Как пьяный американский танкист устроил танковый бой на поезде

Источник: arms-expo.ru

Любая военная техника – это объект повышенной опасности даже в мирное время. О том, что это регулярно подтверждается на практике, знают все: в новостных сводках то и дело проскакивают сообщения о взрывах и пожарах на полигонах и в расположении воинских частей с соответствующим количеством пострадавших. В основном это, конечно, последствия простой неосторожности или халатности, ну или, в крайнем случае – неисправностей самой техники. Но иногда бывает так, что в дело вмешивается злость, высокий градус алкоголя в крови и тупое желание отомстить обидчикам. Примером этому служит история, произошедшая 4 ноября 1980 года в Западной Германии, когда пьяный танкист решил «восстановить справедливость» и убить своих сослуживцев.


Текст краток и может содержать неточности, поскольку написан на основе единственных источников – скупых свидетельств нескольких американских солдат, ставших очевидцами и причастными к расследованию этого инцидента.

Пить в поезде, загруженном танками – плохая идея


Как известно, после окончания Второй мировой войны Советский Союз и США в буквальном смысле разделили поверженную Германию на две части, временно ставшие фактически разными государствами – ГДР и ФРГ. В них же были сконцентрированы огромные контингенты советских и американских войск в годы холодной войны.

Готовясь к возможному превращению холодной войны в войну вполне настоящую, США разместили немало военных баз вблизи крупных и не очень крупных населённых пунктов Западной Германии. Но большое количество людей в форме в данном случае – это не всегда гарант безопасности и спокойствия в том месте, где они находятся. Это ещё и большая вероятность различного рода опасных инцидентов, начиная от катастроф и аварий с участием военнослужащих и техники и заканчивая «частными случаями» в виде пьяных драк, убийств и прочего.

Трудно сказать, занимался ли кто-то этим вопросом на высоком уровне, но сами ветераны вооружённых сил США в одно время пытались собрать хоть какую-то статистику по количеству небоевых потерь в частях европейского контингента. Список получился хоть и не гигантским, но весьма объёмным, особое место в котором занимает тот случай, о котором мы и поговорим.

Произошло это 4 ноября 1980 года около небольшого поселения Хоэнфельс, что в Баварии. Рядом находился учебный танковый полигон, поэтому эшелоны с бронетехникой на местной железнодорожной станции были частыми гостями. Ничего не предвещало беды и в тот злополучный день, когда под разгрузку/погрузку встал поезд с танками М60А3 и личным составом 3-го батальона 32-го танкового полка армии США. Вполне обычная и рутинная операция, на фоне которой начали развиваться драматические события.

Танк М60. Источник: wikipedia.org
Танк М60. Источник: wikipedia.org

Предыстория их вполне типична. Поезд, ехать долго, а чем-то заняться и скоротать время хочется. Тут, конечно, можно рассказать о чтении, оживлённых беседах, играх и массе других занятий, но реальность более прозаична: выпивка и игра в карты. Именно этим и занялись капралы Хардгрув, Монтоя и Ромеро, а также сержант Йонг и рядовой Парк. Нарушение дисциплины – грубое, но, как правило, вполне безобидное. Однако, как уже стало понятно, в этом случае всё пошло не по плану.

Здесь уж не сказать, каковы были ставки в их игре, но играли явно не на «щелбаны». Капралу Хардгруву катастрофически не везло. Видимо, удача была не на его стороне, однако подогретый алкоголем мозг быстро сформировал самый логичный для него вывод – соперники просто мухлюют. Как говорится, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Высказав оппонентам по игре свои обвинения, Хардгрув, очевидно, получил в ответ кучу «приятностей», что ещё больше его разозлило. Конфликт, что называется, перешёл в активную фазу. Словесная перепалка. Возможно, драка. На этом всё могло бы закончиться, если бы не выпивка, помноженная на ненависть.

Дальнейшие события вызывают ряд вопросов. Известно, что капрал Хардгрув находился в одном из танков М60 на ж/д-платформе, а остальные герои истории – на этой же платформе, но в другом танке. Оказались они там, чтобы устроить танковую дуэль, или были задействованы в погрузочно-разгрузочных работах, не совсем ясно. Одни источники утверждают, что речь действительно шла о чуть ли не полноценном танковом бое. Другие же говорят, что речь шла о мести.

В итоге имеется лишь один факт: Хардгрув зарядил в пушку подкалиберный снаряд и выстрелил в своих сослуживцев.

Последствия


На станции раздался сильный грохот. Поначалу никто даже и не понял, что произошло, пока эшелон не окутал дым от горящего танка. Из полыхающей машины кое-как смогли выбраться только сержант Йонг и рядовой Парк. Ничего внятного они, понятное дело, сказать не могли. С тяжёлыми осколочными ранениями и сильными ожогами их доставили в больницу. И, судя по всему, они действительно даже не успели понять, что же случилось. Их состояние оказалось настолько критическим, что для восстановления понадобилось немало времени, проведённого в госпитале.

Капралам Монтоя и Ромеро повезло значительно меньше. Покинуть танк они самостоятельно не могли. Начавшийся после этого пожар, перешедший фактически во взрывное горение, ситуацию усугубил окончательно. Оба погибли, став безмолвными свидетелями произошедшего.

Примечательно, что последующие обстоятельства складывались весьма странным образом. По факту инцидента началась проверка с привлечением соответствующих служб, но Хардгрув изначально не был первым и безусловным подозреваемым. Да, на станции было немало народа, но всё произошло настолько молниеносно, что определённо указать на капрала никто не мог. По всей видимости, не могли это сказать и выжившие танкисты как минимум в силу своего состояния.

Источник: military-history.fandom.com

Исходя из имеющихся данных, можно заключить, что первоначально следствие рассматривало версию несчастного случая. Причём весьма экзотического, а именно – удар молнии в танк. Да, может показаться, что это какая-то глупость, но тем не менее такое неоднократно бывало. Есть немало случаев, когда молния, попав в танк, вызывала воспламенение радиостанции и последующий пожар с полным уничтожением машины, так что в данной ситуации, когда «никто ничего не видел», это предположение имело право на жизнь.

Но, как ни крути, правда всё равно когда-то вскроется. Детальный осмотр повреждённого танка показал, что никаких ударов молний там не было, поскольку в броне машины было обнаружено характерное для подкалиберного снаряда отверстие. Учитывая, что ни в каких боях горелый М60 не участвовал, логичнее всего было предположить – прилетело откуда-то из эшелона.

Дальнейшие действия, что называется, были делом техники. Все танки эшелона подверглись инвентаризации. У каждой машины был полностью проверен боекомплект и соответствие нормативам количества выстрелов в укладках. У М60, в экипаж которого входил капрал Хардгрув, не хватало одного выстрела с подкалиберным снарядом. Тут, собственно говоря, пазл и сложился. Отпираться уже было бессмысленно.

Учитывая все обстоятельства, за уничтожение танка, убийство двух человек и ранения ещё двоих сослуживцев Хардгрув был приговорён к двадцати годам тюремного заключения. Для американских законов срок достаточно небольшой, из-за чего возмущались даже однополчане этого капрала.

Ещё большей неожиданностью стало то, что отсидел он лишь восемь лет, после чего вышел на свободу. На этом в деле была поставлена точка, а фамилии погибших пополнили список бессмысленных и глупых небоевых потерь американской армии в Европе.
Вернуться назад