Переполох на Эспаньоле – Колумбы и Бобадилья




31 августа 1498 года Христофор Колумб пересек Карибское море с юга на север (чего ранее не удавалось ни одному европейцу) и в очередной раз причалил к берегам Эспаньолы. В отсутствие адмирала (или, как его прозвали недоброжелатели, «фараона») делами в колонии заведовал его младший брат Бартоломео.

Бартоломео, казалось, мог многим похвастать. Как управленец он добился крупных успехов в преображении облика Эспаньолы. Остров приобщался к цивилизации. Цивилизация, правда, не слишком хорошо отражалась на самочувствии туземцев – уж больно много их помирало. Но ничего, индейцев было еще много… Должны же они когда-то перестать умирать?

Переполох на Эспаньоле – Колумбы и Бобадилья

Портрет Бартоломео Колумба

Бартоломео Колумб развернул на острове большое строительство. Как альтернативу старой столице Ла-Изабелла – на южном побережье Эспаньолы он приступил к возведению города Санто-Доминго. Здесь была расчищена большая площадь, вокруг которой строили ратушу, церковь, губернаторский дворец и тюрьму. Чуть позже в Санто-Доминго появятся судоверфь и товарный склад. А пока в новый город потянулись поселенцы. Вдобавок Бартоломео основал еще один городок на золотых приисках – Бонао.

Остров с севера на юг пересекла линия хорошо укрепленных фортов. В каждом из них квартировали десять испанских солдат под началом алькальда. Алькальды подчинялись лично Колумбу. Опираясь на эти укрепления и гарнизоны, Бартоломео совершил несколько военных походов на запад Эспаньолы. С двух туземных касиков была взыскана дань – натуральная подать хлопком, продуктами и красным деревом. Еще двух вождей пришлось заковать в цепи и отправить в Испанию первым же кораблем – эти не хотели сотрудничать. Что ж, и без них справимся…


Испанская иллюстрация – стычка с туземцами на Эспаньоле в 1495 году

Справиться с индейцами было несложно. Против испанского оружия эти покорные по натуре и миролюбивые люди оказались бессильны. Куда большая, практически неразрешимая проблема возникла с мятежниками из числа колонистов.

Да, далеко не всем нравились методы управления Бартоломео Колумба. Недовольных возглавил Франсиско Рольдан, андалузец, который служил в Ла-Изабелла судьей. Причины, по которым Рольдан поднял мятеж, нам неизвестны. Он и сам не мог внятно объяснить суть своих претензий. Он обвинял Бартоломео в «грубости», «жестокости», «жадности», «суровости». Протестовал против обложения индейцев данью и требовал прекратить строительство крепостей. Утверждал, что с туземцами «можно договориться». Впрочем, как мы убедимся позже, большим гуманистом и другом индейцев Рольдан не был.

Мятеж начинается


Мятеж начался с мелочного инцидента. Когда Бартоломео был в очередном походе на западе Эспаньолы, Рольдан разругался с Диего Колумбом в Ла-Изабелле. Рольдан требовал снарядить новый корабль в Испанию, чтобы доставить на остров больше солдат. Диего категорически отказался. Тогда Рольдан в своей обычной манере «защитника» индейцев стал костерить Колумбов и обвинять их в жестокости по отношению к аборигенам. Когда Бартоломео Колумб вернулся в свою резиденцию, то в ярости приказал бросить в тюрьму одного из товарищей Рольдана, Барахону.

Диего Колумб решил охладить градус конфликта и отослал Рольдана в полузаброшенный городок Консепсьон с небольшим отрядом на помощь местному гарнизону. Здесь Рольдан вновь отличился – попытался перетянуть командира гарнизона Баллестера на свою сторону и поднять вооруженное восстание. Баллестер не изменил Колумбу и вызвал в Консепсьон Бартоломео. И перед лицом верховного властителя колонии Рольдан не проявил ни малейшего смирения. Он требовал передать ему корабли для отплытия в Испанию и наотрез отказался сложить с себя полномочия судьи.


Крепость Рольдана на Эспаньоле на западной оконечности острова

Дальше – больше. Дерзкий андалузец налетел на Харагуа в западной части острова, захватил местный арсенал и собрал вокруг себя около сотни мятежников.

