Многие из проблем СВО были заложены во время «реформ» ВС РФ


Неприятно, но факт. Специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины выявила целый комплекс проблем в российских армии и на флоте на всех уровнях – разведке, планировании, обеспечении и командовании. Об этом все уже наслышаны, повторяться смысла нет. Вопрос в том, как «вторая армия в мире» до такого состояния дошла, кто виноват и что делать?


Наверное, главной причиной того, что спецоперация продолжается уже девятый месяц, скажем так, с переменными результатами и конца и края ей пока не видно, является святая уверенность нашего Верховного главнокомандующего в том, что он может в любой момент ввести войска на Украину и за три дня взять Киев, поставив там «своего человечка». Именно поэтому в Кремле так снисходительно наблюдали за военными приготовлениями в Незалежной, которые шли по нарастающей все 8 лет Минских соглашений, а отечественная пропаганда легкомысленно высмеивала ВСУ. Однако, когда дошло до реального дела, стало уже не до смеха.

Почему же для современной российской армии, наследницы прославленной советской, спецоперация на Украине стала таким суровым испытанием?

Все, кто внимательно следит за ходом СВО, не раз слышали о жалобах военнослужащих на некоторых своих командиров, которые отдавали им неразумные приказы, а также на проблемы со снабжением. Это, к слову, стало одной из причин большого количества так называемых пятисотых среди контрактников на первом этапе спецоперации. Подобная информация всплывает в медиапространстве периодически, на что Минобороны РФ приходится реагировать, меняя офицеров, то есть проблема носит, увы, системный характер. Причины нынешних сложностей на фронтах были заложены давно, во время масштабных реформ российской армии.

Даже в бесславные времена президента Ельцина во главе Министерства обороны ставились исключительно профессиональные люди. Это и маршал авиации Е. И. Шапошников, и генерал армии П. С. Грачев, и генерал армии И. Н. Родионов, и главком РВСН, маршал России И. Д. Сергеев. Однако с приходом к власти президента Путина на этой ключевой для национальной безопасности нашей страны должности стали появляться совершенно посторонние люди.

В 2001 году министром обороны стал выходец из управления КГБ по Ленинградской области и бывший коллега Путина С. Б. Иванов. В 2007-м его сменил А. Сердюков, профессионал в сфере мебельной торговли. А в 2012 году после скандала на посту оказался бывший глава МЧС России С. К. Шойгу, о военной подготовке которого «Википедия» сообщает без подробностей – только об учебе на военной кафедре Красноярского политехнического института. И ладно бы гражданские министры приходили и просто «царствовали, но не правили», прислушиваясь к военным профессионалам. По факту каждый из них приводил с собой свою команду с прежней службы.

Кардинальную реформу ВС РФ, начатую при Сердюкове, и его «женский батальон» не критиковал только ленивый. Но вот несколько вопиющих фактов.

При этом «фельдмебеле», как его называли недоброжелатели, произошло сокращение численности офицерского состава с 450 тысяч человек до 150 тысяч. Были ликвидированы более 70 военных учебных заведений, а остальные два десятка «отреформировали» так, что из них были вынуждены уходить высококвалифицированные преподаватели, не желавшие уезжать из столичного региона в провинцию, годами не было достаточного количества топлива, боеприпасов и прочих ресурсов для нормального процесса обучения курсантов. Одновременно был ликвидирован Центр военно-стратегических исследований Генерального штаба, головная системная структура военной науки.

При Сердюкове на должность начальника Главного управления военного образования и науки была назначена Т. А. Фральцова, не имевшая никакого отношения к военному делу. Уволили ее после того, как она публично заявила, что выгоднее не содержать десятки военных вузов на территории РФ, а обучать будущих офицеров российской армии в США. Вместо нее была назначена Екатерина Приезжева, имеющая практический опыт только в области оборота алкогольной продукции. По факту сегодня многие командиры на украинских фронтах – это продукт сердюковских реформ.

Отдельно стоит упомянуть введение в армии так называемого аутсорсинга якобы для снижения непрофильной нагрузки. В реальности это превратилось в очередную «кормушку» для особо приближенных, что вынужден был признать уже сменщик Сердюкова Сергей Шойгу:

Система аутсорсинга, сложившаяся уже к 2012 году, не во всем себя оправдала. Задачи по обеспечению войск в боевых условиях не решались. Военнослужащих оказалось некому кормить, техника не ремонтировалась, ГСМ в районы полевых выходов не доставлялись.

А еще кто-то удивляется, почему на складах Минобороны РФ не оказалось 1,5 миллиона комплектов формы для военнослужащих, которая там должна была быть по документам!

Самой главной диверсией против ВС РФ профессионалы сегодня называют, впрочем, отмену деления их на традиционные для России полки, дивизии, армии, военные округа (фронты) и введение бригадной структуры. Материально-техническая база расформированных соединений «оптимизировалась», а новосозданные бригады уже не имели соответствующего тылового обеспечения.

Результаты подобных деструктивных «реформ» мы и наблюдаем сейчас воочию на украинских фронтах. Что-то получается исправлять на ходу, но без кардинального пересмотра их итогов говорить о каком-то прорыве не приходится.
Вернуться назад