Уйти, чтобы остаться: Что будет с Союзным государством после ухода Лукашенко?


Несколько дней назад были опубликованы возможные будущие поправки в Конституцию Белоруссии. Если они будут приняты, страна превратится из президентской в парламентскую республику. Изменение формы правления в Беларуси может серьезно сказаться и на перспективах формирования Союзного государства, причем как в негативном, так и в позитивном ключе. Что же дает нам основания так полагать?


Конституционная реформа была обещана давно и стала ответом на массовые акции протеста, устроенные белорусами в 2020 году из-за их недовольства затянувшимся правлением президента Лукашенко. Теперь с высокой долей вероятности можно заключить, что Александр Григорьевич отбывает свой последний президентский срок. Однако от браздов правления отходить он явно не собирается. Давайте вкратце перечислим основные нововведения, которые вскоре ожидают Беларусь.

Во-первых, вводится ограничение на занятие президентского поста двумя сроками, иезуитские оговорки про «два срока подряд» или «без учета предшествующих сроков» отсутствуют. При этом срок правления увеличивается с 4 до 5 лет. Таким образом, в случае принятия поправок в Конституцию Александр Лукашенко не сможет вновь выдвинуть свою кандидатуру и привычно с разгромным счетом победить своих соперников.

Во-вторых, в стране появится новый представительный орган, который заберет часть полномочий у главы государства и парламента, став вторым по значимости государственным органом после президента. В его состав войдет 1200 членов, включая представителей законодательной, исполнительной и судебной власти, а также гражданского общества. Всебелорусское народное собрание будет избираться на 5 лет, проводить заседания не реже раза в год. Оно получит очень широкие контрольно-надзорные полномочия: перед ним будет должен отчитываться глава правительства, ВНС сможет назначать судей Верховного и Конституционного судов, ЦИК, а также будет вправе смещать с поста президента страны в случае совершения им госизмены или иного тяжкого преступления.

За президентом останется право вводить режим чрезвычайного положения, например, в случае массовых беспорядков или мятежа. В случае гибели главы государства насильственной смертью в стране также вводится режим ЧП, а его полномочия перейдут к Совету безопасности, который возглавит спикер верхней палаты белорусского парламента.

В-третьих, уходящий президент получит полный судебный иммунитет за любые деяния, совершенные на своем посту. При этом он автоматически становится членом ВНС, если не выразит иного желания.

Вполне очевидно, что данную структуру Александр Григорьевич готовит под себя. Президент Лукашенко сможет стать главой Всебелорусского народного собрания буквально сразу после выступления в силу поправок. Для сохранения контроля над страной после завершения текущих полномочий ему будет достаточно выдвинуть доверенное лицо в качестве преемника на пост главы государства, а также своего человека на пост спикера верхней палаты. Таким образом, эпоха бесконечного президентства Александра Григорьевича идет к завершению, но с ним мы не прощаемся. Хорошо это или плохо?

Это как посмотреть. Давайте взглянем на другие любопытные поправки в Основной закон РБ.

С одной стороны, там сказано, что Беларусь более не является нейтральным и безъядерным государством, а браком признается союз мужчины и женщины. Прописана необходимость сохранения исторической правды о народном подвиге в Великой Отечественной войне. Это явные сигналы лояльности в сторону Москвы с ее «скрепами». Правда, там сказано именно о подвиге «белорусского народа», а не «советского» или «братского белорусского, русского и украинского народов». Ну, да ладно, это Основной закон Беларуси, им там виднее, о ком в нем писать.

С другой стороны, есть в поправках одна интересная формулировочка, дополняющая ст. 18 Конституции РБ:

Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств.

Это что конкретно имеется в виду? Что Беларусь сама ни на кого не будет нападать? Это похвально. А если ее территорию придется задействовать для выполнения союзнического долга в рамках ОДКБ?

А что, если из Белоруссии российским войскам все-таки придется пробивать так называемый Сувалкский коридор к изолированной Калининградской области? То есть, по Конституции подобные силовые действия в отношении суверенной Литвы уже недопустимы?

Хотелось бы, чтобы нам как-то расшифровали эти положения. А то в России-то наивно полагают, что мы в любой момент через Беларусь пройдем через Прибалтику по суше до нашего эксклава, а, поди ж ты, в Минске могут считать иначе.

Есть и еще один «узкий» момент. События прошлого года показали, что значительная часть населения Белоруссии настроена не только антилукашенковски, но еще и прозападно. Местные элиты совершенно не заинтересованы в реальной интеграции с Россией в рамках Союзного государства, поскольку им объективно придется «подвинуться» перед околокремлевскими олигархами. Единственным реальным препятствием перед разворотом Минска в сторону Европы является фигура президента Лукашенко, который побил с Западом все тарелки и стал нерукопожатным.

Но что, если он действительно официально покинет свой пост и станет «всего лишь» главой ВНС, имеющим кучу контрольно-надзорных полномочий и неприкосновенность? Тогда кресло президента Белоруссии займет иной человек, за которым нет шлейфа скандалов, и Запад вновь сможет протянуть Минску руку. Но надо ли Москве, чтобы вновь начались игры в опостылевшую «многовекторность»? Или же политический маневр «Батьки» - это результат договоренности с Кремлем, и там все «на мази»?

Тревожно.
Вернуться назад