Новый законодатель моды: то ли крейсер, то ли эсминец проекта 055


Символ нового китайского военного флота может на годы стать тем ориентиром, на который будут смотреть все кораблестроители мира, поскольку этот корабль действительно хорош. Сегодня эсминцы проекта 055 являются самыми современными и боеспособными кораблями ВМС НОАК, а вполне возможно, что и лучшими кораблями этого класса в мире.


Мы с Джоном Тревитиком, известным своими трезвыми взглядами на корабли, попытаемся посмотреть на новый китайский эсминцекрейсер в точки зрения американских конкурентов.

Правда, к какому классу отнести «Нанчань», тут не все просто. Да, китайцы называют 055 эсминцами, но по водоизмещению и составу вооружения это корабли, способные не просто противостоять, а однозначно быть на голову выше старых проектов типа американского «Тикондерога» и советского «Атланта».


Есть с чего. Эсминец водоизмещением 13 000 тонн всяко больше возьмет на борт вооружения, чем крейсер советский (водоизмещение 11 500 тонн) или американский (водоизмещение 9 800 тонн). Если смотреть на эти цифры, то тут «Тикондерога» смотрится вполне себе эсминцем на фоне 055, а российский «Атлант» уступает не так много, но…

Весь вопрос в «фарше». Понятно, что «Тикондерога», самый свежий из которых скоро отметит свое тридцатиление, даже с учетом модернизаций, не конкурент китайскому кораблю, который «с иголочки». Про два оставшихся в распоряжении российских ВМС крейсера проекта 1164, просто молчим. История с «Москвой» прекрасно всем показала, какова боевая ценность бывших советских кораблей, финансируемых всю жизнь по остаточному принципу.

Но у нас речь о китайских кораблях, на которые всерьез рассчитывает руководство флота Китая в будущем. А то, что будущее есть, тут рассказывать не надо, мы все это прекрасно понимаем. И понимаем, почему два новейших корабля проекта 055 в это время занимаются боевой учебой вблизи Тайваня.

Недавно в Сети появилось много снимков, точнее, скринов с телетрансляции китайского телевидения, посвященной очередной годовщине образования вооруженных сил КНР, которые с радостью распространили блоггеры через сеть Weibo. Нижние колонтитулы на всех снимках включают цифры «1927» и «2022», что говорит о том, что это действительно трансляция от 1 августа, которое в КНР как у нас 23 февраля.

НОАК ведет свою историю от восстания, которое произошло 1 августа 1927 года в Нанчане. Городе, именем которого назван головной корабль серии 055.

В настоящее время ВМС НОАК получили уже шесть таких кораблей. Еще два на воде в процессе достройки, а около десяти на разных ступенях строительства.


В итоге, согласно своей программе кораблестроения, Китай должен получить 16 таких эсминцев.

Да, 16 таких эсминцев – это не косяк американских «Арли Берков», но сила приличная. И, коль речь зашла об «Арли Берк», то третья итерация этих кораблей будет иметь водоизмещение около 10 800 тонн и размеры меньшие чем у «Нанчаня». Что в глазах американцев возводит проект 055 в разряд крейсеров.

Но не размером единым богат корабль. Если говорить о вооружении, то 112 ячеек системы вертикального запуска «Наньчана» это больше, чем на эсминце класса «Арли Берк» (96 ячеек), хотя и немного меньше, чем на крейсере класса «Тикондерога» (122 ячейки). Это также больше на эсминцах класса «Замволт» (80 ячеек), которые в целом больше по размерам, чем китайские 055.

Новый законодатель моды: то ли крейсер, то ли эсминец проекта 055

Конструкция ячеек, используемая на типе 055, которая также используется на эсминцах типа 052D, заметно отличается от систем Mk.41 и Mk.57, используемых на боевых кораблях ВМС США текущего поколения.

Ячейки, используемые в китайской универсальной системе, больше, чем их американские аналоги, что является побочным продуктом их способности запускать ракеты как с «горячим», так и с «холодным» запуском. Ракета с «горячим» запуском отличается тем, что основной ракетный двигатель запускается внутри пусковой установки, в то время как ракета с «холодным» запуском выбрасывается с использованием порохового заряда или иного генератора сжатого газа, прежде чем произойдет старт основного двигателя.

Не совсем ясно, как работает горячий запуск, но, по-видимому, в пусковые ячейки загружаются жаростойкие гильзы. Это могло бы устранить необходимость в каком-либо выделенном канале для отвода пламени от двигателя ракеты. На снимках этого не видно, значит, ячейки действительно универсальны и позволяют запускать ракеты обеих типов. Да, за это приходится платить размерами, и, если бы китайцы использовали на своих кораблях только ракеты «холодного» старта, то количество ячеек в УВП могло быть значительно больше, чем у «Тикондероги».

На снимках видно, что действительно, отводных каналов для пламени нет.


Видно, как пламя вырывается из канала в середине системы VLS Mk.41 на эсминце класса «Арли Берк» корабле «Джон Пол Джонс», когда ракета SM-6 запускается горячим способом.


