Россия возвращает советскую ЧГК для суда над украинскими нацистами

Президент РФ Владимир Путин дал поручение Генеральной прокуратуре и Следственному комитету проработать возможность создания единого органа для расследования военных преступлений киевского режима. За основу предлагается взять советскую Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников (ЧГК).

Эта комиссия была создана 80 лет тому назад указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 года. В ее состав вошли известные ученые и авторитетные общественные деятели. В то же время финансовое и организационное обеспечение находилось в компетенции государства. Комиссия занималась фиксацией нацистских преступлений, подсчетом ущерба, сбором доказательств для будущих судебных процессов. Собранные ЧГК материалы послужили основанием для предъявления их в качестве обвинения на Нюрнбергском процессе.

Идея по созданию аналога ЧГК прозвучала в ходе заседания президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека. При этом членами Совета было сказано, что советская комиссия прекратила свое существование в 1951 году. Получается, что Следственный комитет и Генпрокуратура должны подготовить проект создания нового органа?

Фото: © РИА Новости/Михаил Метцель

Но ведь ЧГК юридически не прекратила существование до настоящего времени. Последний протокол госкомиссии по документированию нацистских преступлений датирован мартом 1960 года. Другое дело, что финансовое и организационное обеспечение деятельности ЧГК находилось в введении МВД СССР. В мае 1960 года в рамках хрущевских "реформ" МВД СССР было ликвидирована. Деятельность ЧГК перестала финансироваться. В то же время решение о ликвидации комиссии не было принято.

Вместе с тем на послевоенных процессах, организованных по материалам ЧГК, были осуждены далеко не все нацистские преступники. Главное же – не был осужден нацизм, как форма политической организации и идеология. Именно это и привело к реинкарнации нацизма на Украине. Таким образом, деятельность ЧГК не была завершена. Поэтому речь должна идти не о создании новой комиссии, а о возобновлении советской.

ЧГК имеет международный статус. Этот статус был закреплен международными соглашениями, в частности Декларацией Объединенных Наций (Сент-Джеймсская декларация) 1942 года. Она гласила, что одной из основных целей войны является "наказание нацистских преступников путем организованного правосудия". На основании этой декларации, признанной СССР, США, Англией, Китаем и их союзниками, было санкционировано создание Межсоюзнической (Международной) комиссии по наказанию за военные преступления. Данная комиссия наделялась правом на разработку международного уголовного права и органов международного уголовного правосудия. Она имела два отделения – в Лондоне и Москве. Лондонское отделение вскоре было ликвидировано, а функции московского отделения до сих пор выполняет ЧГК. В таком статусе юридическая сила ее действий закреплена статьей 107 Устава ООН, которая сегодня признана всеми государствам мира.

Фото: © Global Look Press/Sean Kilpatrick/Keystone Press Agency

Для международного признания новой комиссии потребуется отредактировать Устав ООН. Подобное в современных реалиях затруднительно.

Соответственно, только международный трибунал, созданный ЧГК, будет иметь международное признание.

Добавим, что возобновление деятельности советской комиссии позволяет решить и еще одну задачу.

Еще в 2015 году Следственный комитет РФ призвал устранить из Конституции РФ положения о безусловном приоритете норм "международного права" над российским правом. Под это положение в 1996 году был прописан международно-правовой раздел Уголовного кодекса России. Этот раздел был подготовлен при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (заявление самого USAID). В соответствии с принципом приоритета "международного права" в него были внесены положения, характерные для англосаксонского права. На их основе невозможно судить тех, кто создан и финансируется англосаксами. Именно поэтому Следственный комитет призывал пересмотреть Конституцию, а затем, опираясь на новую редакцию Основного закона, отредактировать Уголовный кодекс.

В 2020 году в России прошла конституционная реформа. Однако тогда было принято решение не трогать первые два раздела Основного закона, в т.ч. статью, в которой прописан приоритет международного права. Соответственно, и Уголовный кодекс остался неотредактированным. Возобновление деятельности ЧГК позволяет решить эту проблему. Этот орган вправе самостоятельно формировать международное уголовное право.

ЧГК вправе отредактировать нормы Уголовного кодекса, приведя его в соответствие с российским правом. Причем сделает это в точном соответствии с нормами о приоритете международного права в действующей Конституции.

Вернуться назад