Что дало бы появление российского аналога легкого штурмовика Super Tucano


В 2019 году околовоенную общественность всколыхнуло сообщение о том, что Украина собирается купить партию учебно-боевых самолетов Embraer EMB-314 Super Tucano для своих ВВС. С помощью этих легких турбовинтовых штурмовиков украинские ВВС собирались активнее терроризировать ДНР и ЛНР. Сделка так и не состоялась, но без ответа остался главный вопрос – насколько уместен был бы такой «противопартизанский» самолет в вооруженном конфликте на территории Незалежной и кому бы он больше пригодился?


Довольно странно, на первый взгляд, в наш век реактивных двигателей, искусственного интеллекта и нанотехнологий всерьез рассуждать об использовании технологий середины XX века, однако только на первый. Турбовинтовые боевые самолеты взяли реванш, пусть даже в относительно узком сегменте.

От винта!


Пока США и СССР разрабатывали все более и более мощные вооружения для взаимного уничтожения друг друга, по всему миру шла череда региональных и локальных конфликтов. И там, во Вьетнаме и в Афганистане, выяснилось, что современная авиация не так уж и эффективна против тех, кто использует партизанские методы ведения войны. В ответ в США была принята программа под названием COIN (Counter-Insurgency – контрпартизанские или противопартизанские) по созданию легкого, дешевого и многофункционального самолета, предназначенного для уничтожения малоразмерных и малозащищенных целей, способного выполнять функции патрулирования, воздушной разведки и иные задачи. Схожие процессы шли во Франции, имевшей массу заморских колоний, и в СССР. В настоящее время на рынке легких штурмовиков присутствуют швейцарский Pilatus PC-9М, бразильский Embraer EMB-314 Super Tucano и американский АТ-802U.

EMB-314 Super Tucano, которым так заинтересовались ВВС Украины, представляет собой турбовинтовой самолет, предназначенный для поражения слабозащищенных воздушных и наземных целей. Штурмовик активно применяется для борьбы с наркоторговцами в Колумбии, а также использовался американцами во время оккупации Афганистана. Практический потолок EMB-314 составляет 10 670 м, максимальная скорость - 590 км/ч, крейсерская - 520 км/ч, практическая дальность составляет 1330 км. Super Tucano вооружен двумя встроенными 12,7-мм пулеметами FN Herstal M3 и одной 20-мм пушкой на фюзеляжном узле, двумя управляемыми ракетами «воздух - воздух» AIM-9 Sidewinder, или MAA-1 Piranha, или Python 3/4, четырьмя блоками неуправляемых 70-мм ракет, свободнопадающими и корректируемыми авиабомбами. Кабина на двух пилотов защищена легкой противопульной броней.

Зачем он нужен?


Когда стало известно об интересе Киева к такому самолету, его тут же раскритиковали как слабого конкурента нашему штурмовику Су-25. Однако следует учитывать, что Super Tucano имеет ряд весомых преимуществ перед более современными самолетами.

Например, это гораздо меньшая заметность из-за отсутствия реактивного выхлопа у поршневого двигателя. Также огромным плюсом легкого штурмовика является его значительно меньшая стоимость при покупке и последующем обслуживании. Так, для ВВС США партия в 20 бразильских EMB-314 обошлась в 355 миллионов долларов, то есть меньше 18 миллионов за летательный аппарат. Колумбия же умудрилась купить 25 штурмовиков всего за 235 миллионов. Для ВВС Бразилии самолет обходится в сумму от 8 до 12 миллионов долларов. Стоимость летного часа еще более вдохновляет: по одним данным, это от 1 до 2 тысяч долларов, по другим – всего 600 долларов.

Что могли бы делать турбовинтовые самолеты в небе над Украиной?

Скажем, если бы их использовали ВВС Незалежной против народных республик Донбасса, то они могли бы поражать бронетехнику ополчения как штурмовики либо бомбить позиции с большой высоты как бомбардировщики. Вступление в конфликт на стороне ДНР и ЛНР ВС РФ, имеющих современную истребительную авиацию и комплексы ПВО, не оставило бы Super Tucano никаких шансов. Однако, будь подобные самолеты на службе у ВКС РФ, они могли бы сослужить нам хорошую службу.

Огромной проблемой для российской армии и союзной Народной милиции является дефицит собственных разведывательно-ударных беспилотников и избыток БПЛА у ВСУ, которые получают их из стран блока НАТО. Турецкие «Байрактары», несмотря на то что их регулярно сбивают, все же наносят ракетные удары по нашей бронетехнике и катерам погранслужбы ФСБ. Пользуясь «слепыми зонами», украинская армия, снабжаемая иностранными разведданными, совершает стремительные перемещения «жабьими прыжками». Прокси-война с Североатлантическим альянсом показала, насколько ВС РФ нужны эффективные средства воздушной разведки, а также «истребители дронов».

И вот данную нишу вполне могли бы закрыть легкие турбовинтовые штурмовики. От пилотируемого самолета, имеющего максимальную скорость до 590 км/ч, не уйдет ни один беспилотник, разведывательный или разведывательно-ударный. На борт штурмовик класса Super Tucano способен поднять больше вооружений, чем любой имеющийся в России БПЛА. Благодаря большому ресурсу двигателя и низкой стоимости летного часа турбовинтовой самолет может осуществлять длительную воздушную разведку и патрулирование, уничтожая обнаруженную бронетехнику и живую силу противника.
Иначе говоря, как «истребитель дронов» и легкий разведчик-штурмовик простой и недорогой самолет с поршневым двигателем оказался бы весьма кстати.

Осталось задаться вопросом, есть ли у России что-то подобное или даже и говорить не о чем?

Есть. После войны в Афганистане велись работы над советским легким штурмовиком Як-52Б (ударная модификация УТС Як-52). На этом простом и надежном самолете были установлены два пилона с подвешенными блоками УБ-32, для чего пришлось усилить конструкцию крыльев. Тогда военные интереса к «противопартизанскому» штурмовику не проявили, и после заводских испытаний единственный образец отправился в авиамузей в Монино. Если сегодня модернизировать Як-52Б, установив современные оборудование и вооружения, может получиться неплохой легкий штурмовик, надежный и недорогой в производстве и обслуживании, который сможет выполнять довольно широкий круг задач. Разумеется, не подменяя собой Су-25, а дополняя.
Вернуться назад