И-15
он же "Истребитель пятнадцатый" был разработан в 33 году под
руководством авиаконструктора Николая Поликарпова. С 1934 по 36 год на
двух московских авиазаводах было выпущено 384 истребителя, а пльлм еще
237 самолётов было выпущено в Испании. Из вооружения - 4 пулемета
7,62-мм ПВ-1 и четыре бомбы по 10 кг каждая.
Самолет был
прост в пилотировании, имел хорошую ремонтопригодность и живучесть.
Однако эксплуатация в войсках выявила ряд недостатков и производство
И-15 было остановлено. Вскоре появился И-15 в усовершенствованном
варианте И-15 бис и "Чайка".
Существенным недостатком самолета было отсутствие бронеспинки
пилота. Сиденье пилота было выполнено в виде чашки для спасательного
парашюта, а спинка сиденья дюралевой, прикрытая кожаной подушкой с
волосяной набивкой. Даже одна пуля могла убить пилота, при том, что
самолет мог выдержать до 80 попаданий.
Инженер
одной из эскадрилий И-15 во время гражданской войны в Испании Леонид
Кальченко, предложил установить бронеспинки своими силами из 8 и 12-мм
стальных листов, весом по 30 кг. Для восстановления центровки самолета,
Кальченко предложил снять бортовой аккумулятор, расположенный как раз за
пилотом, который имел такой же вес. После такой доработки, ранения и
гибель пилотов существенно сократились.