Задавили поборами: почему директор фирмы Алии Назарбаевой покончил с собой

В Казахстане задержали замминистра экологии Ахметжана Примкулова и главу правления «Оператор РОП» Медета Кумаргалиева. Обоих подозревают в коррупции. Подробности дела не сообщаются, но в республике ни у кого нет сомнения, что дело связано с утилизационным сбором – скандальным решением 2016 года, в результате которого семья Назарбаева и их клиентура разбогатела на миллионы долларов, собранные с рядовых казахстанцев.

За покупку легковой машины казахстанцы должны были приплачивать «семье» 220 000 рублей
Фото: facebook.comРуслан Шамшиев.

Знакомые с министром люди, рассказали, что как человек, ответственный за экологию, он хорошо справлялся со своими обязанностями. В частности, он лоббировал уроки экологического просвещения в школах, помогал активистам преодолеть сопротивление министерств экономики в этом направлении. Кроме того, Примкулов никогда не был связан с «семьей Назарбаева» больше, чем остальные чиновники его уровня. Однако его возможная причастность к коррупционным схемам, связанным с утилизационным сбором, тоже никого не удивляет. Все-таки там крутились огромные деньги.

Что касается Кумаргалиева, то собеседники «МК» никакой жалости к нему не испытывают, потому что «Оператор РОП» зарекомендовал себя как «частная лавочка по отъему денег у населения под надуманным предлогом».

Не успели казахстанцы переварить новость о задержании этой пары, как им сообщили о смерти управляющего директора «Оператора РОП» по правовым вопросам Руслана Шамшиева. Уголовное дело возбудили по статье «Доведение до самоубийства». Ранее Шамшиев работал в госкорпорации «Правительство для граждан», в транспортной прокуратуре, а также в органах таможни.

Владелицей «Оператора РОП» считается Алия Назарбаева (младшая дочь Елбасы), которая занималась тем, что собирала утилизационный сбор при покупке автомобилей, тракторов и комбайнов в Казахстане. Фактически, это был налог, который собирался не государством, а частной конторой. В дальнейшем собранные деньги должны были тратиться на утилизацию машин, отработавших свой срок.

В 2021 году при покупке легкового автомобиля с электродвигателем человек должен был заплатить фирме дочери Назарбаева от 459 450 тенге (82 тысячи рублей) до 3 522 450 тенге (634 тысячи рублей). Если же покупалась обычная легковушка, то за нее доплачивали от 1 225 200 тенге (220 тысяч рублей) до 4 135 050 тенге (745 тысяч рублей). Цена зависела от объема двигателя. 

Если человек собирался купить грузовик, то налог формировался, исходя из веса машины. За самые легкие (до 2,5 тонн) нужно было выложить 1 072 050 тенге (193 тысячи рублей), а самые тяжелые (от 20 до 50 тонн) обходились 6 279 150 тенге (1,1 миллиона рублей).

Размер утилизационного сбора при покупке трактора рассчитывался из мощности его двигателя. За машину с 60 лошадиными силами надо было выложить 612 600 тенге, если же двигатель был мощнее 380 лошадей - 12 252 000 тенге (2,2 миллиона рублей). Налог на комбайны тоже формировали исходя из количества лошадей: до 160 тысяч лошадей надо было платить 2 756 700 тенге (496 тысяч рублей), а если их 400 - 13 783 500 тенге (2,48 миллиона рублей).

Откуда брались эти цифры, и почему в одном случае машину мерили весом, в другом - лошадьми, а в третьем - объемом двигателя, никто объяснить толком не может. Но с 2016 года «Оператор РОП» собрал с казахстанцев 691,8 миллиарда тенге (около 1,6 миллиарда долларов). По официальным данным, 338,9 миллиарда тенге (около 776 миллионов долларов) получили автопроизводители, 102 миллиарда тенге (233,7 миллиона долларов) были потрачены на экологию, свыше 200 миллиардов тенге (свыше 458 миллионов долларов) лежат на счетах в банках и только 49 миллиардов тенге (112,2 миллиона долларов) ушли на налоги государству.

После январских протестов власти Казахстана изменили свое отношение к «Оператору РОП». То, что раньше всем казалось хорошей идеей, теперь превратилось в позорный пережиток прошлого, от которого необходимо избавиться. Теперь планируется создать государственного оператора, который будет собирать утилизационный сбор вместо фирмы Алии Назарбаевой. Кроме того, в феврале будет пересмотрен размер утилизационного сбора. Саму компанию младшей дочери Елбасы уже передали под управление государственной фирмы «Жасыл Даму», которая подведомственная министерству экологии Казахстана.

«Вряд ли нынешнее уголовное дело является результатом преследования семьи Назарбаева. Скорее, власти просто хотят навести порядок внутри и вокруг «Оператора РОП». Сейчас все с нетерпением ждут, когда пересчитают тарифы по утилизационному сбору. За последние 5 лет Казахстан превратился в автомобильную свалку: люди скупают б/у автомобили за границей, потому что цены на новые машины неадекватно завышены. Правда, виноват в этом не сам РОП, а сговор автопроизводителей. Соответственно, казахстанцы ждут, когда власти положат конец этой олигополии», - заявил «МК» глава Eurasian Expert Council Чингиз Лепсибаев.

По его словам, «Оператор РОП» фактически собирал налог с покупки автомобилей, после чего деньги уходили не государству, а в частный карман. «Если бы полученные средства в результате пошли на развитие какой-то переработки, на пользу экологии и так далее, претензий не было бы. Но за 5 лет в этом направлении вообще ничего не было сделано, хотя было собрано 1,5 миллиарда долларов. В связи с этим уголовное дело выглядит вполне логичным», - говорит эксперт.

Что касается Алии Назарбаевой, которая стояла за всей этой схемой на протяжении 5 лет, то к ней у властей пока нет претензий. Младшую дочь Елбасы защищает закон о первом президента Казахстана, по которому он сам и все члены его семьи обладают неприкосновенностью. Пока его не отменят, ее не получится привлечь к уголовной ответственности.

Читайте материал «Бронзового Назарбаева спрятали: раскрыта схема протестов в Казахстане» 

Вернуться назад