Что потребуется для форсирования Днепра российскими войсками


Оставление российскими войсками без боя Херсона, единственного освобожденного в ходе СВО областного центра бывшей Незалежной, стало не только серьезным имиджевым ударом по Кремлю, но и поставило закономерный вопрос, как, собственно говоря, мы будем впоследствии его отбивать обратно?


Да, ответ на этот болезненный вопрос надо искать уже сейчас. В соответствии с Конституцией РФ, вся Херсонская область является частью Российской Федерации, и миром киевский режим нам оккупированную им территорию точно не вернет. Следовательно, ВС РФ как-то придется возвращаться на Правобережье, что поставит вопрос также о судьбе Николаева, Кривого Рога, Днепропетровска, Запорожья и Одессы, где освобождения от власти украинских нацистов ждут ничуть не меньше, чем в Донецке, кто бы что ни говорил по этому поводу. Но как это сделать, если перед российскими войсками оказался Днепр, считающаяся непреодолимой водная преграда?

Битва за Днепр


Рассуждая на эту тему, нельзя не учитывать опыт преодоления Днепра в ходе Великой Отечественной войны в 1943 году. Битва за Днепр по праву считается одним из крупнейших сражений в мировой истории, поскольку в ней с обеих сторон было задействовано порядка 4 миллионов человек, а боевые действия шли на фронте более 750 километров. Победа в итоге досталась нам, но какой ценой? Потери Красной Армии составили свыше 400 тысяч человек, гитлеровцев – 300 тысяч.

Главной причиной столь высоких потерь стало то, что наступательная операция была проведена без должной подготовки. Это впоследствии признавал сам Георгий Жуков:

Для тщательной подготовки наступления к Днепру у нас не было возможностей. В войсках обоих фронтов чувствовалась большая усталость от непрерывных сражений. Ощущались некоторые перебои в материально-техническом обеспечении.

И дело совершенно не в том, что в СССР воевали, «забрасывая трупами» противника. Напротив, в Ставке пытались минимизировать свои последующие неизбежные высокие потери при форсировании Днепра. По его высокому и крутому Правому берегу немцы задумали создание Восточного вала, который, по словам самого Гитлера, должен был стать «барьером, защищающим Европу от большевизма». Взятие подобного оборонительного рубежа стоило бы Красной Армии впоследствии неизмеримо больших потерь.

Именно поэтому, когда немецкие войска после поражения в Курской битве летом 1943 года начали поспешно откатываться на запад, за Днепр, было решено начать широкомасштабное наступление, чтобы прорваться за реку буквально на плечах отступающего противника. В движение советские войска перешли всего через три дня после завершения сражения на Курской дуге. Уставшие красноармейцы шли по выжженной гитлеровцами территории, откуда вывозилось либо уничтожалось все, что могло бы им помочь: продовольствие, домашний скот, лодки и проч. Растянувшимся частям пришлось форсировать Днепр с ходу, не имея зачастую ни поддержки артиллерии и авиации, ни плавсредств и понтонов, прямо в холодной воде. С высокого Правого берега по ним били пулеметы и орудия немцев, работала авиация, укрыться от которых в степной местности не было возможности.

Одной из самых драматичных страниц истории Битвы за Днепр является попытка воздушного десанта, которая оказалась крайне неудачной. По плану более 4 тысяч десантников должны были быть сброшены в тыл к немцам, но из-за ошибок пилотов часть из них оказалась в водах реки, где они утонули, а другие приземлились прямо на позиции немцев, где вступили в неравный бой и почти все погибли. Гвардии младший сержант 3-й Гвардейской воздушно-десантной бригады Петр Неживенко вспоминал произошедшее следующим образом:

Там было сосредоточено 6 дивизий и два танковых корпуса. И вот на них нас и бросили… Мы шли с неба в бой, и погибали в небе…Там все горело, ночь в день превратилась… Вся бригада должна быть сдесантирована в радиусе 7-10 километров, а летчики ее разбросали на 100 километров, от Ржищива до Черкасс… И, вместо действий бригады, нам приходилось действовать маленькими отрядками, которые легко уничтожит.

