1612 год – Смута на Руси или внешняя агрессия

4 ноября в России отметили День народного единства. Этот праздник приурочен к русской победе, которая была одержана 410 лет назад.

В 2004 году Госдума утвердила следующее описание памятной даты: 4 ноября 1612 года народное ополчение во главе с нижегородским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских захватчиков. В связи с этим День народного единства определялся как "конец Смутного времени, окончание междоусобиц и гражданского конфликта, восстановление независимой российской государственности". 

Стоит обратить внимание на то, как это событие трактуется в школьных пособиях. В учебном пособии "История России. 7 класс" (под редакцией В. Мединского, 2021 год) сказано, что в тот период на Руси "разразился глубокий кризис, названный современниками Смутой". Кризис был вызван тем, что в 1598 году умер сын Ивана Грозного Фёдор Иванович. Смерть этого бездетного царя привела к прерыванию династии Рюриковичей, что привело к гражданской войне. В дальнейшем к этому добавилась ещё и польско-шведская интервенция. Конец Смуте положило избрание нового царя Михаила Захарьина-Юрьева, которое последовало за освобождением Москвы ополчением Минина и Пожарского. Потомки нового царя Михаила вошли в историю под фамилией Романовы.

Как видим, и в описании Дня народного единства, которое утвердила Госдума, и в школьном пособии по истории акцент делается на том, что в начале XVII века произошла гражданская война. Смута – это распря, междоусобица. Интервенция Речи Посполитой и Швеции представляется следствием гражданской войны, её отдельным эпизодом.

Теперь обратимся к документально подтверждённым фактам.

В 1557 году Польша, Литва и немецкий Ливонский орден заключили союз, целью которого являлось завоевание Русского царства. Такие действия трёх государств против России стали причиной Ливонской войны, названной так по названию Ливонского ордена. Военные действия, в ходе которых на стороне немцев и поляков выступали ещё и шведы, продолжались до 1595 года. Русское царство выстояло. И тогда европейцы решили изменить тактику.

Фото: © Осада Пскова войсками польского короля Стефана Батория

Формально Ливонская война не была завершена, т.к. по её итогам было подписано не мирное соглашение, а перемирие. В 1604 году войска Речи Посполитой нарушили это перемирие. Поляки вторглись на территорию Русского царства. Поскольку Речь Посполитая находилась в военном союзе с Священной Римской империей, эту агрессию поддержали германские и венгерские контингенты. С севера на Русское царство двинулись ещё и войска Швеции.

Данное событие, которое считается началом Смуты, т.е. гражданской войны, в действительности были настоящей внешней агрессией. Фактически - продолжением Ливонской войны.

Другое дело, что в этот раз Запад действовал более изощрённым способом. Агрессор скрыл свои цели по колонизации русского государства. Он задекларировал намерение "освободить" Москву от "деспотии", посадить на трон псевдо-потомка Ивана Грозного, провести "европеизацию" России. Благодаря этим обещаниям агрессорам удалось переманить на свою сторону часть бояр, которые стремилась к союзу с Европой. Это действительно внесло определённый раскол внутри русского общества. 

В 1610 году соединённые польско-немецко-венгерские войска заняли Москву. Северные регионы России оккупировали шведы. Англия попыталась установить над русскими землями свой протекторат.

Тогда против захватчиков поднялся весь народ. Объединились все слои общества, за исключением бояр-предателей. Народное ополчение во главе с Дмитрием Пожарским, Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Трубецким разгромило захватчиков.

Фото: © Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. М. И. Песков

22 октября 1612 года русские ополченцы штурмом взяли Китай-город в Москве. 26 октября 1612 года капитулировал польско-немецко-венгерский гарнизон Кремля. На следующий день в Кремль торжественно вошли русские ополченцы. Москва была полностью освобождена. 22, 26 и 27 октября 1612 года по юлианскому календарю – это, соответственно, 1, 5 и 6 ноября по григорианскому календарю.  

Со времён Ивана Грозного царей на Руси избирал Земский собор, представлявший все слои общества. В 1613 году Земский собор собрался, чтобы избрать нового правителя. В список кандидатур были внесены имена вождей народного ополчения Дмитрия Пожарского и Дмитрия Трубецкого. Однако в момент голосования Земский собор окружили казаки, которые заставили участников собрания «проголосовать» за Михаила Захарьина-Юрьева. Этот представитель будущей династии Романовых не входил в официальный список претендентов на трон. Он не имел право претендовать престол.

Его род запятнал себя тесным сотрудничеством с польско-немецко-венгерскими оккупантами. Кроме того, согласно правилам, установленным Иваном Грозным, право претендовать на престол имели только те боярские династии, которые имели русское происхождение. Род Захарьиных-Юрьевых имел иностранное происхождение. 

В Бархатной книге, составленной в 1687 году, предки боярского рода Захарьиных-Юрьевых указаны как выходцы «из Немец». Бархатная книга – это официальная родословная книга наиболее знатных фамилий, созданная по приказу царя.

Фото: © С. В. Иванов. «Земский собор»

Захватив власть, Романовы ликвидировали Земский собор. Тем самым отменили принцип выборности царей. Оставалось идеологически обосновать захват власти. В эпоху Петра I и Екатерины II официальной идеологией Российской империи стала концепция, которая вошла в историю под названием "Романовский миф". Суть этого "мифа" в том, что у русского народа якобы отсутствовало государственное начало. Именно поэтому ему нужны самодержавные правители из иностранцев. В ином случае начиналась "смута", т.е. междоусобица, вражда. Согласно этой концепции, скандинав Рюрик создал российское государство, а потомок немцев Михаил Захарьин-Юрьев положил конец Смуте и восстановил государственность. 

Подобное представление о событиях начала XVII века, как о Смуте, сохранилось до сих пор. Но такой подход нивелирует подвиг нашего народа. Со времён Ливонской войны он боролся с агрессией Запада и, благодаря своему единению, отстоял независимость. Русский народ не постигла судьба многих народов, порабощённых или уничтоженных европейскими колонизаторами. 

Вернуться назад