Канонерская лодка «молодой школы» для флота Франции

Канонерская лодка «молодой школы» для флота Франции



Английская канонерская лодка Condor


В 7 часов 00 минут 11 июля 1882 года английская эскадра под командованием адмирала Ф. Бичем-Сеймура начала обстрел фортов Александрии. В течение дневного боя английским кораблям удалось подавить береговые батареи противника. Действия английского флота обсуждались в разных странах, не осталась в стороне и Франция.

Большой интерес у представителей «молодой школы» вызвали действия канонерской лодки Condor. Этот небольшой корабль, вооруженный всего тремя дульнозарядными и одним скорострельным орудием «Норденфельт», в течение двух часов обстреливал египетский форт, не получив серьёзных повреждений.

При этом, по мнению некоторых артиллеристов, именно стрельба канонерской лодки Condor вынудила египетские расчёты покинуть свои орудия. В «молодой школе» считали, что при бомбардировке Александрии было доказано, что мощная артиллерия броненосцев будет оказывать лишь незначительное воздействие на орудия, установленные за брустверами или на исчезающих лафетах системы Монкрифа.


При наличии равного по численности и мастерству персонала с обеих сторон флот, состоящий из лучших броненосцев на плаву, не сможет одержать такую победу, что компенсировала бы опасности, которым он подвергнется в поединке с береговыми батареями. В подтверждении своего мнения они приводили высказывание, опубликованное в английской газете United Service Gazette:

«Если бы александрийские форты были вооружены лучшими орудиями, подобными тем, что можно встретить на немецком и французском побережьях, и если бы орудия обслуживались немецкими или французскими артиллеристами, результаты войны были бы совсем другими. Вероятно, треть нашего флота была бы если не потоплена, то, по крайней мере, выведена из строя и практически потеряна».

Стоит ли рисковать такими потерями, когда единственная военно-морская сила состоит из небольшого числа броненосцев, на строительство и ремонт которых уходят годы. Этот урок доказывает, что только канонерские лодки небольшого размера, обладающие значительной скоростью, вооруженные орудиями среднего калибра и скорострельными пушками, могут в будущем помериться силами с фортами. Не разрушая их, а заставляя их замолчать с помощью выстрелов по амбразурам.

Быстроходные канонерские лодки


За основу было предложено взять миноносец водоизмещением 50–60 тонн. Считали, что их малая осадка и маневренность позволят им приближаться к береговым батареям на минимальное расстояние. Небольшие габариты и возможность быстро выйти из-под огня противника позволят им занимать наилучшую позицию для обеспечения эффективности своей артиллерии.

При обстреле города Сфакс (Тунис) в 1881, небольшая глубина в прибрежной зоне привела к тому, что французские броненосцы были вынуждены находиться на большом расстоянии от берега и могли использовать только крупнокалиберные орудия. Канонерские лодки подошли бы достаточно близко к берегу, чтобы вести огонь с близкого расстояния не только по батареям, но и по городу. Основной целью должны быть производственные мощности, арсеналы, портовые постройки, казармы и места сосредоточения войск. Для этой цели будет достаточно орудий среднего калибра.

Было подсчитано, что стоимость броненосца «Дюперре», равна стоимости 25 миноносцев и 10 канонерских лодок, общий бортовой залп которых будет весить 1 000 кг, это меньше, чем у броненосца «Дюперре» с бортовым залпом 1 400 кг. Однако стрельба канонерских лодок и миноносцев была бы намного более быстрой, чем у броненосца «Дюперре», большое количество снарядов, выпущенных по городу, привели бы к сильным разрушениям и пожарам.

Десять канонерских лодок, рассчитывая на свое количество, скорость и габариты, быстро бы приблизились к порту. Часть из них атаковали бы береговые батареи для выведения из строя тяжелых орудий и расчётов через амбразуры, другие обстреляли бы город и вошли в гавань, продолжая вести огонь. Эти активные действия позволят без особых проблем высадить десант на территории противника. Некоторые из канонерских лодок будут потоплены, но другие добьются успеха в этой атаке. Война не может происходить без потери людей и кораблей, лучше потерять одну или две канонерские лодки с небольшим экипажем, чем один броненосец.

Такие корабли можно использовать не только для атаки портов. Многие морские офицеры высказываются, что большой опасностью для броненосцев в будущей войне станет атака с нескольких сторон группой быстроходных канонерских лодок. Такое нападение будет трудно отразить. Попадание в башни главного калибра снарядов, снаряженных сильнодействующим ВВ, быстро выведет их и орудийные расчёты из строя, обстрел небронированных оконечностей приведёт к затоплению отсеков и потере боеспособности броненосца. Наилучшей будет считаться атака с носовых и кормовых курсов. Лучшей защитой от стрельбы броненосцев будет скорость, маневренность и малый размер цели.

Для выполнения всех этих задач следует вооружить эти корабли двумя 138,6-мм орудиями. Разрушительное воздействие снарядов этих орудий, вполне достаточное для ведения стрельбы, как по портам, так и по башням, рубкам и не бронированным частям броненосца. Фугасный снаряд, который весит 32 килограмма, нанесет больше урона за 25 минут, чем залпы из крупнокалиберных орудий. Эффект от одного залпа броненосца будет заменён большим количеством снарядов меньшего размера, а быстрота стрельбы компенсирует все остальное. Скорость такого корабля должна быть не менее 20 узлов, на 10 узлах он должен иметь дальность 1 200 миль.

При дальнейшем продвижении своей теории на пути у представителей «молодой школы» возникло препятствие, которое сложно было обойти. Это нормы распределения весов на корпус, вооружение, машинную установку, запасы угля, принятые во Франции, они были обязательны при разработке проектов военных кораблей. Расчеты, произведённые инженерами с использованием принятых норм, показали, что для выполнения всех заявленных требований необходим корабль водоизмещением 360 тонн, уложиться в предлагаемые 50–60 тонн было очень сложно. Но в дело вмешался военно-морской министр адмирал Т. Об, и распорядился построить такой корабль.


Канонерская лодка Gabriel Charmes


Проект канонерской лодки разработал А. Лагань, артиллерийскую установку – Г. Канэ. Водоизмещение составило 73 тонны, длина 42 метра, ширина 3,8 метра, углубление 2 метра. Мощность машин 580 л. с., скорость на испытаниях достигла 20 узлов. Вооружение сократили до одного 138,6-мм орудия в неподвижной установке, имеющей ограждение из тонких листов стали. Наведение по горизонтали осуществлялось за счёт поворота корабля, угол возвышения составлял от 0 до 30 градусов, скорострельность 1 выстрел в минуту. Вступила в строй в 1886 году под названием Gabriel Charmes.

Учения в 1887 году, в которых приняла участия канонерская лодка Gabriel Charmes, выявили много недостатков, также корабль получил повреждения корпуса, учения проводились для выявления возможных недостатков миноносцев и отработки тактики атаки конвоев и кораблей охранения при штормовой погоде.


Канонерская лодка «Gabriel Charmes» в штормовом море.

После этого интерес к таким кораблям пропал. С корабля демонтировали 138,6-мм орудие, а сам он был переделан в миноносец.

Так закончилась история разработки малотоннажной быстроходной канонерской лодки.
Вернуться назад