Битва за будущее: зачем российский флот возвращается в Антарктиду

Тысячи миль за кормой

На этой неделе океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский», входящее в состав Балтийского флота ВМФ России, прибыло в район моря Лазарева у берегов Антарктиды. Целью экспедиции, в которую судно вышло еще 6 ноября прошлого года из Кронштадта, является проведение научно-исследовательских и гидрографических работ, сообщил начальник Управления навигации и океанографии Главного штаба ВМФ капитан первого ранга Сергей Травин.

В частности, будут исследованы морские акватории, проведены грунтовые, гравиметрические и магнитные съемки, выполнены судовые метеорологические, аэрологические, гидрологические, гидрохимические, гидрооптические и иные наблюдения, изучены гидрометеорологические факторы, а также зафиксирована динамика изменений рельефа дна для корректировки навигационных и морских международных карт.

Битва за будущее: зачем российский флот возвращается в Антарктиду

Последний раз корабли российского ВМФ совершали поход в Антарктиду 33 года назад. Тогда в ходе кругосветной экспедиции 1982–1983 годов отряд океанографических исследовательских судов в составе «Адмирала Владимирского» и «Фаддея Беллинсгаузена» обследовал антарктические берега и прилегающие к континенту моря. Нынешний поход займет не меньше полугода. Пройдя около 34 тысяч морских миль и совершив десятки заходов в иностранные порты, российское судно должно вернуться в Кронштадт в апреле.

В состав экспедиции вошли военные гидрографы Шестой Атлантической океанографической экспедиции гидрографической службы Балтийского флота, представители Российского государственного гидрометеорологического университета, Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, а также сотрудники Гидрометеорологической службы Вооруженных Сил РФ.

Битва за будущее: зачем российский флот возвращается в Антарктиду

Незадолго до похода «Адмирал Владимирский» (судно названо в честь командующего Черноморским флотом в годы Великой Отечественной войны Льва Анатольевича Владимирского) подвергся серьезному усовершенствованию. По информации штаба ВМФ, судно, построенное в 1975 году, дооснастили новой бортовой аппаратурой для гидрографических исследований (в частности, новым эхолотом для промерных работ в океане). Прошли и плановые работы: проверены узлы и агрегаты, выполнен ремонт главной энергетической установки, обновлены судовые системы жизнеобеспечения.

Закрытая кладовая планеты

Антарктида была открыта последней из материков Земли. Примечательно, что сделали это в 1820 году наши соотечественники –члены Первой русской антарктической экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. В соответствии с Конвенцией об Антарктике 1959 года эта земля не принадлежит ни одному из государств. Здесь разрешена только научная деятельность, запрещено размещение военных объектов и заход судов-атомоходов.

Тем не менее разные страны периодически обозначают свои территориальные претензий на континент и прилегающие к нему зоны. Например, Норвегия претендует на территорию, превышающую ее собственную в десять раз. Огромные площади объявила своими Великобритания, заявив о намерении добывать здесь рудные и углеводородные ресурсы. Почти половину Антарктиды считает своей Австралия.

Битва за будущее: зачем российский флот возвращается в Антарктиду

По мнению многих экспертов, Антарктида со временем станет последним ресурсным резервом для человечества на Земле. Ведь геологи уже установили, что недра континента содержат значительное количество полезных ископаемых: железной руды, каменного угля, меди, никеля, свинца, цинка, молибдена. Нельзя забывать и о том, что в Антарктиде сосредоточено около 80 процентов (!) мирового запаса пресной воды, недостаток которой уже ощущается во многих странах. А на западе континента обнаружено месторождение нефти и природного газа, слой которого, по данным геоэлектрического сканирования, превышает 900 квадратных километров.

С учетом того, что «неприкосновенность» Антарктиды заканчивается в 2048 году (с истечением срока Конвенции), перспективы начала массированного освоения богатств континента выглядят вполне реальными.

