Этот день в истории - 17 Декабря

17 декабря в Древнем Риме отмечали начало Сатурналий. Главный римский фестиваль длился 12 дней.
Сатурналии символизировали темный аспект Сатурна, зимнее солнцестояние, смерть старого года и рождение нового, а также переход от хаоса к космосу. Двенадцать дней хаоса как бы предвосхищали спокойствие двенадцати месяцев предстоящего года. Для того чтобы подчеркнуть, что на земле на это время воцаряется беспорядок, римляне переодевались и устраивали карнавалы. Считалось, что в это время на землю возвращаются мертвые. Тогда же родился обычай принесения в жертву «козла отпущения», а иногда жертвой становились избранные на время фестиваля «бобовый король» или «гороховая королева». 
Во время Сатурналий римляне пировали и дарили друг другу подарки. Сословные различия не соблюдались. Раб мог сидеть с господином за одним столом, более того, господин подносил ему вино. Бедным гражданам дарили деньги. 
В начале IV века в Римской Империи пришла к власти Христианская церковь. Она не одобряла дикие празднества "языческого” бога Сатурна. Поэтому было решено заменить Сатурналии днем рождения Христа. К 1100 году Рождество стало главным религиозным праздником в Европе.

В 1788 году в этот день русские войска одержали исключительно важную победу в ходе войны с турками. Они штурмом взяли крепость Очаков в Днепровско-Бугском лимане, которая имела огромное значение для турецких захватчиков с тех пор, как в XV веке ими был установлен контроль над Крымом и Северным Причерноморьем. 
Штурм Очакова – блестяще проведенная военная операция. В 23-градусный мороз 15-тысячный ударный отряд русских войск пошел на приступ. Преодолев ров и вал, штурмующие ворвались в город, где продолжались упорные бои. В сражении погибло почти две трети турецкого гарнизона, четыре с половиной тысячи офицеров и солдат попали в плен. Потери русских составили три тысячи человек. В честь этой победы для офицеров-участников битвы был выпущен золотой крест «За службу и храбрость», а для нижних чинов – специальная серебряная медаль с надписью «За храбрость, оказанную при взятии Очакова». Русскими войсками командовал князь Григорий Потемкин, «полуобразованный и полудикий гений», по определению одного французского дипломата. В армии его любили. Именно Потемкин провел с восторгом встреченную солдатами реформу военного обмундирования, отменив ношение нелепых напудренных кос и значительно упростив одежду. Он также вел борьбу с казарменными жестокостями и в одном из приказов требовал, «чтобы с людьми обходились со всевозможной умеренностью, старались бы об их выгодах, а в наказаниях не преступали бы положенного». Потемкин также утвердил особые санитарные правила для войск, восстановил введенную при Петре I и позднее забытую военную инспекцию.

В начале 20 века занялась заря эры авиации. 
Владельцы велосипедной мастерской в американском городке Дейтоне братья Орвилл и Уилбер Райт не стали тратить усилия на изобретение очередного велосипеда, а соорудили аэроплан, оснащенный двигателем в двенадцать лошадиных сил.
17 декабря 1903 года под Китти-Хоком на пляже шириной в милю они бросили монетку. Лететь первым выпало Орвиллу. В 10.35 он сел в биплан «Флайер-1» с двигателем внутреннего сгорания их братской конструкции и взлетел на высоту три с половиной метра. Полет продолжался 12 секунд. Всего в тот день их было четыре. Самый продолжительный — 59 секунд, свыше 250 метров дальности — совершил старший брат Уилбер. 
Когда счастливые пионеры воздухоплавания и немногочисленные зрители поздравляли друг друга с победой, с океана налетел ураганный ветер, подхватил легкий самолетик и разбил его вдребезги. Братья собрали обломки и принялись за обсуждение новой, улучшенной модели. 
Так буднично, без толп народа и фанфар в песчаных дюнах Северной Каролины началась эра авиации, в которую тогда не поверил никто: газеты обсмеяли первопроходцев. А их родной отец, епископ по должности, незадолго до полета сыновей осадил собеседника восклицанием: «За такие мысли вам прямая дорога в ад!». А тот всего-то выразил надежду, что человек сможет летать по воздуху, как птица.

В 1999 году ушел из жизни Гровер Вашингтон. Он был одним из наиболее ярких саксофонистов и среди исполнителей, стремящихся к всё более и более виртуозной игре, сложным гармониям и стилевому многообразию, выделялся верностью стилю - инструментальному ритм-энд-блюзу с элементами фанка. Его игру отличало чувство, а не искрометная техника. Многие саксофонисты откровенно завидовали ему, говоря, что звук Гровера можно узнать по одной-единственной ноте. 
Его музыка, в отличие от многих джазовых бестселлеров, была довольно популярна у широкой публики, не скатываясь при этом в категорию "smooth jazz" (смус-джаз). Альбомы Вашингтона часто попадали в «горячую десятку». 
12 декабря 1999 года он отметил 56-летие, а 17-го, во время записи телевизионной передачи для CBS (Си-Би-Эс) музыкант внезапно упал, и, несмотря на то, что его немедленно доставили в больницу, врачи констатировали смерть от инфаркта.

