«Копьё судьбы»

«Копьё судьбы»
Распятие Христа. Над головой солдата написано его имя ΛΟΓΙΝΟΣ. Евангелие Рабулы, 586 год. Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция



«… но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.»
Евангелие от Иоанна 19:34

История и культура. Есть в истории артефакты уникальной судьбы. История их нередко подобна детективу. А уж сколько они породили легенд, и не сосчитать. И вот одним из таких артефактов является так называемое Венское копьё, Хофбургское копьё, или Копьё Святого Маврикия, хотя правильнее говорить о наконечнике копья, поскольку само его древко не сохранилось. Считается, что этот наконечник также является одним из Орудий Страстей Христовых, чудом сохранившийся до наших дней и к тому же обладающий огромной магической силой. Это одна из величайших реликвий христианской веры, ведь касался он плоти самого Иисуса Христа. Правда, подтверждение того, что какое-то копье пронзило его тело, есть только в Евангелие от Иоанна. Три других – от Луки, Марка и Матфея, об этом событии ничего не сообщают. Впрочем, чудом является уже то, что этот наконечник, которому столько всего приписывается, дожил до наших дней и сегодня хранится в имперской сокровищнице венского замка Хофбург. Называют его ещё «Копьём судьбы», и вот о нём-то мы вам сегодня и расскажем…


«Поцелуй Иуды». Псалтирь, ок. 1260-1270 гг. Обращают на себя внимание изображённые на миниатюре наконечники копий. Государственная библиотека Вюртемберга

Копьё Константина, Лонгина или Маврикия?


Начнём с того, что это копье претерпело множество интерпретаций и считалось одновременно и копьем императора Константина, и копьем святого Маврикия, и копьем центуриона Лонгина. Причём «копьём Лонгина» оно сделалось в течение XIII века. Так, одна из распространившихся легенд гласила, что центурион Гай Кассий Лонгин именно этим копьем нанёс удар Иисусу Христу между 4 и 5 ребром, и оно прошло плевру, лёгкое и сердце, но при этом костей не повредило. Сам Гай на месте казни командовал римскими солдатами, которые охраняли Голгофу, а копьем ударил Иисуса из милосердия, чтобы тот долго не мучился на кресте.


«Удар милосердия Лонгина». Псалтирь и Часослов, ок. 1310-1320 гг. Британская библиотека

Пролитую кровь Иосиф Аримафейский собрал в чашу Грааля, а тело Спасителя снял с креста, покрыл плащаницей и уложил в гроб. Сам Гай Кассий при этом уверовал, сделался христианином, а впоследствии был даже канонизирован под именем св. Лонгина. И понятно, что это копье, кому бы оно ни принадлежало, стало святыней, так же как и терновый венец, крест, гвозди, плащаница и гроб.


Ещё один удар милосердия. Часослов Невилла, ок. 1325-1350 гг. Британская библиотека

В Евангелии от Иоанна описано всё это так:

«Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом [месте] Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.» (19:31—37)


Судя по количеству изображений в манускриптах, тема «удара» была в Средневековье очень популярна. Часослов, ок. 1400-1440 гг. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк

По другой легенде, оно изначально принадлежало св. Маврикию, приписывали владение этим копьем и императору Константину. Потом оно каким-то образом оказалось у будущего императора Оттона Великого, а тот с его помощью разгромил венгров при Лехе в 955 году. Так оно оказалось на территории будущей Австрии, а со временем попало к Габсбургам и превратилось в государственную реликвию.

О том, что оно принадлежало Оттону, сообщает Лиутпранд Кремонский в своей «Истории», законченной в 961 г. В ней он даёт описание «Святого Копья» Оттона Великого, и оно полностью совпадает с описанием копья из Хофбурга. Причём копье, по мнению Лиутпранда, изначально принадлежало Карлу Великому, который в 774 г. получил от Папы в качестве священной реликвии копье императора Константина.


Судя по многочисленным изображениям копий на миниатюрах Штутгардской псалтири, этот тип наконечника в Европе был очень широко распространён уже в IX в. Штутгардская псалтирь, ок. 801-850 гг. Государственная библиотека Вюртемберга

Каролингское «крылатое копьё»


Из всего вышесказанного ясно одно – копье достаточно древнее. Причём, обращаясь к миниатюрам средневековых манускриптов и дошедшим до нас образцам железных наконечников копий того времени, нетрудно заметить, что перед нами типичный наконечник каролингского крылатого копья! Длина его составляет 50,8 см, ширина — 7,9 см, а вес равен 968 г.


