СИЗ: шлемы на подвесе против шлемов на подушках

СИЗ: шлемы на подвесе против шлемов на подушках
Единый войсковой броневой шлем 6б47


Несмотря на вполне современный вид шлема 6б47, наличие у него крепления для прибора ночного видения и планок под аксессуары, есть у данного изделия «изюминка». Называется она подтулейное устройство или в простонародье «подвес».


Подтулейное устройство появилось в 1940 году на СШ-40, крепилось на 6 заклёпках и состояло из трёх частей-«лепестков» из дерматина, искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком для регулировки (подгонки) СШ для удобства ношения. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка из ваты.


В современном шлеме система явно более продвинутая, а вот и инструкция к нему:


Согласно инструкции, шлем должен быть отрегулирован по высоте, по размеру головы, а также должно быть отрегулировано натяжение наружного ремня. Регулируется всё следующим образом:


Очень мне нравится пункт 2.2.1.6, особенно в части регулировки подвеса при ношении с противогазом. Норматив № 1 по РХБЗ, то есть надевание противогаза, равен 7 секундам для оценки отлично. Получается, что если надеть противогаз и не внести изменения в систему подвеса – шлем не будет должным образом выполнять свою функцию. Точнее – шлем-то будет, ему всё равно в противогазе голова или в наушниках. А вот подтулейная система, которая должна гасить удар от попадания в шлем чего-либо, уже станет неэффективной и не будет соответствовать заявленным требованиям.

Любопытно, что в инструкции от 2017 года вообще нет данных о том, какую энергию передаёт корпус в голову носителя или какую поглощает система подвеса, зато указан ГОСТ стального шарика, от которого шлем 100 % защитит.

Вопрос передачи энергии телу остро стоит, например, в мотоспорте, где падают и бьются регулярно, и это не считается происшествием. Обязательная сертификация мотоциклетных шлемов в Европе существует с 1982 года, и согласно ей шлем должен не только выдерживать удар, но и поглощать большую часть энергии этого удара. При чём тут мотоциклы? Да при том, что в зарубежных шлемах стоят подушки, которые занимаются именно поглощением энергии.

Где-то кто-то говорит, что требования к нашему подвесу таковы, что при попадании в шлем его корпус не должен коснуться головы носителя, но 6б47 – это защита по Бр1, и как подвес должен поглотить энергию рикошета от винтовочного патрона – мне не понятно. Зато понятно, что вероятностью поймать такой рикошет пренебрегать нельзя.

MICH



Поскольку нет задачи сравнивать именно защитные свойства шлемов – вдаваться в подробности не буду. MICH разработан в 1997 году в США и находится в эксплуатации с 2001 года. Он чуть тяжелее, чем 6б47, чуть более бронирован, но основное различие заключается в системе подвеса. Шлемы MICH оснащены четырёхточечной системой фиксации на голове и 7 подушечками – аналогами КАПа в бронежилете.


Регулировка подвесной системы осуществляется с помощью утяжки или ослабления строп практически без необходимости снимать шлем с головы. Быстрое снятие возможно благодаря застёжке «фастекс». К основному минусу этой системы можно отнести дешевизну материалов, из-за чего приходили в негодность резинки-фиксаторы, а стропы регулярно перекручивались из-за недостатка жёсткости.


Подушки крепятся на липучку «велкро» и выпускаются в двух размерах, что позволяет вместе с подбором размера шлема добиться отличной посадки на голове. Кроме этого, пользователь может регулировать расположение подушек внутри шлема, за исключением центральной. Центральную подушку убирать запрещено, но этим пунктом зачастую пренебрегают для того, чтобы удобнее было носить шлем с оправой наушников. Один из критичных минусов подушек – застывают на морозе и становятся очень жёсткими.

Но это было раньше, а сейчас можно выбрать комплект из подвеса и подушек по своему вкусу с любым наполнителем.


Компания Ops-Core пошла дальше и стала выпускать целый комплекс ACH Occ-Dial Liner Kit.


Помимо улучшенной фиксации шлема на голове, вентиляции и простоты регулировки строп, центральная подушка разделилась на две части, для удобства использования наушников, а часть её функций защиты на себя взяла передняя лобовая подушка. Кроме того, с такой передней подушкой удобнее носить приборы ночного видения.

Разумеется, это не единственный вариант подвеса. Кроме Ops-Core свои варианты выпускают Skydex, MSA, Oregon Aero, Team Wendy и прочие.

Выводы


Несмотря на восторженные отзывы женевской баллистической лаборатории Европейского технического центра фирмы DuPont о 6б47, которые проводили свои тестирования шлема, в интернете очень много инструкций о замене родной подвесной системы на аналогичную MICH, а некоторые умельцы даже отпиливают защиту ушей, для возможности пользоваться своими активными наушниками.

Нет смысла давать какую-либо характеристику тем, кто это делает, ведь во всей этой картине важен один факт: они модифицируют шлем под свои задачи. Почему приходится это делать? Потому что нет подходящего аналога.

Да, по задумке разработчиков, шлем 6б47 общевойсковой и не подразумевает проведение в нём каких-либо спецопераций, что уже смешно в текущих реалиях. Однако, несмотря на то, что бойцы разделены по ВУС – все они экипируются унитарно, согласно замыслу серии «Ратник». Столь малое внимание, а порой и полное пренебрежение, к удобству рядового солдата приводит к тому, что он либо пренебрегает рекомендациями производителя, либо покупает своё. Это своё потом приходится отнимать, ибо не положено, но это уже совсем другая история...
Вернуться назад