Covert Shores: Россия нашла лазейку в Конвенции Монтре для усиления Черноморского флота

Covert Shores: Россия нашла лазейку в Конвенции Монтре для усиления Черноморского флота

Россия может использовать «козырь в рукаве» для обхода Конвенции Монтре и усиления Черноморского флота. Об этом сообщает портал Covert Shores. «ПолитРоссия» представляет эксклюзивный пересказ публикации.

В начале марта Турция объявила о закрытии проливов Босфор и Дарданеллы для военных судов в соответствии с положением Конвенции Монтре. Естественно, эта новость тут же облетела все передовицы западных СМИ, журналисты которых утверждали, что такое решение Анкары серьезно ограничит мобильность российского флота в Черном море и отразится на реализации спецоперации на Украине. Действительно, эти проливы представляют собой единственный прямой водный путь из Средиземного в Черное море, и применение Конвенции Монтре может ограничить перемещение российских военных кораблей. Но, как отмечает главный редактор Covert Shores, известный западный военный эксперт Х.И. Саттон, у России есть «козырь в рукаве».

Covert Shores: Россия нашла лазейку в Конвенции Монтре для усиления Черноморского флота
«Ожидается, что российский флот будет использовать сеть внутренних водных маршрутов для осуществления межфлотского перехода двух военных кораблей. Это позволяет вообще не приближаться к Босфору», – пишет Саттон.

Речь идет о малом ракетном корабле (МРК) «Углич» проекта 21631 «Буян-М» и противодиверсионном катере (ПРДКА) «Юнармеец Татарстана» проекта 21980 «Грачонок», которые осуществят переход в Санкт-Петербург из пункта постоянного базирования в Каспийске для участия в Главном военно-морском параде. Маршрут проходит через Волго-Донской судоходный канал, Рыбинское водохранилище и Ладожское озеро. Корабли в течение 14 дней преодолеют 2,5 тыс. км и 56 шлюзов, обеспечивающих проход через водные бассейны с различными уровнями воды.

Covert Shores: Россия нашла лазейку в Конвенции Монтре для усиления Черноморского флота
«Россия имеет сеть каналов, соединяющих ее порты в Балтийском, Каспийском, Черном и арктических морях. Между этими морями, не обходя их стороной, можно перемещать корабли и подводные лодки определенного размера», – подчеркивает эксперт.

Собственно, Москва, как отмечает обозреватель, уже прибегала к такому трюку. Например, в годы холодной войны так и не идентифицированная иностранной разведкой советская подводная лодка-лаборатория БС-555 проекта 1840 (по кодификации НАТО – Lima) была доставлена в Ленинград по внутренним водным путям в рамках модернизации для дальнейшего продолжения службы на Черноморском флоте.

«После распада Советского Союза вопрос о возможности использования этих водных путей оставался открытым, поскольку было непонятно, находятся ли они в рабочем состоянии. Однако этот [переход] означает, что их можно использовать», – добавил эксперт.

Такой маневр, по словам Саттона, предполагает, что Россия может значительно усилить Черноморский флот. Существуют некоторые ограничения по части размера судов, которые могут воспользоваться внутренними водными путями. Но как минимум неатомные подводные лодки, уверен эксперт, могут быть транспортированы таким образом. Кроме того, Россия нашла способ как обойти не только турецкие проливы, но и саму конвенцию.

Covert Shores: Россия нашла лазейку в Конвенции Монтре для усиления Черноморского флота

Конвенция Монтре предусматривает серьезные ограничения для перемещения нетурецких военных кораблей между Черным и Средиземным морями. И хотя Россия имеет серьезное преимущество перед нечерноморскими странами, существует определенная преграда для подводных лодок.

«Тем не менее Россия нашла лазейку для перемещения подводных лодок, базирующихся в Черном море, через Босфор. Эти маневры классифицируются как часть рейса на верфь или с верфи в Балтийском море в рамках технического обслуживания, которое не ограничивается [конвенцией]. Однако подлодки могут месяцами находиться в Средиземном море для оперативного развертывания. Естественно, подобные рейсы по техническому обслуживанию вызывают споры», – добавил Саттон.
Covert Shores: Россия нашла лазейку в Конвенции Монтре для усиления Черноморского флота

Внутренние водные пути, отмечает эксперт, дадут российскому флоту возможность направлять подводные лодки и корабли в Черное море вообще без прохода через турецкие проливы. Кроме того, такой маршрут более прямой.

«Таким образом, практика отправки подводных лодок через Босфор представляется еще менее оправданной», – резюмирует главред Covert Shores.

Ранее «ПолитРоссия» рассказала, как российские корабли прошли «точку невозврата» на пути к Черному морю.

Вернуться назад