Бандитская вольница Рольдана в Харагуа фактически отделилась от остальной колонии и жила своей жизнью. Жила, надо сказать, неплохо. Земли здесь были плодородными, индейцы – мирными и послушными. Рольдан освободил их от уплаты дани Колумбам. Вместо этого он просто раздавал индейские наделы вместе с вождями и людьми в собственность своим соратникам. От своего имени он объявил эти земли наследственной собственностью новых «дворян». Ближайшими помощниками бунтовщик назначил двух человек – Педро де Рикельме и Адриана де Мухика. Дерзость была потрясающая, но Бартоломео Колумб не мог ничего ей противопоставить. У Рольдана было много людей и вооружены они были отменно. Начинать на Эспаньоле гражданскую войну Колумбы пока не решились.

К выводу о невозможности силового решения вопроса пришел и Христофор Колумб, когда вернулся на Эспаньолу. Он решил действовать хитрее. Для всех недовольных Колумб пообещал свободный выезд в Испанию. А на переговоры с Рольданом отправил своего человека, который был хорошо знаком с мятежником и пользовался его доверием.

Дипломатия принесла свои плоды. Рольдан согласился встретиться с Колумбом. Встреча прошла в дружеском ключе: адмирал согласился амнистировать мятежников и разрешил им жить так, как они пожелают, владеть землями и властвовать над индейскими племенами, живущими на этих землях.

Как отмечают исследователи, именно в этом и заключалось историческое значение мятежа Рольдана – теперь конкистадоры могли легально получать землю и туземцев в свое услужение. Такая система фактически означала возрождение в колониях института энкомьенды, пожалования земли, известного еще со времен Реконкисты. В будущем энкомьенда распространится на все заморские владения испанской короны.


Карта Хуана де ла Коса от 1500 года. Новый Свет расположен в верхней части карты.

Судья суровый и справедливый


После формального примирения Колумбов и Рольдана неприятности на Эспаньоле не закончились. В октябре 1498 года остров покинуло триста колонистов, недовольных условиями жизни в «Индиях» и правлением «адмирала». С собой они захватили индейских рабов (с разрешения Колумба). Это вызвало гнев испанской королевы: «Разве адмирал обладает моей властью, чтобы раздавать моих подданных кому попало?» Все индейцы по прибытии в Испанию были королевским указом освобождены. В метрополии чувствовали, что Колумб не слишком справляется с колониальным управлением. Он, по всей видимости, и сам понимал это. В своем письме адмирал просил прислать на Эспаньолу «человека, который был бы опытен в делах закона». И такой человек нашелся очень скоро.

21 марта 1499 года на ответственную миссию был назначен Франсиско де Бобадилья, член военно-католического ордена Калатрава. Новое его амплуа было далеко от военного дела, ему поручалось вершить суд, разобраться в ситуации с мятежом на Эспаньоле, «найти людей, кто восстал против адмирала… их схватить и конфисковать их имущество», после чего «продолжать выполнять свои обязанности».

В более поздних указах полномочия Бобадильи были расширены. В майском указе от того же года ему предписано управлять уже всем Новым Светом, распоряжаться всем имуществом в колониях: от крепостных фортов до лошадей и домов. Для надзора за строительством церквей и обращения туземцев в католическую веру в поддержку Бобадилье направили и шестерых священников. Одного из них, фрая Руиса, королева Изабелла инструктировала лично. Она хотела получить объективную картину того, что происходит на Эспаньоле.

Отплытие экспедиции Бобадильи постоянно откладывалось. Не хватало того, этого… Только через год, в июле 1500 года четыре судна отошли от Севильи. На кораблях были освобожденные рабы-индейцы, которых корона постановила вернуть на родную землю. В конце августа Бобадилья достиг Санто-Доминго. Его глазам открылась неприглядная картина.

На виселицах у морского побережья болтались зловонные трупы двух повешенных мятежников. За неделю до прибытия Бобадильи было уже казнено семь колонистов. Еще двое сидели в тюремных застенках. Ни «адмирала», ни Бартоломео Колумба на месте не оказалось. Они уехали воевать с мятежниками вглубь острова. Королевского посланника встретил только Диего.

На «беспредел» со стороны Колумбов накопилась куча жалоб. Трудно было разобрать, кто на самом деле виноват – адмирал или его противники. Главной претензией пострадавших был судебный произвол адмирала и его родственников – мол, они казнили колонистов без справедливого разбирательства. Священники отмечали, что правители острова полностью провалили работу с населением – не больше двух тысяч индейцев приняли христианство. Церкви стояли пустыми. Бунтовщики бежали на запад Эспаньолы, где жили, не признавая авторитета власти. Единственным утешением могли стать успехи в экономическом развитии острова – в Сибао было открыто золото и выстроена большая скотоводческая ферма. Но этого было мало для того, чтобы убедить Бобадилью. Он действовал, как умел – жестко и решительно.


