Военно-морская немощь: ВМСУ как ее яркий пример

На днях лидер непризнанного «крымско-татарского Меджлиса», депутат Верховной рады Украины Рефат Чубаров заявил, что Киев не должен исключать военного способа возвращения Крыма. При этом Чубаров посоветовал правительству Украины уделять особое внимание флоту. Видимо, будучи полностью поглощенным видением грандиозных военно-морских операций под жовто-блакитным флагом, бывший лидер бывшего меджлиса совсем оторвался от реальности и ушел в страну грез.
 
Чем-то иным объяснить слова Чубарова трудно, ибо «нет повести печальнее на свете», чем история Военно-морских сил Украины.

 

Первопредатели


Пожалуй, наиболее емко об этой истории высказались двое офицеров нашего флота, можно сказать, стоявших у «колыбели» ВМСУ. Будем считать их слова эпиграфами к нашей статье. Или, если угодно, эпитафиями из этой «шекспировской» истории.


Бывший командующий Краснознаменным Черноморским флотом и бывший первый заместитель Главнокомандующего ВМФ, не позволивший при развале СССР Украине «прихватизировать» большую часть кораблей КЧФ, адмирал Игорь Касатонов: «Образованный на волне предательства отдельных офицеров (ВМФ) в 1992 году, за двадцать четыре года своего существования украинский флот так и не смог превратиться в настоящий боевой организм с традициями воинской чести, преданности флагу и воинской присяге. Март 2014 года подвел красную черту под историей военно-морских сил Украины. Тогда более 80% ее офицеров, мичманов и матросов одновременно добровольно приняли российскую присягу и перешли на службу в Российский флот».


Бывший заместитель начальника пресс-группы ГК ВМФ и участник переговоров по Черноморскому флоту с Украиной, а ныне — писатель-маринист, капитан 1 ранга Владимир Шигин: «Украинский флот бесславно «почил в бозе». Честно говоря, рано или поздно это и должно было произойти, но никто не предполагал, что это случится так быстро и так позорно. Тщедушное тело украинского флота судорожно дергается в последних агонистических конвульсиях. Мозг уже умер, но пятки еще скребут по влажной гальке одесского Лонжерона…»


История ВМСУ начиналась очень романтично. Можно сказать — по-революционному. Сперва от КЧФ «отпочковалась» группа офицеров-заговорщиков, а точнее перебежчиков. Сами себя они назвали «орггруппой ВМСУ». В дальнейшем они даже украсили себя специальным украинским памятным нагрудным знаком. Мол, мы были первыми! Жаль, что на этих нагрудных знаках отсутствовала надпись, которыми перебежчиков именовали их бывшие сослуживцы, а именно — «первопредатели»…


Потом в ВМСУ появился свой «броненосец «Потемкин». Это был сторожевой корабль СКР-112, который 21 июля 1992 года был захвачен группой проукраинских заговорщиков во главе с недавно снятым с должности капитаном 2 ранга Николаем Жибаревым. «Сто двенадцатый» поднял украинский флаг и из Донузлава сбежал в Одессу, став тем самым первым кораблем, вошедшим в состав ВМСУ. В Одессе «герои восстания» немедленно предались безудержному кутежу, вследствие чего один из «героев» выпал за борт и утонул.


Характерно, что в дальнейшем практически все угонщики сторожевика были вышиблены со службы в ВМСУ за полную неспособность к таковой. Характерна для ВМСУ и судьба их первого боевого корабля. Сперва СКР-112 с помпой получил новый тактический номер U132 (индекс U от английского Ukraine), но уже в конце 1993 года корабль из-за отвратительного состояния матчасти и отсутствия средств на ее ремонт исключили из списков ВМСУ и вывели в отстой. Летом 1996 года сторожевик под громкие крики украинской общественности: «Этот исторический корабль мы будем хранить вечно!» — был… утилизирован и разобран на металлолом на базе «Вторчермет» в Севастополе.


