Бронированные мастодонты для бедных

Бронированные мастодонты для бедных

Обычно когда пишут о линкорах стран третьего мира, упоминают Латинскую Америку, а это в корне не верно. Латиноамериканские флоты имеют длинную историю, и не менее долгий опыт боевой. Там были мониторы, были эскадренные броненосцы, были броненосные крейсера... Само собой, появление линкоров в тех краях – попросту неизбежность. Правильнее говорить именно о Евразии, точнее – о попытках второстепенных стран данного материка обзавестись линейными флотами, или полулинейными, или хотя бы броненосными в какой-то мере.


И попыток этих было много, другой вопрос – кто-то сошёл с дистанции на стадии планирования, кто-то – на стадии постройки, а кто-то создал что-то такое, от чего на ум приходит бессмертное «Родила царица в ночь». С другой стороны, линкоры смогли построить всего восемь государств, купить – пять, так что желание малых стран иметь что-либо в броне вполне объяснимо, это престиж и принадлежность к клубу, хоть каким боком.

Турция


Проще всего было туркам – ещё Османская империя формально обзавелась самым настоящим линейным крейсером. Почему формально? Корабль под командованием немца, воюющий в интересах Германии и с германским экипажем, он не совсем турецкий. Но после Первой мировой, несмотря на все запреты, «Явуз», он же «Гебен» в девичестве, не делся никуда. 1 ноября 1918 года с него сошёл немецкий экипаж, и до 1926 года корабль замер у причала.

Империя осман сыпалась, союзники по Антанте требовали корабль отдать, Стамбул сопротивлялся, в итоге «Явуз Селима» таки отстоял. Но смысла в этом было немного – в Турции не было ни дока, ни денег на ремонт. Вспомнили о линейном крейсере только в 1925 году, когда правительство Мустафы Кемаля заказало плавдок на 25 000 тонн. С 1926 по 1930 год корабль прошёл капремонт с помощью французов, и снова стал полноценной боевой единицей.

Толку Турции с этого было, правда, немного – корабль успешно пожирал деньги, в 1938 году прошёл второй капремонт, тоже влетевший в копеечку, а в военном смысле... СССР легко парировал этот ход, переведя на Черноморский флот «Парижскую коммуну» и нарастив численность легких и подводных сил, а против других старик, да ещё и со слабым зенитным вооружением, не годился.

А с 1950 года его и вовсе поставили к стенке в Измите, где он и простоял 13 лет, до своего списания, когда последний осколок Hochseeflotte начали разбирать на металл. С точки зрения престижа для Турции «Гебен» стал, конечно, приобретением, с точки зрения государственной – плавдок и две модернизации стоили как несколько легких кораблей, а орудия его на берегу смотрелись бы гораздо гармоничнее.

Греция


Потомки эллинов озаботились линкорами в 1911 году, узнав о планах Османской империи. С французами у них не сложилось, Коварный Альбион строил дредноуты для осман, и на помощь грекам пришли немцы. В 1913 году был заложен линкор «Саламис» – самый маленький линкор в мире, несущий орудия калибром 356 мм. Восемь таких орудий решили втиснуть в корабль полным водоизмещением 21 500 тон и разогнать получившийся результат до 23 узлов. Броня, правда, была не то что бы очень, но на бумаге получалось симпатично. Линкор успели спустить на воду в Бремене и забросили напрочь. Достраивать корабль стране Антанты в условиях войны немцы не собирались, а достраивать его для себя не могли по двум причинам – не было пушек, которые греки заказали в США, и которые ушли в итоге на британские мониторы, и сам корабль в Hochseeflotte не вписывался по всем параметрам.

В итоге малыш-сверхдредноут тихо ржавел, после войны, правда, греки потребовали своё, но суды тянулись долгие десять лет, а к началу тридцатых покупать ржавый корпус стало бессмысленно. В итоге «Саламис» тихо разобрали, вместе с надеждами греков стать почти как морской державой. Пришлось обойтись таким же древним броненосным крейсером в качестве носителя относительно больших пушек.

В этом смысле грекам повезло – деньги были сэкономлены немалые и для маленькой страны нелишние.