На втором снимке запуск ракеты на эсминце «Фаррагут» того же семейства. На снимке хорошо виден пламя отводящий желоб.

Хотя вполне возможно, что вентиляционные каналы и пламенеотводы просто не видны на снимках. А подробные видео пуска ракет осторожные китайцы не спешат публиковать.

В любом случае, системы УВП эсминцев типа 055 спроектированы таким образом, чтобы их можно было заряжать различными типами ракет. Сообщается, что система способна стрелять ракетами семейств наземных и противокорабельных крылатых ракет YJ-18 и CJ-10, противокорабельными крылатыми ракетами YJ-83, ракетами класса «земля-воздух» HQ-16 и HQ-9, а также противолодочными реактивными ракето-торпедами Yu-8. торпеда Ю-8.

Ракета класса «земля-воздух» DK-10, разработанная для экспорта и пока еще не принятая на вооружение НОАК, также может быть запущена из этих ячеек. У американских разведчиков есть информация, что в Китае ведутся работы по созданию баллистической ракеты под УВП «Нанчаней».

Кроме того, на крыше вертолетного ангара установлена ПУ на 24 ракеты противовоздушной обороны ближнего радиуса действия HQ-10.


Это очень удачный ксерокс с американских RIM-116 Rolling Airframe Missile (RAM), состоящим на вооружении армии и флота США. HQ-10 предназначена в том числе и для борьбы с противокорабельными крылатыми ракетами.


В дополнение к пусковым ячейкам, «Нанчань» имеет 130-мм орудие H/PJ-38 в носовой башне, а также 11-ствольную 30-мм систему ближнего боя H/PJ-11 (CIWS) перед главной надстройкой.

Авиационное вооружение состоит из двух вертолетов Harbin Z-9, под которые проектировались ангары, но полетная палуба «Наньчаня» имеет размеры, позволяющие разместить там более крупные Z-20FS.

Вертолет Z-20 выглядит как полный клон американского вертолета Sikorsky UH-60 «Black Hawk», визуально отличаясь главным образом пятилопастным несущим винтом.


Неудивительно, учитывая, что в 80-е годы прошлого века Китай купил 24 вертолета Sikorsky S-70C-2, экспортно-коммерческой версии вертолета UH-60, которые до сих пор служат в армейской авиации НОАК.

Защитное вооружение «Нанчаня» состоит из четырех оборонительных пусковых установок «Тип 726», которые парами расположены по обе стороны кормовой части корабельной надстройки.


Эти пусковые установки с 24 ячейками могут быть заряжены сигнальными ракетами, патронами с постановщиками активных помех, ракетами-ловушками и ложными целями, радиочастотными глушителями, противолодочными ракетами и небольшими глубинными бомбами.

Часть оборонительных средств предназначена для борьбы в первую очередь с противокорабельными ракетами, а противолодочные ракеты и бомбы – для обороны от подводных лодок и боевых водолазов.


Выстрел установки Тип 726 на эсминце предыдущего проекта 052Д

Очень интересная особенность, которую американцы пока не раскусили, это квадратные антенны, установленные вдоль края верхней части моста «Наньчаня».


Эта особенность конструкции эсминцев пр.055, которая не была окончательно идентифицирована, и различные источники предполагают, что она может быть ключевой частью корабельного комплекса радиоэлектронной борьбы.


Действительно, скорее всего, так оно и есть, этот массив прямоугольных антенн, установленных над мостиком «Наньчаня», характерный для всех эсминцев типа 055, установлен там не просто так. Но китайцы умеют хранить свои секреты, так что экспертам только остается делать предположения о том, что это часть комплекса по подавлению радиолокационных ГСН противокорабельных ракет.

Безусловно, такие корабли, как Тип 055 обладают комплексами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и средств радиоэлектронной поддержки (ESM). То есть, эсминцы способны и обнаруживать, отслеживать и классифицировать потенциально враждебные радары и другие источники сигналов, и ставить им помехи.

Системы РЭБ/ESM представляют собой стационарные антенные решетки, установленные на нижней части бортов главной носовой надстройки и по обе стороны от ангаров.

То, чем «смотрит» корабль, двухдиапазонной (С/S) РЛС типа 346B «Dragon Eye» с четырьмя активными фазированными антенными решётками, дополненой системой Х-диапазона, установлено на мачте. На мачте установлена РЛС управления огнём Х-диапазона с четырьмя АФАР. Корабли оснащены также навигационными РЛС и РЛС управления воздушным движением (TACAN, UHF и VHF), также расположенными на мачте.

В целом, американские эксперты отмечают значительную насыщенность кораблей радиоэлектроникой.

Есть, правда, один минус по сравнению с мировыми аналогами. На снимках не хватает куполов антенн дальней связи, присущих боевым кораблям. На снимках видны небольшие антенны спутниковой связи, что говорит о том, что китайские корабли не планируются к проведению операций на значительных удалениях от своих коммуникаций, где требуется дальняя связь. Это, конечно, не такая насущная проблема, когда действуешь на региональном уровне, но, учитывая, что Китай имеет глобальные амбиции в отношении своего военно-морского флота, и особенно типа 055, над этим стоит задуматься.

