Лайнер «судного дня» 3.0: как изменится «летающий штаб» России к 2020 году?

Сегодня гендиректор Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК) Александр Якунин сообщил в интервью ТАСС, что следующее, третье поколение воздушных командных пунктов, также известных как самолеты «судного дня», появится в России через пять — семь лет.


Как изменится воздушный Генштаб России к началу 20-х годов 21 века. «Самолет «судного дня» — это воздушный командный пункт, который используется главнокомандующим и высшим составом вооруженных сил во время войны для оперативного управления войсками и максимальной защиты от различных поражающих факторов. «Летающий штаб» представляет собой надежный самолет, оборудованный новейшими средствами связи, обнаружения, а также средствами постановки помех и противодействий различным излучениям. Командный пункт в воздухе», — объясняет нам заместитель главного редактора журнала «Арсенал отечества» Дмитрий Дрозденко.


«Самолет не только должен надежно работать, но самое главное его «начинку» должна составлять передовая высококлассная электроника. А наша военная электроника сейчас развивается семимильными шагами, что легко заметить по работе систем радиоэлектронной борьбы «Автобаза», «Хибины» или ряда других не менее популярных систем, уже прошедших через условия локальных конфликтов. Так как в основе самолета «судного дня» лежит планер, не исключено, что самолет Ил-80, платформа воздушного командного пункта, буде оснащен новыми двигателями», — предполагает эксперт.


Александр Якунин отмечает, что в версии 3.0 будут стоять более совершенные каналы передачи данных, обеспечивающие новый уровень связи и оперативности управления. Важная особенность новых командных пунктов в том, что на них будет замыкаться автоматизированная система управления, которая сейчас активно тестируется.


В воздушном штабе нет ни одного окна, а благодаря автономной системе дозаправки в воздухе Ил-80 может находиться в непрерывном полете до 3 суток и все это время взаимодействовать со всеми видами и родами войск. Прямо из салона можно отдать приказ, выпустить баллистическую ракету или направить стратегический бомбардировщик в любую точку планету. Самолет оснащен сверхточной системой спутниковой связи, а длина выдвижной антенны составляет 4 километров. Радиосигнал пробивает даже толщу воды в несколько километров, но технические характеристики засекречены.


«Единственная стана, имеющая на вооружении подобный самолет – это США. Цели и принципы подходы у российских и американских машин в целом одинаковые. Отличаются они прежде всего планером. Американский E-4B разработан на базе лайнеров Boeing 747, а российский Ил-80 на основе пассажирских Ил-86. Но более глубокому сравнению воздушные командные пункты не подлежат. То, какие компоненты там стоят, является тайной за семью печатями, однйо из самой охраняемой тайн каждой из страны», — говорит Дрозденко.


Стоит понимать, что такой штаб нужен на самый крайний случай. Когда враг уничтожил наземный штаб, разрушил все пункты связи и коммуникации, высший состав вооруженных сил поднимается на борт Ил-80 и продолжает командование с воздуха.

Вернуться назад