 960 тактических самолётов и 1170 вертолётов. Цифра неточная, поскольку в ходе СВО есть потери в авиации, но при этом на фронт поступают новые. Поэтому она приведена как некий ориентир, чтобы был понятен масштаб задач, если сравнивать территорию Ирака, Сербии и Украины, технологический уровень блока НАТО, стоящего за ВСУ. Очевидно, что нам нужно больше самолетов и вертолетов, но откуда их взять в товарных количествах, а также квалифицированных пилотов для управления ими?
Не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы высказать некоторые соображения по этому поводу. Думается, что решением столь насущной проблемы стало бы развитие однодвигательной авиации для компенсации дефицита двухдвигательной, а также планомерный переход к более активному использованию беспилотной. Итак, что же это даст конкретно?
Однодвигательные
Так исторически сложилось, что советская истребительная авиация была однодвигательной и при этом хорошо себя показала во множестве конфликтов. Преимуществ у однодвигательных самолетов перед двухдвигательными множество: они проще и дешевле в массовом производстве и последующем обслуживании, стоимость их летного часа может быть ниже в разы, и, соответственно, такие истребители пользуются повышенным спросом в небогатых странах. Машины такого класса есть у Китая, Пакистана, Индии, Швеции и даже богатейших Соединенных Штатов.
Истребители четвертого поколения F-16, которые Украина выпрашивает и, несомненно, в итоге получит, как раз относятся к однодвигательным. К слову, это самый массовый истребитель в мире на сегодняшний день. Малозаметный американский F-35 Lightning II, относящийся уже к пятому поколению, также имеет одну силовую установку. У нас же сегодня все истребители в составе ВКС РФ и Морской авиации ВМФ РФ являются двухдвигательными.
Однодвигательные были все отправлены на утилизацию в начале 90-х годов по решению президента Ельцина. Самолет с двумя силовыми установками более надежен, грузоподъемен и имеет большую дальность полета, но он существенно дороже в производстве и последующем обслуживании. Это все очень хорошо, но по-настоящему массовыми такие летательные аппараты в российских реалиях стать не смогут. При этом, надо отметить, что по-настоящему легких истребителей типа МиГ-21 в России не осталось. Двухдвигательный МиГ-29 относится, скорее, к средним.
Важный шаг в решении данной проблемы был сделан несколько лет назад, когда в инициативном порядке корпорация «Сухой» начала разработку легкого тактического истребителя Су-75 Checkmate. Самолет собран на компонентной базе тяжелого двухдвигательного Су-57, сохраняя его преимущества в виде малозаметности. Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов пообещал, что первый российский современный однодвигательный истребитель будет экономически выгоднее для заказчиков, чем американский F-35:
В отличие от последнего, наш самолет экономически выгоднее. Напомню, что стоимость летного часа Checkmate в семь раз ниже, чем у F-35.
Отметим, что разработка эта инициативная, и заказа от Минобороны РФ на него пока что нет, поскольку Су-75 изначально предполагалось продавать на экспорт. Однако новые геополитические реалии, возникшие после начала СВО, буквально требуют, чтобы малозаметный легкий истребитель, способный иметь беспилотную версию, производился крупными сериями для нужд ВКС РФ и Морской авиации ВМФ РФ.
Между тем, хотелось бы озвучить иные варианты, как Россия могла бы быстро обзавестись массовым по-настоящему легким однодвигательным истребителем. Некоторое время назад на «Репортере» выходила
публикация, в которой было рассказано о том, что было бы правильным возобновить производство простых и дешевых советских истребителей МиГ-21 сразу в беспилотной версии, чтобы использовать их в качестве штурмовиков для доставки и сброса на позиции противника планирующих авиабомб. Знакомые с реалиями производственных возможностей в комментариях отметили, что для старых самолетов сейчас нет необходимых комплектующих и производственных линий, которые было когда-то проданы за рубеж. Собственно говоря, последнее и открывает некоторое окно возможностей.
В частности, на базе советского МиГ-21, производимого в КНР по лицензии, по заказу Исламабада был разработан легкий истребитель-бомбардировщик Chengdu FC-1 Xiaolong, имеющий название JF-17 Thunder в ВВС Пакистана. Доработку самолета помогали осуществить специалисты КБ МиГ, двигатель используется наш, РД-93 производства российского ОАО «Климов». Сборка осуществлялась изначально в Китае, затем открылось совместное предприятие в Пакистане. В очередь на покупку этого простого и неприхотливого самолета выстроились заказчики из Шри-Ланки, Катара и Кувейта. Есть над чем задуматься.
Так вот, при желании можно было бы договориться либо о производстве этого модернизированного МиГ-21 в России по лицензии, либо создать что-то свое, под иным названием, но на китайской компонентной базе, чтобы ускорить процесс запуска конвейера. Этот легкий истребитель способен занять очень важную нишу, став настоящей «рабочей лошадкой» российской авиации, пилотируемой или беспилотной.