В итоге эсминцы 055 представляют собой весьма современные и хорошо оснащенные корабли, на которые и делает ставку китайское флотское командование в осуществлении своих планов. Скорость, с которой китайцы строят эти корабли, отдельно свидетельствует о впечатляющем судостроительном комплексе предприятий, который страна смогла создать для поддержки своих целей модернизации военно-морского флота.


В прошлом году «Нанчань» стал первым эсминцем проекта, который отправился в поход в качестве эскорта авианосца ВМС НОАК. Ожидается, что это будет главная роль для всего класса, особенно по мере роста парка китайских авианосцев (а ни у кого нет сомнений, что будет именно так). То есть, Эсминцы пр.055 станут основой для создания китайской АУГ для выполнения боевых задач в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В то же время они будут важными компонентами других групп надводных кораблей, которым поручено действовать вдали от берегов Китая, и также смогут проводить самостоятельные операции.

Учитывая все это, совсем не удивительно, что план модернизации ВМС НОАК предусматривает строительство значительного количества таких кораблей и их эксплуатацию в интересах КНР. Например, демонстрации силы в районе Тайваня.

Если посмотреть на то, что пишут в газете «Хуаньцю жибао» (это которая «Global Times»), которая является структурным подразделением газеты «Жэньминь жибао», органом Коммунистической партии Китая, то там говорилось о продолжении учений в районе Тайваня, в том числе, с запусками ракет.


Конечно, стоит отметить, что «Тип 055» еще не продемонстрировал ни одной из своих заявленных возможностей в реальных боевых действиях любого рода. Также неясно, по каким стандартам были сконструированы эти эсминцы и их различные подсистемы. В июне итальянский новостной сайт defense news Geopolitica.info опубликована статья, в которой говорится, что военно-морские силы Пакистана испытывают значительные проблемы со своими фрегатами класса «Зульфикар» китайского производства, причем проблемы затрагивают различные ключевые системы, включая их двигатели, системы вооружения и датчики.

Конструкция «Зульфикара» является улучшенной производной от модели 053H3, разработанной специально для Пакистана. Правда, никаких доказательств итальянцы не привели, так что принимать на веру или нет – дело каждого прочитавшего. Конечно, неизвестные и неопробованные в бою корабли могут нести в себе много различных

Этот отчет остается неподтвержденным, но он является напоминанием о том, что есть много неизвестных относительно того, насколько боеспособны новые военные корабли Китая на самом деле, несмотря на то, насколько впечатляюще они могут выглядеть или каковы их данные на бумаге.

Однако, может получиться и наоборот: несмотря на все ожидания и прогнозы на Западе, эминцекрейсера проекта 055 могут оказаться не просто боевыми кораблями, а хорошими боевыми кораблями. И есть вероятность, что они могут занять место лучших в своем классе. Хотя, по большому счету, в классе не так уж и много представителей.

Важнее то, что амбиции КНР подкрепляются вполне современными кораблями новой постройки. Это серьезно, особенно учитывая тот факт, что постройка этих кораблей – не единичное дело, а вполне себе серийная постройка. Шесть кораблей в течении четырех лет в строю – некоторые страны (к сожалению, и Россия) не могут похвастаться такими темпами строительства в принципе. Ведь постройка эсминца – это несколько более сложное дело, чем постройка корветов и малых ракетных кораблей.

Начиная с семидесятых годов прошлого века, корабли (кроме авианосцев) постоянно уменьшались в размерах. А начало всему было положено после окончания Второй Мировой войны, когда началась переоценка классов кораблей. Возможно, с китайских эсминцев начнется движение в сторону увеличения, поскольку корабли, способные оперировать на значительном удалении от своих баз, должны уметь больше, чем их предшественники.


Американцы внимательно наблюдают за развитием ВМС НОАК, поскольку считают этот флот первой угрозой на море. Конечно, им было бы интересно получить более развернутые данные о боевых возможностях этих кораблей, причем, сразу по двум причинам.

Первая – это знать, чего можно ожидать от этих кораблей, поскольку вполне возможно, что с ними придется столкнуться. Где-то в районе территориальных вод Тайваня.

Вторая – после провала программы с «Замволтами», надо что-то предпринимать в плане замещения «Арли Берков», первый их которых служит с 1991 года, а последний с 2012 года. То есть, рано или поздно их придется менять. К тому времени точно станет понятно, насколько хороши китайские эсминцы.

В конце концов, приняли же на вооружение в армии США израильскую систему ПВО «Железный купол». Почему не посмотреть на китайские корабли? Тем более, что проект 055 – весьма интересный и многообещающий корабль.

Кто знает, чем все закончится, но сегодня Китай демонстрирует такое развитие своего ВПК, что станет неудивительно, если то ли эсминец, то ли крейсер ВМС НОАК станет примером для подражания.
Вернуться назад