Почему «Долгое государство Путина» столкнулось с системным кризисом


В феврале 2019 года вышла знаменитая статья Владислава Суркова под названием «Долгое государство Путина. О том, что здесь вообще происходит». В ней было предложено назвать Российскую Федерацию по имени президента Путина как четвертый тип российской государственности, поставив его в один ряд с Иваном Третьим, Петром Великим и Владимиром Лениным.


Бывший «главный интеллектуал президентской администрации» откровенно расхваливал своего шефа на все лады:

Большая политическая машина Путина только набирает обороты и настраивается на долгую, трудную и интересную работу. Выход ее на полную мощность далеко впереди, так что и через много лет Россия все еще будет государством Путина, подобно тому как современная Франция до сих пор называет себя Пятой республикой де Голля, Турция (притом что у власти там сейчас антикемалисты) по-прежнему опирается на идеологию «Шести стрел» Ататюрка, а Соединенные Штаты и поныне обращаются к образам и ценностям полулегендарных «отцов-основателей».
Необходимо осознание, осмысление и описание путинской системы властвования и вообще всего комплекса идей и измерений путинизма как идеологии будущего. Именно будущего, поскольку настоящий Путин едва ли является путинистом, так же, как, например, Маркс не марксист и не факт, что согласился бы им быть, если бы узнал, что это такое. Но это нужно сделать для всех, кто не Путин, а хотел бы быть, как он. Для возможности трансляции его методов и подходов в предстоящие времена.

Однако к исходу 22-го года своего существования «Долгое государство Путина» подошло к состоянию системного кризиса, который просто невозможно отрицать. Самое интересное, что геополитическую «атомную бомбу» под него подложил сам Владислав Сурков, автор и куратор обоих Минских соглашений, за реализацию которых в 2015 году он был даже награжден орденом Александра Невского с формулировкой «За заслуги в обеспечении деятельности администрации президента РФ и многолетнюю безупречную государственную службу».

Что же пошло не так? Почему в феврале 2019 года все было так хорошо, а в феврале 2022-го вдруг стало не очень?

Если убрать в сторону пропагандистскую шелуху, то окажется, что «Долгое государство Путина» стояло на трех китах: высоких ценах на углеводородное сырье, внутриобщественном консенсусе под названием «путинская стабильность» и на «понтах».

С первым китом, думается, и так все понятно. В «тучные годы» Россия получила просто колоссальные сверхдоходы от экспорта нефти, газа и прочих природных ресурсов, которые, увы, не были использованы так эффективно, как могли бы. Однако кое-что перепало и народу, что было приятным контрастом с «лихими 90-ми». Если бы российская нефть в двухтысячные стоила 50 долларов за баррель, многие любители «путинской стабильности», возможно, вспоминали бы этот период не с такой уж и ностальгией.

Второй кит, как сиамский близнец, неразрывно связан с первым, однако проблема эта намного шире. Дело в том, что в наследство от «царя Бориса» Путин получил вооруженный конфликт в Чечне, террористические взрывы в жилых домах, а также разгул преступности. Суть сформировавшегося в нулевые общественного договора между властью и народом состояла в том, что мы все соглашаемся с существенным урезанием наших прав и свобод в обмен на строительство «вертикали власти» во главе с «Сильной личностью», которая наводит порядок железной рукой. И вроде бы даже получилось. Чечню замирили, залив деньгами, бандитов в трениках отодвинули на обочину истории вежливые «люди в штатском». Политикум оказался основательно зачищен, а в общественное сознание активно внедрялась установка: «Если не Путин, то кто?»

Третий кит – это наши «понты»: грозные речи, подкрепляемые не мощной производственной экономикой, а прорывными вооружениями, существующими зачастую в единичных экземплярах или малых сериях. Коллективный Запад, в свою очередь, постоянно делал вид, что боится русских танковых колонн, рвущихся к Ла-Маншу, а Соединенные Штаты с 2014 года последовательно создавали образ врага из Российской Федерации, чтобы дать новую жизнь блоку НАТО и увеличить продажи своих вооружений.

Итак, что же мы имеем по исходу девяти месяцев специальной военной операции по демилитаризации Украины?

Европа, наш главный стратегический партнер, поставила целью принципиальный отказ от закупок российского газа. В отношении черного золота из нашей страны вскоре будет введен ценовой потолок. Альтернативные рынки готовы брать российские углеводороды только с очень приличной скидкой, перекладывая все проблемы с их поставкой на экспортера. Динамика, как говорят врачи, негативная.

Начало СВО на Украине резко раскололо российское общество на сторонников и противников. Количество первых оценивается примерно в 70%, вторых – совокупно около 30%, что очень и очень много. Также очевиден раскол общества по политическим взглядам и видению послевоенного будущего на «белых» и «красных», о чем мы подробно рассказывали.
Увы и ах, но у власти сейчас находятся именно «белые», которым киевские и западные партнеры ближе и понятнее, чем собственное «красное» население с его чаяниями о воссоздании СССР-2 и желанием победить в этой новой «Великой Отечественной». Это глубинное противоречие между интересами истинных хозяев и заправил нашей страны и ее народа и определяет все «странности» спецоперации на Украине. Прямым следствием такого отношения является очевидное падение авторитета российской власти и внутри России, и за ее пределами.

Прежний общественный договор де-факто прекратил свое существование. И это, к сожалению, дало карт-бланш внешним врагам нашей страны. Новый замглавы ЦРУ Дэвид Марлоу прямым текстом говорит о том, что США будут использовать недовольство россиян своим президентом против него самого:

Вторжение в Украину стало провалом для президента России Владимира Путина и открывает возможности для западных спецслужб проводить агентурную работу среди недовольных россиян.

На самом деле, наглость американцев просто поражает, поскольку основным принципом действий разведки является максимальная скрытность. Подобная публичность заявлений из Вашингтона – прямой вызов Кремлю. И это только цветочки.

РФ даже не пригласили на конференцию по безопасности в Мюнхене, которая состоится 17-19 февраля 2023 года, где вместо официального представителя от Москвы западные партнеры примут российскую несистемную оппозицию либерального толка:

Российские власти не приглашены на Мюнхенскую конференцию по безопасности – 2023. Мы не станем предоставлять им платформу для пропаганды. Мы хотим обсудить будущее России с лидерами российской оппозиции и людьми, находящимися в изгнании. Их голоса должны быть услышаны.

Напомним, что именно на данной площадке в 2007 году президент Путин произносил свои грозные речи, считающиеся началом холодной войны – 2. Настоящей «вишенкой на торте» можно считать принятую накануне резолюцию Европарламента о признании России «государством – спонсором терроризма» из-за проводимой СВО на Украине. За нее проголосовали 494 евродепутата из 596, против – 58, еще 44 воздержались. Если присовокупить к ней недавний раскол по голосованию в ГА ООН за резолюцию против героизации нацизма, а также принятие резолюции по выплате Россией Украине «репараций», то общая картина получается крайне удручающей.

В общем, все сложно.
Вернуться назад