Собственный опыт и заимствования. Авианосец «Фуцзянь»


Авианосец "Фуцзянь" в сухом доке, 17 июня 2022 г.


Несколько дней назад в Китае состоялась торжественная церемония спуска на воду нового авианосца «Фуцзянь». Это уже третий корабль своего класса для военно-морских сил НОАК и первый, разработанный с нуля и построенный китайской промышленностью. В ближайшие полтора-два года корабль будет достроен и испытан, после чего войдет в боевой состав флота. Предполагается, что «Фуцзянь», имеющий ряд важных отличий и особенностей, самым серьезным образом повлияет на потенциал надводных сил и авианосного флота.

Корабль на воде


Строительство авианосца «Фуцзянь», традиционно названного в честь одной из провинций, осуществлялось заводом Jiangnan Shipbuilding в г. Шанхай из состава китайской государственной судостроительной корпорации CSSC. Корабль был заложен в конце 2015 или в начале 2016 г. Монтаж конструкций осуществлялся в открытом сухом доке – и не остался незамеченным разведками третьих стран. Зарубежные организации регулярно публиковали новые фотоснимки авианосца на разных стадиях строительства.

К настоящему времени основные сборочные работы на «Фуцзяне» были завершены, и его спустили на воду. Торжественная церемония прошла 17 июня в присутствии представителей высших органов власти КНР. Украшенный корабль под залпы салюта вывели из заполненного сухого дока и поставили к достроечной стенке для дальнейших работ.

На момент вывода из дока корабль получил все необходимые конструкции и часть прочего оснащения. На готовом корпусе смонтированы покрытия полетной палубы и установлена надстройка-остров. Осуществляется монтаж прочих агрегатов, включая критически важные. В частности, под защитой легких укрытий ведется установка стартовых катапульт. Во время церемонии спуска на этих укрытиях поместили транспаранты с лозунгами.

По известным данным, на следующие работы требуется порядка полутора-двух лет. Шанхайским судостроителям и поставщикам предстоит завершить сборку конструкций и выполнить монтаж оставшегося оборудования. Затем авианосец выйдет на ходовые испытания. Завершение всех мероприятий и принятие корабля в боевой состав ВМС ожидаются в 2024 г.


Корабль выводят из дока

«Проект 003»


Новый китайский авианосец «Фуцзянь» был построен по новому проекту «003». Этот проект был разработан китайскими судостроителями самостоятельно, по заказу и по тактико-техническим требованиям ВМС. В отличие от предыдущих проектов «001» и «002», зарубежные агрегаты и узлы напрямую не использовались и не заимствовались. В результате новый «Фуцзянь» во всех отношениях заметно отличается от двух существующих китайских авианосцев «Ляонин» и «Шаньдун», а также имеет определенные преимущества перед ними.

Пр. 003 предусматривает строительство авианосца традиционной архитектуры. На корпусе стандартных обводов помещена крупная полетная палуба; справа на ней находится надстройка. Общая длина корабля достигает 320 м при длине по ватерлинии ок. 300 м. Наибольшая ширина – 78 м. Водоизмещение оценивается в 80-85 тыс.т. При этом на ранних стадиях строительства фигурировали зарубежные оценки до 95-100 тыс.т.

По известным данным, «Фуцзянь» получил неатомную главную энергоустановку с выдачей мощности на четыре гребных вала. Тип установки пока не уточнялся. Предполагается использование паротурбинной ГЭУ, представляющей собой дальнейшее развитие агрегатов предыдущих авианосцев, либо созданной заново турбоэлектрической. Важно, что ГЭУ и связанные агрегаты обеспечивают не только ход и питание общекорабельных систем, но и дают энергию для специального оснащения.

Новый «Фуцзянь», в отличие от предыдущих китайских авианосцев, получил плоскую полетную палубу большой площади; слева предусматривается традиционная угловая палуба. В носовой части корабля и на угловой палубе имеются три стартовые позиции для взлета самолетов. Посадка будет производиться при помощи аэрофинишера в кормовой и средней частях палубы.

Впервые в китайской практике авианосец оснащается катапультами – две находятся в носу, одна на угловой палубе. Ранее сообщалось, что для нового корабля сделают паровые катапульты, но в итоге были разработаны электромагнитные. Технические особенности и характеристики катапульт пока остаются неизвестными. Более того, в тайне хранят даже их внешний вид.


