«Русский Медведь» до сих пор страшит Америку

Вторая молодость крылатых ветеранов России. 

В обзоре принимают участие самолеты, поступившие на вооружение до 1980 года. 

При этом необходимо учитывать, что сейчас эксплуатируются не первые модификации самолетов-ветеранов, а появившиеся спустя несколько лет и даже десятилетий после принятия на вооружение базовых моделей. У них уже и более современное приборное оборудование, и более мощные двигатели, и обновленное вооружение, а порой и видоизмененный планер. И они вполне успешно справляются с возложенными на них задачами. 


«Русский Медведь» 

Самый главный ветеран — стратегический бомбардировщик Дальней авиации России Ту-95. Первый полет он совершил 12 ноября 1952 года. На вооружение принят в апреле 1956 года. Первоначально самолет был единственным в стране оружием сдерживания, позволявшим совершать перелет через океан и доставлять на территорию США ядерный боезапас. Межконтинентальные баллистические ракеты появились позже. 

В стратегическом отношении Ту-95, который в НАТО называют «Медведем», симметричен американскому Б-52. Технически же ОКБ Туполева решило задачу по-своему. Если на «американце» установлены 8 турбореактивных двигателей, то «Медведю» для перелета через Атлантический океан с 12 тоннами боевой нагрузки достаточно четырех турбовинтовых. При этом при меньшей на 100 км/час максимальной скорости он имеет равную крейсерскую скорость. 

По живучести Ту-95 изначально не уступал В-52 за счет прекрасной бронированности кабин и важнейших узлов самолета. В нем были установлены 3 двуствольных пушки калибра 23 мм. «Боинг» же полагался прежде всего на свой потолок, недоступный для истребителей. Поэтому на нем были установлены лишь три 12-мм пулемета. 

Однако к концу десятилетия за счет развития истребительной техники ситуация существенно изменилась. Высота полета В-52 уже не гарантировала ему полной безопасности. Также появились мощные зенитно-ракетные комплексы. В результате некоторый проигрыш в скорости и высоте полета у нашей машины практически ничего не значил с точки зрения безопасности. 

Самая последняя модификация бомбардировщика — Ту-95МС — начала поступать на вооружение в 1983 году. Этот самолет оснащен крылатыми ракетами Х-55 с ядерной боеголовкой, имеющими дальность 3000 км. Сейчас появились ракеты Х-102 с дальностью 5500 км. В связи с чем сверхвысокая дальность и высокая скорость их носителя, не приближающегося к зоне действия неприятельской ПВО, не играет существенного значения.


Герой Сирии 

Российские самолеты истребительной и фронтовой авиации существенно моложе американских. В ВВС США эксплуатируются три принятых на вооружение до 1980 года самолета — истребители F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon и штурмовик A-10 Thunderbolt II. Причем они составляют по численности главные силы авиации. В России к старослужащим относится лишь один фронтовой бомбардировщик Су-24. Первый полет он совершил 17 января 1970 года и был принят на вооружение в 1975 году. 




Это был прорывной самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Главное его достоинство заключается в возможности осуществлять низкий сверхзвуковой полет с огибанием рельефа местности. Что способствует успешному преодолению средств ПВО противника. 

Также новизна бомбардировщика состояла в использовании мощного навигационно-прицельного комплекса «Пума». Комплекс весил полторы тонны, что потребовало от конструкторов изрядной изворотливости для размещения его на борту отнюдь не тяжелого самолета. Однако игра стоила свеч — «Пума» обеспечивала не только безопасный низкий полет, но и позволяла наносить точные удары сверхзвуковыми управляемыми ракетами Х-23 по малоконтрастным целям. Также имелась возможность подавлять работу радаров противника с помощью ракет Х-28. 

Бомбардировщик получил возможность сражаться и с истребителями противника, что было обеспечено включением в боекомплект ракет «воздух — воздух». 

В настоящий момент бомбардировщик, прошедший глубокую модернизацию, получил название Су-24М. Вся авионика на нем обновлена. Бомбардировщик получил новое ракетно-бомбовое вооружение. Именно он наносит удары по позициям террористов в Сирии.

Скорость у земли — 1400 км/час, на высоте — 1700 км/час. 

Боевой радиус — 560 км. 

Ракетно-бомбовая нагрузка — 7500 кг, 8 узлов подвески. 


Друг ВДВ 

Старослужащие самолеты преобладают в транспортной авиации. По большей части они были спроектированы в ОКБ Антонова, которое специализировалось именно в этой сфере военного авиастроения. В связи с «разводом» с Украиной эти машины начинают заменяться новыми разработками ОКБ Ильюшина. 




Военно-транспортный самолет Ан-12 совершил первый полет в 1957 году. А уже спустя полтора года начал поступать на вооружение в части ВВС. Машина была универсальной, в частности, Ан-12 использовался и в гражданской авиации, но наиболее эффективной и желанной она оказалась в ВДВ. Это был первый советский самолет, позволявший выполнять операции по массированному десантированию как парашютистов, так и бронетехники. Ан-12 берет на борт 60 десантников или два бронетранспортера. 

Для своего времени Ан-12 был очень мощным транспортником, оснащенным 4-мя турбовинтовыми двигателями мощностью 4250 л.с. каждый. Его полезная нагрузка составляет 20 тонн. При этом самолет обладал очень достойными для времен своей молодости летными качествами: максимальная скорость — 660 км/ч, крейсерская — 570 км/ч, предельный потолок — 10000 м, перегоночная дальность — 5500 км. 

