Появятся ли в России фрегаты проекта 22350М «олигархической серии»


14 апреля 2022 года по неустановленной пока что официально причине неподалеку от побережья Одесской области в ходе операции по демилитаризации и денацификации Украины погиб флагман Черноморского флота РФ – гвардейский ракетный крейсер «Москва». Потеря одного из немногочисленных оставшихся в строю отечественного ВМФ кораблей 1-го ранга стала очень тяжелым ударом для его боеспособности, поскольку здесь и сейчас для него нет равноценной замены. Каковы возможные пути решения этой проблемы?


Потеря крейсера, без преувеличения, невосполнима. Теперь из мощных кораблей дальней морской и океанской зоны еще советской постройки у нас остались только два крейсера проекта 1144 «Орлан» – «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов», из которых первый давно нуждается в модернизации, а второй до сих пор не может ее завершить, а также крейсеры проекта 1164 «Атлант», из коих к настоящему моменту сохранились только «Варяг» и «Адмирал Устинов». Однотипная с ними «Москва» затонула в Черном море, а ее систершипы находятся в Средиземном, где караулят три авианосные ударные группировки блока НАТО. Если, не дай бог, что-то случится и с ними, можно считать, что Россия надолго лишится последних остатков своего океанского флота.

Очевидно, что ВМФ РФ находится в состоянии системного кризиса и остро нуждается в новых современных боевых кораблях. В связи с этим обратило на себя внимание предложение председателя Госсовета Республики Крым Владимира Константинова всем сброситься и построить на замену «Москве» новый крейсер за «народные деньги»:

У нашего народа есть традиция — жертвовать свои сбережения на нужды армии, когда она сражается за правое дело на поле боя. Так, за народные деньги собиралось ополчение Минина и Пожарского, на добровольные пожертвования комплектовались полки в 1812 году. В годы Великой Отечественной в рядах Красной армии действовали боевые самолеты и танки, построенные на личные средства выдающихся деятелей науки и культуры, Православной церкви.

Идея любопытная и нуждается в изучении. Необходимо осветить два ключевых момента.

Что строить?


Прежде всего, надо разобраться, какие именно корабли нам нужны вместо погибшей «Москвы». Если говорить про новый флагман для Черноморского флота РФ, то надо помнить, что он уже строится.

В Минобороны РФ давно уже подумывали списать состарившийся крейсер, и в качестве замены ему на заводе «Залив» в Керчи заложен и уже второй год строится универсальный десантный корабль проекта 23900 «Митрофан Москаленко». Вертолетоносец с полным водоизмещением под 40 000 тонн должен войти в состав Черноморского флота на рубеже 2027-2029 годов, о чем мы подробно рассказывали ранее. «Москва» после ремонта должна была протянуть до этого момента и после пойти на списание, поскольку дальше продлевать ее ресурс было бы проблематично. Сейчас, после трагической гибели крейсера, когда Турция закрыла свои проливы для российских военных кораблей, место флагмана на Черном море может временно занять один из фрегатов 2-го ранга – «Адмирал Эссен» или «Адмирал Макаров».

Касательно вопроса о том, чем в принципе можно заменить корабль такого класса, как «Москва», все очень сложно. Крейсера у нас сейчас не строят, ибо негде. Все верфи забиты заказами на годы вперед. С огромным трудом удалось решить проблему с импортозамещением украинских силовых установок для фрегатов проекта 22350. Как бы само собой напрашивается освобождение от власти преступного киевского режима знаменитого города корабелов Николаева, где есть и верфи, и опытные специалисты, и даже стоит годами у причала «Украина», однотипная с крейсером «Москва». Но неизвестно, в каком техническом состоянии находится недостроенный украинский крейсер, целесообразно ли его возвращать в строй, да и переживет ли он сам и николаевские верфи процесс деоккупации. В общем, пока об этом мечтать рано. Как освободят Николаев, тогда и поговорим, в зависимости от того, что там уцелеет.

Из того, что Россия может построить своими силами за замену «Москве», достоин упоминания проект 22350М. Это мощный «суперфрегат» с полным водоизмещением в 8000 тонн, универсальными пусковыми ячейками на 48 ракет, современным ЗРК «Полимент-Редут» на 64 зенитные ракеты, с двумя вертолетами и БПЛА в палубных ангарах. По своим ТТХ он соответствует скорее классу эсминец, в которых ВМФ РФ испытывает острый дефицит, и сможет действовать в дальней морской зоне. Головной корабль проекта 22350М будет заложен в 2024 году, и ничего лучше него отечественная судостроительная отрасль на замену погибшему крейсеру реально предложить не может.

Однако «Супер-Горшков» – это очень достойный многофункциональный корабль, который будет способен выполнять большее число боевых задач, чем старый «Атлант», который был заточен именно на борьбу против авианосных ударных соединений США и блока НАТО. В отличие от «Москвы», он вполне мог бы наносить удары крылатыми ракетами по наземным целям на Украине. Иначе говоря, если взять за скобки николаевские верфи, единственной реальной альтернативой старому крейсеру является фрегат/эсминец проекта 22350М, поэтому строить надо именно их, и большой серией.

Где? Ну, вот Амурский судостроительный завод под занавес 2021 года сообщил, что получил заказ на серию из шести новых фрегатов. Будем надеяться, что имеются в виду именно «Супер-Горшковы».

На что строить?


А вот это самый интересный вопрос. Предложение крымского парламентария всем скинуться и построить замену «Москве» на «народные деньги» отчего-то вызвало не воодушевление, а только некоторое раздражение. В последнее время в Сети гуляет инфографика, где наглядно сравнивается, сколько за последние десятилетия в России было построено кораблей военно-морского и яхтенного флота, из которой следует, что ВМФ РФ вчистую проиграл отечественным олигархам по тоннажу, стоимости и скорости строительства.

Чего стоит, например, яхта Eclipse Романа Абрамовича длиной в 162,5 метра и водоизмещением в 13 000 тонн? Или яхта Виктора Рашникова Ocean Victory длиной в 140 метров? Водоизмещение яхты Алишера Усманова Dilbar составляет 15 917 тонн, длина – 156 метров. Прямо настоящие крейсера. Есть в олигархическом флоте и свой «Замволт» – яхта Андрея Мельниченко «А», явно построенная по образу и подобию американского эсминца. На их фоне Виктор Вексельберг с яхтой Tango длиной в 78 метров выглядит каким-то скромнягой.


Яхта «А» Андрея Мельниченко

Пока страна была в кризисе, эти люди, «нахлобучившие» в свое время государство при откровенно грабительской приватизации 90-х годов, строили суперъяхты и покупали дворцы на Западе. А теперь там «нахлобучили» их самих, отняв бессудно активы, недвижимость и эти их дорогие игрушки. Наверное, будет правильно «повязать» всех этих людей, чтобы у них и в мыслях не было о чем-то договориться с коллективным Западом, заставив оплатить строительство в России не увеселительных яхт, а новых боевых кораблей для ВМФ РФ.

Будет правильно, если в дальнюю морскую зону через несколько лет выйдут «суперфрегаты» проекта 22350М, названные в честь спонсоров их строительства: «Роман Абрамович», «Виктор Вексельберг», «Алишер Усманов», «Алексей Мордашов», «Андрей Мельниченко», «Виктор Рашников», «Геннадий Тимченко» и другие. Иронично, но кармически справедливо, если из универсальных пусковых ячеек кораблей «олигархической серии» когда-нибудь полетят крылатые и гиперзвуковые ракеты по целям в Великобритании, Испании, Италии и Франции.
Вернуться назад