Ферма авианосцев: через 5 лет в России будет заложен авианосный флот

Известный факт, что в связи с распадом СССР отечественный оборонно-промышленный комплекс лишился судостроительного завода в украинском городе Николаев.


При этом, главной проблемой является тот факт, что это был единственный завод в бывшем Союзе, который имел технологические возможности строить авианосцы.


Во многом из-за этого, а не только благодаря острой нехватке средств в девяностые годы, была свернута большая программа по строительству авианосного флота, одиноким осколком которого является ТАРК «Адмирал Кузнецов» — единственный на сегодня корабль российского ВМФ, который можно отнести к классу авианосцев.


Однотипный «Адмиралу Кузнецову» авианесущий крейсер «Варяг» еще до раздела Черноморского флота был в 1992 году предложен, а затем и продан украинцами Китаю, а первый полноценный советский авианосец «Ульяновск», который должен был стать головным кораблем серии из четырех суперавианосцев, был разрезан в Николаеве на металл.


После этого отечественная авианосная программа была заморожена фактически на 30 лет по причине отсутствия в стране необходимых производственных мощностей.


Глава Объединенной судостроительной корпорации, куда входит петербургское предприятие «Северная верфь», Алексей Рахманов, заявил, что в ходе модернизации этого судостроительного завода, которая пройдет в Санкт-Петербурге в ближайшие четыре года, Россия к 2020 году получит возможность строить любые военные корабли, включая новые российские авианосцы.


Военный эксперт Прохор Тебин отмечает, что чисто технологически у российского оборонно-промышленного комплекса нет никаких препятствий для строительства авианосца.


«Конечно, здесь имеется в виду авианосец как корабль, а не как комплекс вооружений, заточенных под конкретную задачу. Из последних проектов в этой плоскости судостроения можно вспомнить ту же модернизацию авианосца, который раньше носил имя «Адмирал Горшков», а теперь «Викрамадитья», для нужд индийского флота, как и комплекс работ проделанных в рамках совместного с французами проекта «Мистраль», — отмечает Тебин.


Здесь можно также отметить, что все авианосцы класса «Киев», к которому и принадлежит «Викрамадитья»/«Адмирал Горшков»  были проданы Россией в девяностые годы Китаю и Индии, как раз из-за того, что мы лишились возможности развивать и поддерживать отечественный авианосный флот.


«Само по себе строительство авианосцев вряд ли будет значительно сложнее строительства атомных подводных лодок, которые у российских судостроителей получаются очень хорошо, поэтому ничего невозможного в таком проекте нет. Поэтому весь вопрос в сроках, деньгах и опытно-конструкторских работах. К тому же, это долгий, дорогой и длительный процесс, поэтому при строительстве авианосного флота надо настраиваться на 10 лет производственной работы с конкретным кораблем», — считает Тебин.


Другой вопрос, что сам проект нового авианосца будет разрабатываться с учетом новой военно-морской стратегии России и тех материальных ресурсов, которые будут в распоряжении нашей страны в следующем десятилетии, хотя, по словам Тебина, авианосцы российскому флоту, безусловно, нужны для решения многих задач. Например, в той же операции в Сирии готовая ударная авиагруппировка, которая обычно находится на авианосце, очень бы не помешала.


«На что будет похож новый российский авианосец – это уже отдельный вопрос. Американский опыт будет, безусловно, учитываться, но вряд ли новый российский авианосец будет копией американских аналогов, да и это не нужно. Возможно, он будет несколько меньше размерами, впрочем, говорить нечто конкретное о его облике сейчас сложно. Главное, что у нас скоро появится возможность строить такие корабли», — утверждает Тебин.

Вернуться назад