Уцелевшие советские десантники пробились из окружения и присоединились к партизанам. После этой трагической неудачи в ходе Великой Отечественной новых масштабных десантных операцией Красной Армией не предпринималось. Сумевшие переправиться на Правый берег Днепра советские части оказывались под постоянным огнем противника и были вынуждены удерживать занятые плацдармы без тяжелой бронетехники и достаточного количества боеприпасов.

Все вместе это и определило высочайший уровень потерь. Очевидно, что Россия просто не может позволить себе повторение такого сценария. Можно ли этого избежать?

Битва за Днепр-2?


На самом деле, повторение событий образца 1943 года сегодня просто невозможно по целому ряду причин:

Во-первых, численность задействованных в боевых действиях воинских контингентов с обеих сторон уступает в разы.

Во-вторых, ВСУ уже находятся на Правобережье и имеют все возможности для строительства «Восточного вала-2», в чем они давно набили руку.

В-третьих, разведывательная сеть блока НАТО сделает невозможной какие-то скрытные накопления крупных сил ВС РФ и их неожиданный бросок к Днепру с последующим стремительным форсированием. Нас на том берегу точно будут ждать.

В совокупности это означает, что, если форсирование Днепра российской армией в ходе СВО и состоится, то произойдет оно еще довольно нескоро и только после всесторонней подготовки.

Прежде всего, необходимо добиться полноценного боевого слаживания усиленных за счет мобилизации частей ВС РФ и оснастить их в должной мере защищенными средствами связи, чтобы войска реально были хорошо управляемыми. Иначе любое широкомасштабное наступление, что через Днепр, что с территории Белоруссии, рискует просто захлебнуться из-за банальной дезорганизованности, превратившись в «кровавую баню».

Перед форсированием речной преграды российской авиации необходимо будет обеспечить себе полноценное господство в воздухе. Сделать это до сих пор не получилось из-за наличия у противника средство ПВО, поэтому следует сделать ставку на беспилотную тактическую авиацию и на применение корректируемых авиабомб. БПЛА иранского происхождения, если закупить их в требуемом количестве, могут вести воздушную разведку, корректировку артогня и наносить удары самостоятельно противотанковыми ракетами и корректируемыми авиабомбами. Также иранские планирующие авиабомбы может эффективно применять пилотируемая авиация, не входя в зону действия ПВО противника.

То есть, на Правобережье для успеха наступательной операции ВС РФ должно стать темно от российской авиации, беспилотной и пилотируемой, которая должна будет вбить ВСУ в землю. Только после этого возможно повторение десантной операции по захвату плацдарма на противоположном берегу Днепра, но не сбрасывая ВДВ-шников с парашютов, а доставляя их на вертолетах на малых высотах при поддержке ударных. Отметим, что в Минобороны РФ недавно решили значительно увеличить численность воздушно-десантных войск и морской пехоты. И только после этого в дело должны будут вступить Инженерные войска, которые наведут переправу при помощи понтонного парка ПП-2005. При его помощи можно оборудовать быстро мостовые переправы под грузы 60 тонн и паромные переправы под грузы 720 тонн. Иначе говоря, переправляться через Днепр вплавь российским солдатам уже не придется.

Наконец, крайне желательно перед началом наступления освободить все Левобережье, чтобы иметь возможность заблаговременно создать несколько плацдармов по широкой линии фронта вдоль реки, чтобы противник не знал, какой ложный, а какой настоящий.

Таким образом, операция по форсированию Днепра в наши дни все же возможна, и она может быть не столь кровопролитной, как в 1943 году, но ее проведение требует значительной подготовки и перевооружения ВС РФ и ВКС РФ.
Вернуться назад