Бобадилья арестовывает Колумба

Бобадилья отстранил Диего Колумба от дел и послал гонцов за адмиралом и его братом Бартоломео. Секретарь Колумба и комендант крепости Санто-Доминго были арестованы. 15 сентября Бобадилья встретился уже с Христофором. Посланник предъявил адмиралу королевскую грамоту. Колумб пытался было спорить, может, и позволил себе оскорбить Бобадилью, обозвав его «андалузским искателем приключений». Как бы то ни было, все споры были пресечены на корню. Адмирал и Бартоломео были закованы в цепи и заключены в тюрьму. Первым же судном они отправились в Испанию, как и были – в цепях.

Со сторонниками Рольдана Бобадилья сумел договориться. Конечно, он поставил и свои условия – отныне индейцы считаются вольными вассалами испанской короны, и их труд должен оплачиваться. Принуждать туземцев к работе также теперь запрещалось. В остальном конкистадоры могли распоряжаться своими землями как им вздумается. Они обживались на Эспаньоле, массово брали себе в служанки и любовницы индейских женщин. Показательно, что родственники индианок при этом считали их законными женами испанцев.

Повальное расовое смешение, установление новых порядков, распространение новой религии и борьба испанцев с язычеством привели к тому, что привычный для индейцев мир полностью рухнул. Многие не выдержали этого цивилизационного надлома – современные ученые утверждают, что основной причиной смертности среди туземцев стали самоубийства. Оторванные от традиционных занятий и образа жизни они были вынуждены наниматься чернорабочими на рудники. Закрепощение индейцев таким образом стало «добровольно-принудительным».


Колумб в цепях. Скульптура XIX века знаменитого каталанского скульптора Венанси Вальмиджана-и-Барбань

Добыча золота на рудниках при Бобадилье многократно возросла, сразу же взлетев до 300 килограммов в год. Золотодобыча теперь была доступна для всех конкистадоров, надо было лишь уплатить небольшой налог в пользу казны. Груженые золотом корабли со все большей регулярностью стали курсировать между Эспаньолой и портами в метрополии. Бобадилья наконец сделал колониальный проект рентабельным – чего не удавалось ранее Колумбам.

Но католические монархи не решились променять Колумба на «эффективного менеджера» Бобадилью. По возвращении в Испанию Колумб устроил эффектное представление. Хотя монархи и сразу же приказали освободить Колумба, он отказался снимать с себя цепи и кандалы и в таком драматическом образе явился в королевский дворец Альгамбра.

Перформанс адмирала возымел свое действие. Монархи заверили Колумба в своем добром отношении к нему, сожалели, что с заслуженным мореходом так плохо обошлись. Бобадилья был снят с должности и отозван в Испанию. Правда, при этом Колумбу не была возвращена полнота власти в колониях. На замену Бобадилье подыскали другого управленца – Николаса де Овандо.

По какому-то мистическому стечению обстоятельств Бобадилья все же получил отмщение от униженного Колумба. Сам адмирал тут не при делах – постаралась матушка-природа. В июле 1502 года, когда в составе большого флота Бобадилья возвращался в Испанию, все его корабли разметал и потопил небывалой силы ураган. Вместе с бывшим «губернатором Индий» на дно ушел и мятежник Рольдан. Вот и не верьте после этого в то, что плохие мысли и затаенная злоба не материализуются…

Так или иначе, те четыре года в испанских колониях в Новом Свете, отмеченных конфликтом между Рольданом, Колумбом и Бобадильей, изменили историю. Они заложили целый ряд принципов, на которых покоилось здание испанской колониальной империи в будущие века. Институты энкомьенды и репартимьенто, раздела и распределения туземных земель между конкистадорами, добыча в колониях золота и полезных ископаемых за счет эксплуатации индейского труда, массовая метисация колонизаторов и колонизируемых, поглотившая в себя тысячи и сотни тысяч индейцев – все эти явления надолго пережили своих создателей и основоположников.

Источники и литература:
1. Хью Томас. Подъём Испанской империи. Реки золота. – М.: АСТ, 2016. – 718.
2. Александренков Э. Г. Индейцы Антильских островов до европейского завоевания. – М.: «Наука», 1976.
3. Александренков Э. Г. Аборигены Больших Антильских островов в колониальном обществе (конец XV – середина XVI вв.). – Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2017.
Вернуться назад