Ан-12 имеет артиллерийское и бомбардировочное вооружение. В кормовой башне находятся две 23-мм пушки с боекомплектом из 700 снарядом. В отсеке могут находиться от 70-и 100-килограммовых авиабомб до 18-и 500-килограммовых. 


Грузовик с крыльями 

Ан-26, появившийся позже Ан-12 и принятый на вооружение в 1973 году, обладал более скромными возможностями. Двухмоторный турбовинтовой самолет поднимает в небо 5500 килограммов полезного груза. Изначально его не предполагалось использовать в боевой обстановке. Не предназначен он и для десантирования. Ан-26, выпущенный в количестве полутора тысяч машин, стал средством для перевозки грузов и личного состава. Во время войны ему была отведена роль доставки к линии фронта пополнения и боеприпасов и эвакуации раненых. То есть это типичный грузовик с крыльями. Выпускалась также модификация для комфортабельной перевозки высшего офицерского состава. 


Античный герой 

В 1969 году в части ВТА СССР начали поступать тяжеловесы-рекордисты — Ан-22 «Антей». Это был первый советский широкофюзеляжный турбовинтовой самолет. Причем единственный в мире тяжелый самолет, способный взлетать и садиться на грунтовые площадки. Всего до 1976 году на Ташкентском авиационном заводе было произведено 68 машин. 




Ан-22 способен поднимать в воздух 60 тонн полезного груза. В его салоне размещаются 290 солдат, 202 раненых с носилками или 160 парашютистов. 

Максимальная скорость — 650 км/час, практическая дальность — 5225 км, потолок — 9000 м. 

«Антей» стал первым отечественным транспортным самолетом, на котором была широко использована автоматизация и механизация погрузочно-разгрузочных операций. Предусмотрена возможность перевозки грузов на подвеске под крылом. 

Габариты этого гиганта таковы: длина — 57 м, высота — 12,5 м, размах крыла — 64 м. 


Сохранивший молодость 

Производство «Антеев» свернули довольно скоро по той причине, что необходимо было освобождать производственные мощности Ташкентского авиазавода для построения более перспективных транспортных самолетов ОКБ Ильюшина — Ил-76. Ил хоть и имел меньшую грузоподъемность, но государственная комиссия пришла к выводу о том, что его турбореактивные двигатели более предпочтительны в эксплуатации. К тому же они обеспечивают более высокую скорость полета. 




Ил-76 был принят на вооружение в 1974 году. Тогда его грузоподъемность равнялась 40 тоннам, сейчас она доведена до 60 тонн. 

Но уже в первые годы эксплуатации самолет устанавливал рекорды, которые намного превосходили его официальные характеристики. В июле 1975 года на первом серийном самолете Ил-76 экипаж Заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Я.И.Берникова в полете с грузом массой 70,121 кг достиг высоты 11,875 м. В этот же день экипаж Заслуженного летчика-испытателя А. М. Тюрюмина в полетах по замкнутому маршруту показал рекордную среднюю скорость (857,657 км/ч с грузом 70 т на дальность 1000 км; с грузом 70 т на дальности 2000 км достигнута рекордная средняя скорость 856,697 км/ч.). 

Что же касается самой последней модификации — Ил-76МД-90А, — это глубокая модернизация машины, по сути, новый самолет. Прототип впервые поднялся в небо в 2012 году, первый серийный самолет произведен в 2014 году. 

Ил-76МД-90А приобрел не только повышенную возможность доставлять грузы повышенных габаритов и массы, производить десантирование личного состава и техники, но и черты бомбардировщика, способного «постоять за себя» в зоне боевых действий. На самолете установлены две пушки, прицеливание которых может осуществляться при помощи как традиционного оптического прицела, так и РЛС. Также есть средства радиоэлектронной борьбы и автоматы, отстреливающие тепловые ловушки. Есть и 4 точки подвески, которые могут использоваться как для ракетно-бомбового вооружения, так и для подвесных топливных баков. 

В настоящий момент Ил-76 является главным самолетом ВТА. Эксплуатируется около 120 машин различных модификаций. Заказано 39 самолетов Ил-76МД-90А. 

ЛТХ Ил-76МД-90А 

Длина: 46,6 м 
Размах крыла: 50,5 м 

Масса пустого: 88500 кг 
Максимальная взлетная масса: 210000 кг 
Грузоподъемность: 60 т 

Тяга двигателей: 4×14500 кгс 
Максимальная скорость: 880 км/ч 
Крейсерская скорость: 850 км/ч 
Дальность: 6500 км 
Практический потолок: 12000 м 

Количество перевозимых военнослужащих: 128 десантников или 245 солдат 
Объем грузовой кабины: 321 куб.м. 

Вооружение: 2 пушки 23-мм. 


Высоко лечу, далеко гляжу 

Самолет радиоэлектронной разведки Ил-20 совершил первый полет 21 марта 1968 года и уже на следующий год был принят на вооружение. Создан на базе пассажирского турбовинтового лайнера Ил-18, но отличается от него более мощными двигателями и большим запасом топлива. 




В его компетенцию входит радиоэлектронная разведка, фоторазведка, радиоперехват. Укомплектован всем необходимым «шпионским» оборудованием, которое периодически осовременивается. Имеется спутниковая связь. Изготовлено 20 самолетов, которые числятся в частях центрального подчинения. В настоящий момент ОКБ Ильюшина выполняет ОКР по модернизации самолета Ил-20.
Вернуться назад