Турция и события на Украине

Турция и события на Украине

«Одна из радостей путешествия – это возможность
посетить новые города и познакомиться с новыми людьми».

Приписывается Чингисхану

То, что турецкие власти, ведомые Р. Эрдоганом, проводят откровенно антироссийскую политику, очевидно и бесспорно. Этот курс связан не только с союзническими обязательствами, вытекающими из членства в НАТО, но и с собственными интересами, направленными на возрождение былого величия Османской империи. В контексте этих устремлений Анкара рассматривает РФ как препятствие на своем пути, которое необходимо устранить. Помимо действий политического и экономического характера все чаще прямо или косвенно используются вооружённые силы – достаточно вспомнить Сирию, Ливию и конфликт в Нагорном Карабахе.

Особенно отчетливо планы Турции просматриваются в событиях на Украине. Выступая на Генассамблее ООН в сентябре 2021 года, Эрдоган заявил: «Мы считаем важным сохранять территориальную целостность и суверенитет Украины, включая территорию Крыма, аннексию которого мы не признаем». При этом в Анкаре не скрывают, что считают полуостров своим!

Начало активному и широкомасштабному военно-техническому сотрудничеству Анкары и Киева было положено в 2018 году после визита в турецкую столицу П. Порошенко. Первоначально официальная информация подавалась очень дозированно: в прессу были допущены лишь «утечки» о поставках в ВСУ ударных БПЛА Bayraktar TB2. Причина – обе стороны опасались возможной реакции России.

Опасения оказались напрасны. Лишь в апреле 2021 года, касаясь поставок турецких беспилотников на Украину, вице-премьер Ю. Борисов отметил: «Будем конкретно смотреть в конкретном случае». На тот момент киевскому режиму уже два года поставлялись Bayraktar ТВ2, причём десятками. Обеспечивались также обучение боевому применению и поставки управляемого вооружения, в том числе высокоточного. 

Bayraktar ТВ2 ВМС Украины на военном параде в Киеве, 2021 г.

Сегодня уже очевидно: Турция как форпост НАТО на южном фланге была посвящена в планы альянса относительно операции по «возвращению контроля над Донбассом», запланированной на начало марта. Только этим можно обьяснить тот факт, что экспорт продукции турецкой военной промышленности киевскому режиму в первом квартале 2022 года увеличился по сравнению с предыдущим годом в 30 раз! Даже с началом массированных поставок Западом вооружений на Украину Турция уступает по этому показателю лишь США и Польше.

В начале февраля В. Зеленский заявил, что Украина достигла соглашения с Турцией об увеличении поставок и программе локализации производства Bayraktar на местных предприятиях. В ответ на протест МИД РФ заместитель министра иностранных дел Турции Явуз Селим Кыран издевательски ответил, что Анкара «не передавала Украине беспилотные летательные аппараты Bayraktar в качестве помощи, это закупка у частной компании». Осталось уточнить, что компания Baykar Makina принадлежит зятю президента Эрдогана.

Сегодня тему применения БПЛА Bayraktar ТВ2 активно муссируют в различных СМИ, оценки экспертов при этом расходятся диаметрально. Фактом является то, что этот БПЛА изначально был предназначен для контрпартизанской борьбы, то есть в условиях отсутствия средств противодействия. В ходе спецоперации картина получилось совсем другой – средства ПВО и РЭБ ВС РФ уничтожили с 24 февраля более 60 таких беспилотников, и новые поставки уже не способны восполнить боевые потери. Так, только за три дня с 7 по 10 мая в районе о-ва Змеиный были сбиты 11 Bayraktar ТВ2, причем один из них, судя по маркировке, был произведен 21 марта.

