АПЛ «Хаски»: до встречи в море!

Американцы очень бдительно следят за нашим военным строительством. В середине марта официальный представитель Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил российской прессе о начале разработки подводной лодки пятого поколения «Хаски». Проект находится ещё в самом начале: эскизный образец будет готов только через два года. Несмотря на скудость информации, постоянный обозреватель российской военной техники из The National Interest Дэйв Мажумдар посвятил «Хаски» целую статью. Почитаем.


Два варианта «Хаски»

Особенностью «Хаски» будет её максимальная унификация с другими подводными лодками. По мнению американского обозревателя, это очень похоже на подход, который применяют американцы. В США разрабатывается новый класс АПЛ «Огайо», в котором будут по максимуму использоваться технологии из предыдущей серии «Вирджиния». Благодаря этому, удаётся значительно удешевить всю работу.


Однако Мажумдар предположил, что российские конструкторы способны пойти на шаг дальше и разработать две версии новой подлодки. Одна из них, как и АПЛ проекта «Ясень», будет предназначена для борьбы с подводным и надводным флотом противника, а другая – для поражения наземных целей. Для этого нужно только вставить в корпус секцию с установками для запуска баллистических ракет.


Действительно, в российской прессе сообщалось, что КБ «Малахит» разрабатывает два варианта подводной лодки «Хаски» на основе одного и того же дизайна корпуса. Различия в системах вооружения: в одном из вариантов предполагается размещение на борту только торпед и противокорабельного вооружения, а  в другом варианте подлодки будут вооружены крылатыми и баллистическими ракетами.


Первая версия, скорое всего, заменит подводные лодки проекта 971 «Щука-Б», проекта 945 «Сьерра» и проекта 671РТМ «Щука».  Вторая же версия заменит ПЛАРК проекта 949А «Антей». На этот вариант «Хаски» предполагается установить гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», что явилось неожиданностью для американца.


Возьмём всё лучшее

Дальше господин Мажумдар начинает гадать и предполагает, что за отправные точки проекта «Хаски» будут взяты проект 885М «Ясень» и элементы проекта «Борей», но новые подлодки будут меньше и дешевле своих советских предшественников. Кроме того, Мажумдар видит какие-то признаки того, что и на «Хаски» будет внедрена автоматизированная система управления, первый вариант которой был опробован на лодках проекта 705 «Лира». В принципе-то, логично всё: нужно брать все лучшие предыдущие наработки. Очевидно, что такой подход сэкономит и деньги, и время.


Американец считает, что на «Хаски» будет установлен реактор с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве были установлены на «Лирах», и в своё время они являлись образцами передовых разработок. Атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. С одной стороны, установка такого реактора позволит сделать лодку компактной: водоизмещением всего 6000 тонн, но с другой это потребует создания специализированных портовых систем обслуживания. Впрочем, всё это было отработано ещё на «Лирах» в советское время. Накопленный опыт и далеко продвинувшиеся с тех пор технологии позволят сделать управление и обслуживание жидкометаллического реактора более безопасным.


Композитные материалы

Одной из важных проблем, которую нужно решить при проектировании новых подводных лодок — это максимальное снижение шума и достижение максимальной невидимости для радаров. И здесь нам на помощь придут новые композитные материалы. Вообще, учитывая условия эксплуатации подводных лодок и требования, которые к ним предъявляются, конструирование субмарин – это довольно интересная задача для материаловедения.


В советское время у нас делались подлодки с полностью титановым корпусом. Титан – очень прочный и одновременно лёгкий металл, но очень дорогой. У «Ясеней», поэтому, не весь корпус делается титановым, а только часть. А разработчики «Хаски» планируют и вовсе обойтись без титана, полностью перейдя на композиты. Причём из композитных материалов будут делаться все детали.


Цитируя Валерия Половинкина, советника Государственного научно-исследовательского центра им. Крылова, Мажумдар утверждает, что двуслойный композитный материал позволит не только значительно уменьшить вес субмарины, но и сделать её практически невидимой для радаров за счёт сильного поглощения материалом излучения радара. Другим свойством российского композита является его высокая звукопоглощающая способность. Таким образом, «Хаски» будет и невидимой, и неслышимой.


И это ещё не все плюсы композитных материалов. В отличие от металлов, композиты не подвержены коррозии, которая является бичом всех кораблей, плавающих в солёной океанской воде. Это значит, что эксплуатационные расходы сильно сократятся: не нужно будет тратиться ни на покраску, ни на резиновую обшивку. Уже в 2018 году планируется испытать гребной винт, сделанный из этого материала.


До встречи в море!

Судя по тону статьи, Дэйв Мажумдар серьёзно отнёсся к информации о новом проекте наших подводных лодок. Хотя он не провёл детального сравнения с американскими субмаринами, но в этом нет ничего странного. Судя по нескольким оговоркам, «Хаски» будет превосходить по некоторым характеристикам находящийся в разработке американский проект «Огайо». Одно из важных превосходств заключается в том, что пока американцы работают над одним типом подлодок, у нас будет сразу два. В цене и количестве инноваций мы тоже опережаем США. Впрочем, спешить с выводами не стоит. Подождём встреч в море.

Вернуться назад