Не титаном единым: своя «Лира» и в старом корпусе хороша

В ВМФ России задумались о возрождении подводных лодок проекта  705 «Лира». Российское военное руководство рассматривает вариант строительства атомных роботизированных субмарин с резко сокращенной численностью экипажа.


По словам источника «Ленты. ру» в оборонной промышленности, современные технологии позволят создать более совершенные и, самое главное, надежные аналоги проекта «Лира». Напомним, что субмарины проекта 705 эксплуатировались на протяжении 20 лет в промежутке между 70-ми и 90-ми годами прошлого века, но впоследствии были выведены из состава флота.


Основной причиной такого шага стали дороговизна и сложность эксплуатации «Лиры». По мнению многих военных экспертов, лодки проекта 705 использовали революционные технологии, значительно опередившие свое время. В «Лире» впервые применили реактор с жидкометаллическим теплоносителем, все оборудование было высокоавтоматизированно даже по сегодняшним временам, а корпус был отлит из титановых сплавов.


Американские ВМС уже выразили обеспокоенность по поводу возможного возобновления проекта «Лира» с учетом современных достижений судостроения. На что будет сделан упор, при воссоздании этого проекта, предположил  военный эксперт Михаила Тимошенко:


«Лира» - это так называемая «золотая рыбка», потому что очень дорого стоила ее эксплуатация и разработка. Еще ее называли «автоматом», потому как многие процессы управления были автоматизированы. Но сама техника, которая участвовала в процессах автоматизации, была уровня 60-х-70-х годов, то есть во многом аналогового формата. Если пытаться воссоздать лодку, то для начала потребуется заменить всю электронику, в этом случае значит разработать ее заново. Смысла менять корпус субмарины нет, потому что такого количества титана сейчас попросту не набрать.


Мы уже давно пошли по пути модернизации лодок проекта «Лира», «Анчар» и тому подобное. Мы естественно обновляем реакторную зону, заменяем то оборудование, которое отслужило свой срок или, допустим, имеет аналоги меньших габаритов или меньшей шумности. Но в подводную лодку ведь не все затащишь, а разрезать кусок корпуса, чтобы поставить новое оборудование, не так-то просто. В свое время благодаря характеристикам «Лиры» мы как были чемпионы по скорости, то ими и остались, под 80 километров в час ее скорость на глубине.


Я полагаю, что упор будет сделан на замену системы управления и автоматизацию лодки. Возможны какие-то сокращения по массо-габаритным характеристикам, в этом направлении сейчас появляются новые возможности. На «Лире» еще были реакторы на жидкометаллическом носителе, такой реактор заглушить нельзя. Потому что если его заглушить, он остынет, а значит застынет и расплав. Ну и что потом делать? Лодку можно списывать. Поэтому нужны специальные места базирования, где будет подведена электроэнергия, отопление и тому подобное. Вот к этому сводятся пока задачи.


Если говорить относительно строительства, то раз корпуса строить не нужно, то Севмаш или Комсомольск-на-Амуре задействованы не будут. Значит можно что-то делать в сухих доках, и затраты определенные безусловно будут, но не такие значительные, если строить лодки с нуля. Кроме того работы дадут возможность поменять вооружение субмарины».

Вернуться назад