Охрана спит, а Иисус восстаёт из гроба. Причём у одного из воинов в руках по-прежнему «крылатое копьё». «История Библии», 1430 г. Университетская и государственная библиотека Дармштадта, Германия

Стальной наконечник на самом деле не целый, из-за чего он, кстати, так странно и выглядит, а состоит из двух частей, скреплённых между собой серебряной проволокой и дополнительно обёрнутых золотой муфтой-накладкой. Средняя часть наконечника полая. В ней находится кованый гвоздь, инкрустированный крошечными медными крестиками и соответствующий по длине и форме тем гвоздям, которые использовались римлянами в I веке. Считается, что он также является одним из Орудий Страстей. К наконечнику гвоздь был прикручен серебряной проволокой. На золотой накладке имеется надпись: «Копьё и Гвоздь Господни» (лат. LANCEA ET CLAVUS DOMINI). На внутреннем серебряном обруче — более подробный текст: «Милостию Божией Генрих IV, великий римский император, августейший, приказал сделать сей серебряный обруч, дабы скрепить Гвоздь Господень и Копьё святого Маврикия» (лат. CLAVVS DOMINICVS + HEINRICVS D(EI) GR(ATI)A TERCIVS ROMANO(RUM) IMPERATOR AVG(USTUS) HOC ARGENTUM IVSSIT FABRICARI AD CONFIRMATIONE(M) CLAVI LANCEE SANCTI MAVRICII + SANCTVS MAVRICIVS).


Вон он какой – наконечник из Императорской сокровищницы дворца Хофбург в Вене. Длина 50,7 см, вес 968 г. Фотография Художественно-исторического музея Вены

Поскольку наконечник сломан, были попытки скрепить его при помощи накладок: железной во времена императора Оттона III (X—XI века), серебряной при императоре Священной Римской империи Генрихе IV (XI—XII века) и золотой в XIV веке при императоре Священной Римской империи Карле IV Люксембургском (1346-1378), на которого это копье произвело столь сильное впечатление, что прикрепил к нему золотую манжету с надписью: «Копьё и гвоздь Господень», а затем даже добился от папы учреждения праздника в честь копья и гвоздя.


«Святое копьё», «Имперский крест» и «Животворящий крест» – святые реликвии имперской короны. Фотография Художественно-исторического музея Вены

В своё время Вендален Бехвйм – известный австрийский историк и оружиевед, автор книги «Энциклопедия оружия», изданной у нас в России в 1995 году, попытался мифы копья развеять. Он утверждал, что это типичное раннесредневековое копье, поскольку имеет две поперечины («крыльца») у основания. А вот многочисленные добавления, вроде прорезей и золотых накладок, были сделаны позднее. Бехайм датировал копье примерно IX веком н. э. То есть это всё равно образец очень древнего европейского древкового оружия.


«Крылатый наконечник» XIII–IX вв. Длина 470 мм. Ширина 48 мм. Королевский арсенал, Лидс


«Крылатое копьё» 1400-1450 гг. (древко из ясеня, современной работы). Общая длина 2121 мм, длина наконечника 372 мм Вес (включая древко) 2,38 кг. Королевский арсенал, Лидс

Разумеется, такие рассуждения носили и носят чисто умозрительный характер. Поэтому уже в наше время с привлечением самой современной техники британским экспертом Робертом Фезером в январе 2003 года была проведена тщательная экспертиза наконечника, включавшая и рентгеноспектральный, и флуоресцентный анализ, и они показали, что сделали его в VII веке. Так что к истории Иисуса Христа этот наконечник никакого отношения не имеет. Серебряная проволока, скрепляющая наконечник, была сделана ранее 600 года нашей эры. Подтвердилось и то, что серебряная накладка изготовлена в XI веке, а золотая – в XIV веке.


Наконечник без накладок

Собственно, это было ясно и раньше, ведь своей формой он совсем не походит на наконечники римских копий. Как известно, в первые века нашей эры римляне свой знаменитый метательный дротик пилум уже не употребляли. В ходу было универсальное копье хаста с наконечником в форме лаврового листа. Тогда как «крылатые копья» в Европе были в ходу вплоть до XV века.


Святое копьё из Эчмиадзинского монастыря

Интересно, однако, что священным считается не только одно это копье. На самом деле их три! Кроме хофбургского, наконечник с отломанным острием хранится в Ватикане, есть копия этого наконечника, хранимого в кафедральном соборе Кракова, и, наконец, так называемое «Армянское копьё», которое тоже святыня, но которое уж точно не мог носить ни один римлянин эпохи Иисуса Христа. Оно также очень древнее и с XIII века находится в городе Вагаршапате в сокровищнице Эчмиадзинского монастыря, однако провести его исследование Католикос всех армян не дозволяет. Но фантазия людская безгранична. Был бы артефакт, а уж легенд она ему припишет столько, что и не сосчитать. Впрочем, о них ещё будет рассказано в нашем следующем материале.
Вернуться назад