 

Военно-морская немощь: ВМСУ как ее яркий пример

 

В судьбе СКР-112 как в капле воды отразилась вся концепция дальнейшего существования ВМСУ, которые создавались не эволюционно, а ситуативно и для исполнения единственной задачи «Чтоб было!». ВМСУ создавались государством, которому флот изначально был не то что не по карману — он был просто не нужен. Вся дальнейшая судьба украинского флота стала лишь доказательством этого.


Фрегат без комплексов и остальные


Показательный факт: за вычетом прочего колоссального количества имущества флота, Украина из числящихся к моменту раздела в составе КЧФ 525 боевых кораблей, катеров, судов и плавсредств получила 137. Естественно, не все из них были на ходу или достроены, но, тем не менее, факт есть факт — ВМСУ получили 137 плавединиц. В итоге к концу 2012 года эта армада «ужалась» до 2—3 десятков плавединиц! Все остальное было распродано, сдано в металлолом, проржавело насквозь, утонуло или оказалось просто заброшенным, как недостроенный ракетный крейсер «Адмирал флота Лобов» — систершип знаменитого флагмана КЧФ ракетного крейсера «Москва».


С «Лобовым» вообще случился анекдот. Воли и ресурсов Украины хватило лишь на то, чтобы переименовать стоящий в Николаеве крейсер в «Україну» и наотрез отказаться продавать этот недострой России. В итоге корабль закономерно со временем пришел в состояние, когда его выгоднее всего стало, как говорят моряки, «распилить на патефонные иголки».


Однако у нас не историческая монография, поэтому лишь фрагментарно вспомним некоторые яркие моменты, связанные с ВМСУ.


Единственным боевым кораблем океанской зоны, способным хоть как-то демонстрировать украинский флаг за пределами Черного моря, стал фрегат (бывший СКР проекта 11351, введенный в строй ВМСУ в 1993 году) «Гетьман Сагайдачний», напрочь лишенный ударных ракетных комплексов. При этом на боевом корабле стоит нештатный гидроакустический комплекс, а на приобретение для фрегата коммерческой РЛС яхтенного образца пришлось собирать деньги всем волонтерским миром.


 

Военно-морская немощь: ВМСУ как ее яркий пример

 

Единственная субмарина украинского флота «Запоріжжя» (бывшая Б-435, ДЭПЛ проекта 641, введенная в строй ВМФ СССР в 1971 году), — это вообще отдельная история. Б-435 досталась украинцам с неисправными аккумуляторами, но ВМСУ это не смутило, и лодке был присвоен пафосный тактический номер U01 с одновременным вручением экипажу «великого пидвидного човна» украинского военно-морского флага, освященного в киевском Владимирском соборе.


Первые же попытки нового неопытного экипажа «чуть-чуть поплавать» привели к массовому выходу из строя корабельных систем. Лодка ушла в затяжной ремонт, где простояла аж до 2012 года. При этом техническое состояние «Запоріжжя» было такое, что лодку, по слухам, пришлось приваривать к причальным конструкциям — иначе «пидвидный човен» рисковал стать «пидвидным» навсегда.


Параллельно с этим ВМСУ принялись изыскивать средства на приобретение новых аккумуляторных батарей и ремонт лодки. Средства эти периодически находились, но каким-то волшебным образом тут же уходили в никуда. Россия предлагала купить АКБ у нее, но Украина с возмущенным фырканьем предпочла их купить у греков. Правда, по вдвое более высокой цене и не те.


В общем, худо-бедно «човен» был в 2012 году при помощи российских специалистов поставлен на ход и анонсирован к участию в российско-украинских учениях «Фарватер мира». То, как эти учения были в итоге проведены, тоже выглядит очень показательно.


«Фарватер мира» в действии


Первоначальная канва всего действа должна была быть такой.