Однако ВТС между Украиной и Турцией простирается гораздо дальше и включает гораздо более серьёзные проекты. В январе 2020 г. в Киеве состоялось очередное заседание совместной украинско-турецкой комиссии. Помимо подписания представителями украинского военного ведомства и директората оборонной промышленности Турции соответствующих межправительственных протоколов, намечены дальнейшие конкретные шаги по развитию сотрудничества в области вооружений и военной техники, а также коопераций предприятий ВПК двух стран. Сразу по окончании переговоров турецкая делегация отправилась на такие объекты, как предприятия «Луч» и «Артём», где производятся важнейшие компоненты различных систем.

Особое внимание турки уделяют лидеру украинского ВПК – заводу «Мотор Сич» Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс» им. А. Г. Ивченко. Именно его продукция занимает особое место в планах по созданию гораздо более мощных БПЛА – оперативно-стратегического Akinci и даже «перспективного беспилотного истребителя».

Первый полет Bayraktar Akinci состоялся 6 декабря 2019 года. По сути, это уже беспилотный ударный самолет: его длина составляет 12,5 м, размах крыла – 20,6 м, боевая нагрузка – до 900 кг. Предполагается, что новый беспилотник сможет нести и крылатые ракеты. Силовая установка включает два мощных турбовинтовых двигателя семейства АИ-450 украинского производства. Согласно подписанным соглашениям, Украина обязалась поставить в период с 2021 до 2030 года не только большую партию АИ-450, но и модернизированные турбореактивные АИ-25 для перспективых турбореактивных БПЛА Göksungur. Всего планируется поставить свыше 500 двигателей на общую сумму более 600 млн долл. Более того, в 2020 году подписан контракт на экспорт в Турцию двигателей АИ-35 для новых крылатых ракет (КР).

Турция уже располагает КР SOM (Stand-off Mühimmat Seyir Füzesi), причём её модификация может использоваться как истребителями F-16, так и ударными беспилотниками Bayraktar Akinci. В ближайших планах – принять на вооружение собственный аналог американской КР Tomahawk. Для нее и предназначены двигатели АИ-35 производства завода «Мотор Сич», что официально подтвердили генеральный конструктор «Прогресса» И. Кравченко, а до него, еще 13 декабря 2019 года, министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Т. Милованов.

Разработки новых КР в Турции как морского, так и наземного базирования продолжаются. Перспективная КР морского базирования получила название Gezgin («Путешественник»). По некоторым данным, в ее создании используется опыт, наработанных украинскими специалистами при создании КР «Нептун». Специалисты сходятся во мнении, что заявления Киева о том, что оказавшийся фатальным удар по крейсеру «Москва» был нанесен именно двумя КР «Нептун», обоснованы.

Гибель флагмана ЧФ была воспринята высшим руководством Турции с плохо скрываемым злорадством. Ликовали и в некоторых интернет-сообществах: теперь русским кораблям из Севастополя лучше вообще не выходить! Турецкие ВМС в акватории Чёрного моря и ранее имели значительное превосходство перед ЧФ РФ, а теперь баланс изменился радикально – крейсер «Москва» был единственным кораблем 1-го ранга, его мощное ракетное вооружение представляло большую опасность: залп 16 пусковых установок мог полностью лишить Турцию боеспособного флота.

20 октября 2020 года В. Зеленский в своём послании к Верховной Раде прямо указал: «Европейский Союз, США, Канада, Великобритания, Турция и другие наши партнеры продолжают неизменную поддержку Украины. Совместно с Турцией мы будем производить корветы, двигатели и военные дроны, развивать системы ПВО».

Как видим, особо упомянуты корветы, и это не случайно. В гибридной войне Запада против РФ большое внимание уделяется украинским ВМС. И если США до сих пор ограничивались поставками давно снятых с вооружения патрульных катеров, то Турция пошла дальше. На турецких верфях полным ходом идет строительство для ВМС Украины достаточно современного корабля типа Ada со сроком передачи заказчику в 2023 году. Согласно соглашению, это головной корабль, три других должны были строиться на верфи в Николаеве, как и серия из малых ракетных катеров. Одновременно Великобритания приступила к строительству нескольких пунктов базирования как на Черном, так и в Азовском морях. Планам этим сбыться не суждено – СВО РФ на Украине их обнулила.