Бронированные карлики


Ещё три государства поступили прагматично – не компенсируя национальный престиж большими калибрами, они построили то, на что хватало средств, и что могло пригодиться в возможных войнах. Первыми на этот путь встали шведы, заложившие броненосцы береговой обороны с паротурбинными установками. С 1917 по 1921 год в строй их вступило три единицы типа Sverige. В 8000 тонн водоизмещения, с 4 одинадцатидюймовками и скоростью в 23 узла, они были не то классическими ББО, не то чем-то новым, благодаря машинам.

В любом случае эта троица денег пожирала гораздо меньше, чем дредноуты, а польза с них была – для поддержания нейтралитета в Мировых войнах тяжелые орудия оказались нелишними. И служили они долго, до 50-х годов, когда сама концепция артиллерийского корабля устарела. В целом шведы проявили просто редкий прагматизм в этом смысле, стараясь строить, что надо, а не то, что модно

Аналогичный подход выбрала и Финляндия, построив два броненосца береговой обороны с труднопроизносимыми названиями «Вяйнямёйнен» и «И́льмаринен». Оба малыша строились для действий в шхерах, и в водоизмещение 3900 тонн финнам удалось поместить дизель-электрические установки, разгонявшие корабли до 15 узлов, четыре (в двухорудийных башнях) десятидюймовки, с дальностью до 160 кабельтов, и скромную броню в 55 мм.

Судьба их, правда, оказалась печальной, «Ильмаринен» 13 сентября 1941 года подорвался на мине и затонул, а «Вяйнямёйнен» дожил до конца войны и превратился в «Выборг», проданный СССР в 1947 году. В советском флоте он прошёл ремонт и оставался в строю до 1966 года. Сама идея маленького шхерного корабля с ледовым подкреплением и тяжелыми пушками оказалась гораздо жизнеспособнее планов построить что-то громадное и бесполезное.

Третьим в клубе бронированных малышей оказалось королевство Сиам, которое построило свои «Шри Аюти» и «Донбури» в Японии. В водоизмещение лидера (2200 тон) японцы впихнули два дизеля, четыре восьмидюймовки и броневой пояс толщиной 63 мм. Корабли вступили в строй в 1938 году, успели поучаствовать в боях с французами и внутренних неурядицах. «Тонбури» был тяжело повреждён французами в 1941 году, и так и не восстановлен, а использовался как несамоходная батарея, а «Шри Аюти» потопили... минометами во время восстания 1951 года.

Таким образом, мало тоже не всегда хорошо, и тайские крохотки себя ни разу не оправдали.

Планов громадьё


«Португалия в 1912 году серьезно обсуждала вопрос о заказе в Англии трех 21 500-тонных дредноутов типа бразильского «Сан-Паулу». Но этого показалось мало. Годом позже португальцам захотелось еще три линкора – на сей раз типа «Орион» или даже «Куин Элизабет»! Конечно же, все эти планы остались на бумаге, и Португалии пришлось довольствоваться тремя эсминцами и столькими же подлодками, во что в конце концов и вылилась ее грандиозная кораблестроительная программа. Еще дальше в своих планах пошла Голландия. Опасаясь за безопасность своих колоний в Юго-Восточной Азии (нынешней Индонезии), здесь решили строить ни много ни мало, а сразу девять (!) линкоров водоизмещением более 20 тыс. т каждый.»

А ещё была Польша, потомок Речи Посполитой мечтал о двух линкорах:

«На конференции по разоружению в Женеве Польша объявила о желании создать флот общим водоизмещением 150 000 т. Польский публицист Юлиан Гинсберт опубликовал проект судостроительной программы, в которую были включены два линкора, 2 тяжелых крейсера, 9 эсминцев, 9 миноносцев, 18 подводных лодок, 21 тральщик, 24 сторожевика и много вспомогательных кораблей.»

Рецидив испытала Голландия, задумав скопировать немецкий «Гнейзнау»:

«...в 1938 году был принят большой план усиления голландских вооруженных сил. Флотская часть этого плана получила название «Программа линейных крейсеров». Проектирование кораблей, давших название плану, основывалось на предвидении того, что война будет коалиционной и Голландия должна будет выставить достаточно сил, чтобы совместно с союзниками дать отпор агрессору. Основой голландских сил должны стать линейные крейсера.»

Мечты были и у других, к счастью, полностью нематериальные. А в итоге правильным оказался путь Швеции и Финляндии, которые, не маясь дурью, строили то, что было нужно для реальных задач, а не символы сверхдержавности, которой нет.
Вернуться назад