1. Морской паром Севастополь—Стамбул в исполнении БДК «Цезарь Куников» (бортовой 158) в энное время энным курсом, имея энный ход, выходит в море.


2. В то же море выходит в надводном положении украинская субмарина «Запорі́жжя» (бортовой U01).


3. Где-то посреди вышеупомянутого моря U01 условно врезается в «сто пятьдесят восьмого» (В этом месте ВМСУ страшно возмутились: «А почему именно наши врезаются?!» На что наши кротко ответили бывшим нашим, что если наоборот, то спасать будет уже некого). БАМ! — на «пароме» вспыхивает пожар. U01 же в результате условного столкновения самым натуральным образом ложится на грунт.


4. Теряя тапки на бегу, к месту ЧП приносится аварийно-спасательная служба КЧФ в лице водолазного бота и спасает всех.


5. Хэппи энд.


Ознакомившись с планом «блицкрига», командование ВМСУ впало в затяжную задумчивость и толсто намекнуло командованию КЧФ, что у командования ВМСУ нет ни малейших сомнений в том, что U01 положить на грунт конечно же удастся. Зато есть некоторые сомнения в том, что лодку образца 1971 года, простоявшую в непрерывном ремонте с 1995-го по 2012-й год, удастся от этого самого грунта потом оторвать.


 

«Но вы же написали, что лодка введена в линию!» — возмутились наши. «Ну, у вас вон рядом со штабом на заборе тоже всякое написано... Мы за забор заглянули, а там — дрова!» — лихо парировали ВМСУ. Штаб КЧФ устыдился и план учений переработал. В окончательном варианте он осуществлялся так:


1. Морской паром Севастополь—Стамбул в исполнении БДК «Цезарь Куников» (бортовой 158) в энное время энным курсом, имея энный ход, выходит в море.


2. В то же море УСЛОВНО выходит в надводном положении «Запорі́жжя» (бортовой U01).


3. Где-то посреди вышеупомянутого моря U01 (без отрыва от причальной стенки) условно врезается в 158-го. БАМ! — на «пароме» где-то далеко в море вспыхивает пожар. U01 (все также без отрыва от стенки) ложится на грунт, что символизируется кряканьем ревуна, подачей соответствующих команд и задраиванием экипажа в прочном корпусе.


4. «Цезарь Куников» сам себя тушит, одновременно отыгрывая и за себя, и за АСС.


5. Водолазный бот КЧФ чалится к U01. Один спасатель под объективами видеокамер картинно сигает в воду, а остальные, под хохот сторонних свидетелей, враскорячку лезут в полном водолазном снаряжении через планширь на условно утопшую подлодку.


6. Посредством гаечного ключа, которым водолазы лупят по комингсу лодочного люка, «устанавливается связь» с «утопленниками».


7. С причала, имитирующего спасательное судно «Коммуна», на «пидвидный човен» подают воздух и телефонный провод. После чего начинается спасение л/с. Часть подводников самым натуральным образом покидает лодку через торпедные аппараты, и водолазному боту приходится носиться по прилегающей акватории как угорелому. Ибо эта часть л/с «човна» по выходе на поверхность от восторга забыла, какие телодвижения надо совершать, чтобы плавать. Пока наши выдергивали из воды бывших наших, на условно лежащую на грунте лодку кран водружал неохватную руками штуку — водолазный колокол. Обсевшие палубу «човна» спасатели, уже успевшие упреть в своих гидрокостюмах, выплюнули загубники и принялись азартно орать УСЛОВНО ИЗ-ПОД ВОДЫ «Вира!» и «Майна!»


 

Военно-морская немощь: ВМСУ как ее яркий пример

 

По итогам учений все его участники получили зачет. Российские — заслуженно, украинские — потому что никого и ничего не утопили. Вот такой был у Украины флот и вот такая у него была «боевая подготовка».


Окончание следует.

 

Вернуться назад