Битва за будущее: зачем российский флот возвращается в Антарктиду

Битва за Шестой континент

Россия никогда не претендовала на особые права на Шестом континенте. Кстати, именно СССР в 1938 году провозгласил идею, что Антарктида должна принадлежать всему человечеству. Регулярные советские исследования в антарктических водах ведут свой отсчет с конца 1940-х годов, а в 1956 году на континенте была открыта первая советская станция, получившая название «Мирный». Все эти годы изучались природные процессы, открывались новые географические объекты, велись гидрометеорологические исследования. Кстати, основной вклад в создание тех же навигационных карт, пособий для обеспечения безопасности мореплавания в Южном океане внесли в ту пору военные гидрографы.

Сегодня в Антарктиде постоянно работают пять российских станций, проводятся работы на сезонных станциях и базах. Под эгидой Государственного научного центра «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт» создана Российская антарктическая экспедиция, в работе которой принимают участие специалисты свыше двух десятков научных и научно-производственных организаций. Несмотря на сокращение программ исследований в 1990-х годах, некоторые из полученных научных результатов впечатляют. Прежде всего это касается открытия огромного подледникового озера, расположенного в районе станции «Восток» на глубине свыше 3,7 километра. Его изучение позволит понять природу многих явлений, происходивших на планете миллионы лет назад.

«Придя в Антарктиду в начале 1956 года, наше государство уверенно и прочно закрепилось там, выполняя комплексные научные программы на благо человеческого прогресса», – подчеркивает директор ААНИИ, доктор географических наук Иван Фролов. Сегодня в Антарктиде изучаются воздействия космоса и процессы, происходящие в земной коре, исследуется солнечная активность, отслеживается сейсмологическая ситуация на планете. Есть и уникальные направления исследований. Например, на международных антарктических базах проходят тестирование технологии, которые в будущем планируется использовать для освоения и колонизации Луны и Марса.

Битва за будущее: зачем российский флот возвращается в Антарктиду

С верой в будущее

Российские военные гидрографы намерены и в этот раз внести свой вклад в изучение Шестого континента. К слову, в ходе экспедиции океанографических исследовательских судов ВМФ СССР в начале 1980-х годов были получены новые данные о рельефе дна, температурных режимах и солености морской воды, исследованы течения у берегов Антарктиды, детально изучены данные о грунтах и метеорологических элементах. Были открыты и нанесены на карты 178 подводных гор и возвышенностей, уточнено местоположение 13 островов в Южном океане. Именно советские военные гидрографы доказали отсутствие островов Терра-Нова, а также впервые определили положение южного магнитного полюса после перемещения его с континента в море Д’Юрвиля.

Надо ли России сегодня закреплять свои позиции в Антарктиде? Большинство специалистов считают, что это крайне необходимо. И хотя добыча полезных ископаемых, которую могут разрешить в 2048 году, пока видится делом все же затруднительным и затратным, континент представляет большой интерес с точки зрения наблюдения за климатическими и метеорологическими процессами. Ведь само существование Антарктиды является климатообразующим фактором, как, например, течения Гольфстрим.

Битва за будущее: зачем российский флот возвращается в Антарктиду

Кстати, за период плавания по маршруту нынешней антарктической экспедиции «Адмирала Владимирского» ее участники уже провели более ста исследований гидрофизических свойств воды, выполнили свыше 21 тысячи линейных километров промеров рельефа морского дна. Именно антарктический поход российского военного судна должен показать, что для нашего ВМФ сегодня нет задач невыполнимых, нет белых пятен на карте, запретных мест и недоступных уголков.

Если же говорить о возобновлении активного российского присутствия в Антарктиде, то одним их его наиболее ярких свидетельств может служить сооружение в 2004 году первой православной церкви, построенной на острове Ватерлоо рядом с российской станцией «Беллинсгаузен». Храм, открытый с благословения святейшего патриарха Алексия II, был собран на Алтае и перевезен на ледяной материк на научном судне «Академик Вавилов». Он считается патриаршим подворьем Троице-Сергиевой лавры и является самым южным православным храмом в мире.

Битва за будущее: зачем российский флот возвращается в Антарктиду

Автор: Дмитрий Сергеев

Фото: Минобороны России
Вернуться назад