Геополитическое соперничество мешает реализоваться непризнанным государствам на мировой арене

 

Конец января 2022 года ознаменовался интенсивными переговорами между представителями России и коллективного Запада. В этой череде встреч, переговоров, комментариев и заявлений нельзя не заметить – важнейшим приоритетом европейской повестки остается ситуация на постсоветском пространстве.

С одной стороны, США и их союзники пытаются провести своеобразное дипломатическое «огораживание», сузить переговорную тематику до Украины и «угрозы российского вторжения». Мотив понятен, есть стремление увести разговор от общих проблем и принципов европейской безопасности к отдельно взятому кейсу и заставить оппонента занять оборонительную линию, оправдываться, реагировать, а не играть на опережение.

В чем на самом деле опасность прихода НАТО на территорию бывшего СССР кроме того, о чем привычно пишут теоретики международных отношений, подчеркивая рост западного и сжимание российского влияния? Ключевая проблема – не в расширении Альянса самого по себе, а в том, что он пытается утвердиться в сложносоставных государствах, где не только многоэтничное население, но и незавершенный процесс формирования национальной идентичности, малый опыт вовлечения в международную деятельность и разные оценки внешнеполитических перспектив своей страны.

Среди тех, кто защищает «политику открытых дверей» для вступления в НАТО, абсолютно доминирует точка зрения о необходимости «полного восстановления территориальной целостности» стран, имеющие приграничные конфликты (например, Грузии и Украины). Но даже если принять этот подход, то стоит сделать следующий шаг и признать наличие, как минимум, раскола во мнениях. Абхазия, Южная Осетия, Крым, ДНР и ЛНР видят гарантами своей безопасности не Вашингтон и Брюссель, а Москву. Это может нравиться или вызывать возмущение, но не считаться с этим невозможно.

Более того, прежние попытки игнорировать эту реальность как раз и спровоцировали внутренние конфликты в ряде постсоветских стран и, как итог, активное российское вовлечение в их дела. Отсюда следует крайне важный тезис: не только Россия, опасающаяся продвижения НАТО к своим границам, но и различные группы населения в соседних с ней странах заинтересованы в создании системы сдержек и противовесов евроатлантическим устремлениям.

И крайне опасно, когда внутренние расхождения дополняются фактором геополитического соперничества, а также попытками использовать конфронтацию внешних игроков в борьбе за власть. Попытки свести безопасность постсоветского пространства к единому североатлантическому знаменателю не уменьшают, а повышают конфликтность. И, в свою очередь, осложняют завершение становления республик, имеющих территориальные споры, в новые полноценные государства.

Вернуться назад