Россия может оставить Boeing и Airbus без шасси и лонжеронов


В качестве «наказания» за начало специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины коллективный Запад ввел против России пакет калечащих секторальных санкций. Одной из самых болезненных ограничительных мер стал запреты отечественным авиакомпаниям летать через воздушное пространство США и ЕС, а также отказ от продажи новых и обслуживания уже поставленных авиалайнеров американского и европейского производства. Западные «партнеры», а точнее, теперь уже прямые враги, прямо поддержавшие поставками вооружений преступный киевский режим, создали нам массу проблем на ровном месте. Не пора ли ответить им тем же?


Если в Кремле будет принято политическое решение начать платить им той же монетой, то Россия в ответ может «подрубить» шасси у всего западного авиапрома. Причем, и в прямом, и в переносном смысле.

На запасах


Дело в том, что порядка 30% от всего мирового рынка титана приходится на российскую компанию «ВСМПО-Ависма». Из этого сверхпрочного материала производятся такие важнейшие детали самолета, как шасси и лонжероны, на которые приходятся наибольшие нагрузки. Ничем иным заменить этот металл не представляется возможным.

Так уж получилось, что при «клятом совке» в нашей стране было создано крупнейшее в мире предприятие по добыче и переработке титана «ВСМПО-Ависма», которое находится на Урале в поселке Верхняя Салда. Именно там производится до 90% российского титана, который идет на экспорт в более чем полсотни стран мира. Также имеется ГОК «Ильменит» в Томской области, которое разрабатывает Туганское месторождение ильменит-цирконовых песков. По запасам ильменита (минерала, состоящего из оксида титана и железа) Россия уступает только КНР, находясь на втором месте в мире. «ВСМПО-Ависма» - это вертикально-интегрированное предприятие, которое осуществляет полный цикл промышленного производства. При этом компетенции разделены: «ВСМПО» занимается добычей руды и выплавкой титана в огромных электролизных печах, «Ависма» - штамповкой изделий на многоэтажных прессах, имеющих усилие в 75 000 тонн.

Почему это так важно? Потому, что российский экспорт титана составляет 40% потребностей Boeing, до 60% потребностей Airbus и 100% — Embraer. Кроме того, через испанскую компанию Aernnova Aerospace этот сверхпрочный металл закупает американская компания SpaceX миллиардера Илона Маска. По соседству с «ВСМПО-Ависма» было открыто и до недавнего времени функционировало совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing, которое занималось штамповкой деталей для американских самолетов. Де-факто, два из каждых трех авиалайнеров Airbus содержат компоненты, сделанные из российского материала, у Boeing – каждый третий, у Embraer – каждый первый. И очень серьезный рычаг давления на западные авиастроительные гиганты в руках Москвы.

Сразу после начала военной спецоперации на Украине корпорация Boeing заявила о том, что отказывается покупать «агрессивный» российский титан, и переходит на японский:

У компании Boeing накоплены значительные запасы титана, в том числе благодаря инициативе Boeing по формированию пула поставщиков по всему миру, которая реализуется уже несколько лет. В настоящий момент компания Boeing приостановила закупки титана из России.

Совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing приостановило свою работу. В качестве новых поставщиков «Его Величества» были названы японские компании Toho Titanium Co. и Osaka Titanium Technologies Co. Правда, вскоре выяснились важные нюансы.

Оказывается, Япония способна поставлять в США не готовые штампованные изделия, а только сырье – титановые губки. Чтобы превратить полуфабрикат в шасси или лонжероны для лайнеров, необходимо сперва построить заводы с очень специфическим оборудованием, а это дело очень дорогое и небыстрое, плюс в себестоимость конечной продукции придется закладывать высокие цены на электроэнергию. Что касается накопленных на складах запасов титана, то они не бесконечны. Создать их удалось во многом благодаря снижению объемов производства самолетов в 2 с лишним раза, чем до пандемии коронавируса. Если спрос на новые авиалайнеры вдруг начнет расти, удовлетворить его будет просто нечем.

Пока в Boeing хорохорятся, в Airbus успели осознать и принять факт, что без поставок из России им обойтись не получится. Исполнительный директор европейского авиастроительного гиганта Гийом Фори несколько дней назад прямо заявил, что эмбарго на экспорт российского титана будет «неприемлемым». В ближнесрочной перспективе Airbus сможет продержаться на складских запасах, потом – все. Тем же закончится дело и у Boeing, а также у аэрокосмической корпорации SpaceX, которая является прямым и опасным конкурентом нашему «Роскосмосу».

Так, может, все-таки пора уже отплатить американцам и европейцам за те проблемы, которые они создали России по проектам лайнеров МС-21 и «Суперджет-100», а также отечественным авиаперевозчикам, отказавшись обслуживать уже проданные самолеты?

Пусть «ВСМПО-Ависма» поработает на отечественную авиастроительную отрасль, которая только начинается процесс возрождения, а наши бывшие «партнеры» - изворачиваются теперь, вкладываются в переработку титана, несут дополнительные издержки, что приведут к снижению конкурентоспособности Boeing и Airbus. Пущай полетают.
Вернуться назад