Как и на других кораблях, для хранения летательных аппаратов предназначается подпалубный ангар. Перемещение техники между полетной и ангарной палубами будет выполняться двумя самолетоподъемниками большой площади. Их расположили на правом борту, перед надстройкой и позади нее.

Состав и численность авиационной группы пока остаются неизвестными. Размеры и водоизмещение корабля в теории позволяют иметь на борту порядка 40-60 самолетов и вертолетов разного назначения, а также обеспечивать их деятельность и боевое применение. По всей видимости, основу авиагруппы составят истребители J-15 и/или палубная версия FC-31. Также ожидаются вертолеты разных типов, новый самолет ДРЛО и, возможно, БПЛА.

«Фуцзянь» должен получить развитый комплекс радиоэлектронного оборудования с РЛС обзора и наведения оружия, станциями РЭБ и т.д. Также следует ожидать появление вооружений. Имеющиеся у ВМС авианосцы для самозащиты получили 11-ствольные артиллерийские установки и ЗРК малой дальности. Вряд ли третий в своем классе корабль получит иное оружие.

Ожидаемые преимущества


Новый авианосец заметным образом отличается от предыдущих кораблей для ВМС НОАК. При его проектировании и строительстве применялись новые идеи и компоненты, за счет которых планировалось получить ряд преимуществ. Кроме того, в проекте «003» решались вопросы имиджевого характера.

За счет длины 320 м и водоизмещения 80-85 тыс.т новый «Фуцзянь» уже стал крупнейшим кораблем в истории флота КНР. Кроме того, он оказывается самым большим и тяжелым неатомным боевым кораблем мира, в т.ч. среди авианосцев. При этом проект был разработан и реализован только силами китайского кораблестроения и без помощи третьих стран. Все это показывает потенциал промышленности, а также является поводом для гордости.


Достигнутые размеры и водоизмещение дают широкие возможности технического и иного характера. В первую очередь, появляется возможность увеличить размеры полетной палубы и объемы ангара. Благодаря этому можно количественно и качественно нарастить авиационную группу.

Кроме того, было решено отказаться от взлета с трамплина и использовать электромагнитные катапульты. Такой способ взлета снимает ограничения, характерные для трамплина, и дает новые возможности. Он позволяет запускать самолеты разных классов и типов, как истребители, так и более тяжелые образцы. По разным оценкам, катапульты позволят усилить группу корабля не только перспективными истребителями, но и самолетами ДРЛО. Также появляется принципиальная возможность создания и внедрения тяжелых палубных БПЛА разного назначения.

В целом новый проект «003» имеет особое значение для флота. В первую очередь, он позволяет увеличить количество авианосцев и общую численность летательных аппаратов на них. Кроме того, может быть расширена номенклатура типов палубной авиации с получением новых возможностей.

Заимствование и переосмысление


Таким образом, Китай продолжает развивать свое авианосное направление и строит очередной корабль. Для решения такой задачи он использует свой и чужой опыт. Так, первый авианосец «Ляонин» фактически представлял собой переделанный корабль советской постройки. Второй, «Шаньдун», строили самостоятельно, но на основе конструкции предшественника. Затем, используя опыт предыдущего строительства и собственные решения, разработали и реализовали следующий проект «003».

Нетрудно заметить, что в новом проекте китайские кораблестроители отошли от простого копирования советских идей. Новые концепции и решения теперь заимствуют и у авианосцев США – фактических лидеров этого направления. У них «подсмотрели» новую компоновку палубы и средства для запуска самолетов. При этом иностранные идеине просто перенимают, но пересматривают с учетом своих возможностей и потребностей, а также для получения максимального эффекта.

Такой подход, объединяющий свои и чужие идеи, хорошо зарекомендовал себя. С его помощью Китай уже построил два авианосца и завершает строительство третьего. Кроме того, известно о разработке следующего проекта «004», который вновь будет отличаться от предшественников. Вполне вероятно, что при его создании вновь используют отработанный и проверенный метод – и это даст предсказуемые положительные результаты. Впрочем, пока главной задачей китайских кораблестроителей является завершение работ на «Фуцзяне» и новое накопление необходимого опыта.
Вернуться назад