Однако в стратегическом отношении НАТО и Турция как одна из важнейших составляющих сделали лишь поправки – генеральная линия сохранилась и приняла еще более выраженный антироссийский характер. 4 апреля в Анкаре прошли очередные переговоры в рамках «стратегического механизма Турция – США», подписанного Эрдоганом и Байденом в октябре прошлого года в Риме. Замглавы МИД Турции Седат Онал в ходе встречи с заместителем госсекретаря США по политическим вопросам Викторией Нуланд в Анкаре заявил: «Турция и США подтвердили свою совместную приверженность защите суверенитета и территориальной целостности Украины».

На самом деле цель в ином – сокрушить Россию.

Корвет типа Ada. Длина 99 м, ширина — 14,4 м, осадка — 3,6 м, полное водоизмещение до 2400 т.

24 апреля Р. Эрдоган в очередной раз обсудил с В. Зеленским ситуацию на Украине. В тот же день Турция закрыла своё воздушное пространство для российских военных и гражданских самолетов, направляющихся в Сирию. Был закрыт для ВМФ РФ пролив Босфор, что является безусловно антироссийской акцией – ссылки на то, что пролив закрыли и для ВМС Украины, смехотворны ввиду их отсутствия.

Москва крайне нуждается в свободном выходе своих направляющихся в Сирию (и не только) кораблей и судов, а также абсолютно не заинтересована в усилении присутствия флотов вероятного противника у своих черноморских берегов. Здесь особое значение приобретает канал «Стамбул», который должен быть открыт через 5 лет.

Как известно, статус проливов Босфор и Дарданеллы из Черного в Средиземное море регулируется конвенцией Монтрё от 1936 года. Согласно этой конвенции, черноморские государства, заранее уведомив Турцию, могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены ограничения по классу, тоннажу и срокам пребывания. Однако Турция в случае участия в войне или если посчитает ситуацию угрожающей для себя, имеет право регулировать режим проливов по своему усмотрению, в том числе разрешать военным кораблям нечерноморских держав находиться в акватории неограниченное время. Сейчас ВМС США и других нечерноморских стран НАТО заняли выжидательную позицию, но это не надолго.

В апреле спикер турецкого парламента Мустафа Шентоп заявил, что президент Р. Эрдоган «хоть завтра» может выйти из конвенции. С введением в строй нового канала все меняется кардинальным образом –Турция сохраняет конвенцию Монтрё, но получает параллельный канал гораздо большей пропускной способности, который никак не регулируется международными законами. На это и делается ставка.

Противостоять этому можно только тем же, что было сделано в ходе предыдущих конфликтов Турции и России – Анкаре позволили об этом забыть и потому считают, что пришел их час. На многих аналитических сайтах, в том числе западных, уже активно обсуждается возможная карта того, что останется от нынешней Украины. В таком раскладе есть большой резон – только отрезав Украину от моря Турцию можно образумить. А насытив береговую оборону комплексами «Бастион» и другими средствами поражения, можно привести в чувство и всех остальных «игроков». Только так они воспринимают действительность, а вовсе не через запрет на поставки помидоров.

Для тех, кто считает эти слова слишком воинственными, хочу напомнить, что в апреле на Украину прибыли боевики турецкой экстремистской организации «Серые волки». Её создателем и предводителем был полковник Алпарслан Тюркеш – поклонник Адольфа Гитлера. Сегодня «Серые волки» находятся под покровительством не только ЦРУ, но и турецких спецслужб. Группировка причастна к убийствам посла РФ в Анкаре и пилота Су-24 ВКС РФ в Сирии, где её отряды принимали активное участие в боевых действиях против российских и сирийских правительственных войск. Сегодня они уже на Украине.

Вернуться назад