Триумф «Аллигатора»: что делает Ка-52 неуязвимым для любых систем ПВО

Уничтожением боевой техники, военных объектов и решением ряда других задач в специальной операции российских войск на Украине занимаются несколько типов боевых вертолетов из числа стоящих на вооружении ВКС РФ.

Самым «опытным» из них является последняя «пушечная» модификация вертолета Ми-24П. Эта машина заслужила уважение своим участием во множестве военных конфликтов современности, однако морально устарела и по ряду факторов уже не успевает за более молодыми собратьями. Ее глубоко модернизированная версия, вертолет Ми-35, также замечен в боях на территории Украины, однако, являясь техническим и моральным наследником старого Ми-24, этот вертолет также отстает в своей боеспособности и выживаемости от первенца. Вперед вырывается последняя разработка ОКБ имени Миля — Ми-28Н «Ночной охотник», но и ему не поручается выполнение наиболее сложных задач, потому как есть еще более совершенная, на мой взгляд, боевая машина. Это вершина военного вертолетостроения, созданная в ОКБ имени Камова — Ка-52 «Аллигатор».

Мы уже разбирали уникальную систему спасения пилотов, реализованную на Ка-52. Теперь поговорим о его оружейном комплексе и бортовом комплексе обороны. Прочитать первую часть обзора можно здесь.

Ударные возможности «Аллигатора»

Вертолет Ка-52 способен наносить удары по врагу, используя широчайшую номенклатуру авиационного вооружения. Неотъемлемой его частью является 30-мм автоматическая пушка 2А42, установленная (впервые в мировой практике) в районе центра масс — это самым положительным образом влияет на точность стрельбы. Например, пушка Ка-52 в три раза точнее, чем у американского вертолета АН-64А Apache и в четыре раза точнее такой же пушки 2А42 на Ми-28, которые установлены на поворотной платформе в носовой части вертолета. Здесь же, в центре масс, размещен и боекомплект — 460 снарядов. С учетом того, что подобное оружие установлено на боевых машинах сухопутных войск, вертолетчики свой боезапас могут пополнять буквально из рук пехоты. Минобороны России представило уже несколько видео боевой работы вертолетов Ка-52, в том числе такие, где выявленные цели поражаются при помощи автоматической пушки.

Также Ка-52 несут еще одно «традиционное» оружие — неуправляемые ракеты С-8 различных модификаций, которыми наносят поражение как технике противника, так и живой силе. Кадры с мест проведения специальной операции демонстрируют умение экипажей Ка-52 поражать объекты с кабрирования, что позволяет накрывать площадные цели (например, расположение взводного опорного пункта) с дистанций, превышающих штатную дальность стрельбы неуправляемыми ракетами.

Естественно, современный вертолет умеет стрелять управляемыми боеприпасами, на значительном расстоянии уничтожая практически любые мишени. Экипажи Ка-52 превосходно справляются с такой задачей даже ночью или в условиях плохой видимости — всепогодной машине в принципе безразлично, в дождь или снег, ночью или днем ему предстоит бороться с врагом. Обученные вертолетчики показывают чудеса боевого мастерства.

Однако не только вооружение делает «Аллигатор» лучшим. Практически такие же системы стоят и на других вертолетах, но на Ми-24П, Ми-35 и Ми-28Н нет того же бортового комплекса обороны, какой установлен на Ка-52 и который делает его весьма крепким орешком для любой ПВО.

Бортовой комплекс обороны «Витебск»

В видеосюжете о действиях экипажа вертолета Ка-52 во время высадки тактического воздушного десанта на аэродром в Гостомеле один из вертолетчиков рассказывает, что за время боя бортовой комплекс обороны (БКО) Л-370 «Витебск» зафиксировал 18 пусков зенитных ракет переносных зенитно-ракетных комплексов (в том числе американского ПЗРК Stinger). Ни одна из них не поразила вертолет. Используя возможности БКО «Витебск», экипаж Ка-52 фактически прикрывал собой работу других машин, не оснащенных подобной системой.

«Витебск» делает «Аллигатор» фактически неуязвимым для переносных ЗРК сухопутных войск и в значительной мере затрудняет поражение вертолета более мощными средствами ПВО. Установка этого комплекса на вертолет стала настоящим технологическим прорывом, что резко повысило выживаемость таких машин на поле боя. Скажу больше, все случаи поражения Ка-52 происходили либо по причине отказа БКО, либо огнем малокалиберной зенитной артиллерии. При штатно функционирующем «Витебске» у ракет ПЗРК практически нет никаких шансов долететь до «Аллигатора».

Бортовой комплекс обороны работает по следующему принципу: пуск ракеты определяется при помощи датчиков, реагирующих на тепло работы ракетных двигателей, или датчиков, сигнализирующих об облучении лазерным лучом. Сбивая с толку тепловую головку самонаведения зенитной ракеты, вертолет отстреливает так называемые «тепловые ловушки», но обычно этого мало. Далее в работу включаются станции оптико-электронного подавления и активных помех, которые в различных спектрах ослепляют тепловые или радиолокационные головки самонаведения ракет, посылая соответствующее излучение в сторону приближающегося боеприпаса. Этого уже достаточно, чтобы сбить ракету с толку и заставить ее уйти в сторону. Попадание в вертолет в таком случае может быть только случайным — нечто подобное уже имело место быть, но закончилось для экипажа вполне благополучно.

Оборонительные возможности «Витебска» в значительной мере снимают стрессовую нагрузку с вертолетчиков, придавая им уверенности в надежности и неуязвимости вверенной им техники, что, в свою очередь, позволяет более решительно действовать на поле боя. В настоящее время, в отличие от других типов боевых машин, Ка-52 способны безопасно для себя выполнять весь спектр боевых задач, возлагаемых на ударную вертолетную авиацию. И основой таких возможностей является бортовой комплекс обороны.

Специальная военная операция, ставящая своей целью проведение денацификации и демилитаризации Украины, позволила в полной мере разглядеть непревзойденные боевые качества Ка-52, созданного гением коллектива под руководством генерального конструктора ОКБ имени Камова Героя России Сергея Михеева и воплощенного «в металле» на Арсеньевском авиационном заводе «Прогресс» в Приморском крае.

Вернуться назад