Цифры Warspot: 18 минут

24 декабря 1994 года в аэропорту Алжира сел самолёт Airbus A300 авиакомпании Air France, прилетевший из французской столицы. Он должен был заправиться, принять 209 пассажиров (вместе с экипажем на борту оказался 221 человек) и сразу же покинуть охваченную гражданской войной (1991–2002) страну. Когда всё было готово ко взлёту, на борт поднялись четверо мужчин в полицейской форме. Двое принялись проверять паспорта пассажиров, третий зашёл в кабину к пилотам, а четвёртый встал у дверей. Задержка привлекла внимание службы безопасности аэропорта, и военные направились к самолёту, чтобы разобраться, в чём дело. Тогда лже-полицейские выхватили оружие, объявили, что самолёт захвачен, и потребовали освободить из заключения двух лидеров запрещённой в Алжире партии «Исламский фронт спасения». Сами же они планировали вылететь в Париж и дать там пресс-конференцию, но алжирские власти велели заблокировать взлётно-посадочную полосу. Тогда террористы, принадлежавшие к радикальной «Вооружённой исламской группе», которая боролась за установление в Алжире власти исламистов, убили двоих пассажиров: алжирского полицейского и сотрудника посольства Вьетнама.

На следующий день захватчики освободили 63 заложника, ещё одного застрелили, и тогда премьер-министр Франции Эдуар Балладюр вынудил президента Алжира Ламина Зеруаля дать добро на вылет самолёта. Вместо Парижа угонщики ранним утром 26 декабря отправились в Марсель, где их уже поджидали бойцы GIGN — антитеррористического подразделения французской Национальной жандармерии — во главе с майором Дени Фавье. Тем временем террористы потребовали заправить самолёт 27 т топлива, в то время как для полёта в Париж требовалось не более 9 т. Это обстоятельство, а также рассказы освобождённых пассажиров о наличии большого количества взрывчатки на борту навели французские власти на мысль, что угонщики собираются взорвать самолёт над столицей. Чтобы потянуть время, переговорщики попросили пустить на борт волонтёров, которые привезут еду и очистят туалеты. Этими волонтёрами в действительности были бойцы GIGN. Они убедились, что двери самолёта не заминированы, и спрятали в салоне подслушивающие устройства, с помощью которых за несколько часов установили число террористов.

​Дени Фавье в 2013–2016 годах занимал пост главы Национальной жандармерии (commons.wikimedia.org). На заглавной фотографии — бойцы GIGN в 2018 году (reddit.com) - Цифры Warspot: 18 минут  | Warspot.ru
Дени Фавье в 2013–2016 годах занимал пост главы Национальной жандармерии (commons.wikimedia.org). На заглавной фотографии — бойцы GIGN в 2018 году (reddit.com)

В 17:00 захватчики получили топливо и уже собирались убить четвёртого заложника, чтобы им наконец дали взлететь, как вдруг заметили, что к передней двери по правому борту движется трап с отрядом GIGN. Едва спецназовцы открыли дверь и проникли внутрь, угонщики открыли по ним огонь. Один из захватчиков сразу же был убит ответным выстрелом. Тем временем ещё два отряда GIGN подобрались к задним дверям самолёта. В дело пошли не только пули, но и гранаты. Спустя 18 минут после начала операции всё закончилось: четверо террористов были мертвы, пассажиры эвакуировались из самолёта (13 из них были ранены), а из 30 спецназовцев ранения получили девять человек. Самолёт был так сильно повреждён, что его пришлось списать.

Впоследствии один из лидеров «Вооружённой исламской группы» рассказывал, что угонщики намеревались взорвать самолёт над Эйфелевой башней. Самолёты компании Air France не летали в Алжир до 2003 года.

​Тот самый Airbus A300 в 1982 году, за 12 лет до угона. commons.wikimedia.org - Цифры Warspot: 18 минут  | Warspot.ru
Тот самый Airbus A300 в 1982 году, за 12 лет до угона.
commons.wikimedia.org

Вернуться назад