17 декабря 1887 года родился Йозеф Лада – чешский художник и писатель, автор более четырехсот картин и около 15 тысяч рисунков, среди которых и знаменитая серия иллюстраций к «Похождениям бравого солдата Швейка». «Дети мечтают о светлом, ясном, добром и справедливом, - писал он, создавая свой яркий сказочный мир, - они тяжело переносят грустные вещи, ужас, разрушение, смерть. И не важно, если это только на рисунке».

В 1905 году в Минске родился советский кинорежиссер Иосиф Хейфиц.
В 1927 году он окончил Ленинградский техникум экранного искусства, в 1928-ом — кинофакультет Института истории искусства и пришёл работать на кинофабрику «Совкино» (ныне — киностудия «Ленфильм»). В том же году он совместно с Александром Зархи организовал молодежное объединение - «Первую комсомольскую постановочную бригаду» и дебютировал как режиссер короткометражным фильмом «Песнь о металле». Широкую известность Хейфицу и Зархи принесли комедия «Горячие денёчки» о любви красноармейца-танкиста и провинциальной студентки и фильм «Депутат Балтики», который в 1937 году получил Гран-при Международной выставки в Париже.
За свою творческую жизнь Хейфиц снял множество интересных и запоминающихся фильмов. Среди них - «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек». Особняком стоит серия чеховских экранизаций - «Дама с собачкой», «В городе С.», «Плохой хороший человек». В его фильмах ярко, порой с совершенно неожиданных сторон, раскрылись актерские индивидуальности Ии Саввиной, Алексея Баталова, Анатолия Папанова, Олега Даля, Владимира Высоцкого, Людмилы Максаковой, Ады Роговцевой, Елены Кореневой, Елены Прокловой.

В 1928 году в Киеве родился народный артист СССР Леонид Сергеевич Броневой. Более 20 лет проработал он в театре на Малой Бронной, а с 1988 года играет в «Ленкоме». 
В кино Леонид Сергеевич дебютировал в 1965 году небольшой ролью в фильме «Товарищ Арсений». Потом он сыграл много интересных ролей, в том числе в фильмах «Похищение Савойи», «Тот самый Мюнхгаузен», «Покровские ворота», «Формула любви», «Небеса обетованные», но более всего запомнился зрителям ролью Мюллера в легендарном телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Между тем на эту роль Леонида Сергеевича утвердили не сразу. Сначала предложили сыграть самого Гитлера. Сделали фотопробу – похож идеально. Но жена Броневого возроптала: "Еще на Мюллера я согласна, но на Гитлера – Боже упаси!" 
Дело, конечно, было не только в жене. Сам Броневой посчитал, что образ Мюллера выписан психологически более тонко. А Гитлер в фильме - постоянно орущий человек, зарисовка, карикатура какая-то…
После выхода сериала на телеэкраны про его героев родилось великое множество анекдотов. У Леонида Сергеевича есть любимый: Штирлиц выстрелил в Мюллера. Пуля отскочила. «Броневой!» — подумал Штирлиц.

В такой же день 2001 года окончил свой жизненный путь замечательный драматург, сценарист и поэт Александр Володин, автор пьес «Пять вечеров», «Две стрелы», «Дульсинея Тобосская», «Блондинка» и других.
Родился Володин в Минске в 1919 году. Работал в сельской школе учителем. Поступил в ГИТИС, а оттуда сразу ушел в армию. Войну прошел рядовым. Потом жил тяжело, нищенски. Закончил ВГИК, был редактором, стал писать пьесы. Первая же, "Фабричная девчонка", написанная в 56-м, поразила невиданной для литературы тех лет искренностью. Он был одним из немногих людей в советском театре, кто доказывал от пьесы к пьесе право человека на частную жизнь, на личные привязанности, на одиночество, говорил о слабости и непонимании со стороны других, о давящей силе слепого общего мнения. Спектакли по пьесам Александра Володина становились знаменитыми, этапными для тех театров, где они шли. Огромной любовью зрителей пользовались и фильмы, поставленные по его сценариям: "Старшая сестра", "Звонят, откройте дверь", "Похождения зубного врача", "Осенний марафон"…

Володин относился к редкому типу людей, которого любили абсолютно все. И не уставал повторять: "Стыдно, стыдно, стыдно быть несчастливым!"
 
 
Узнать больше о других днях...
Вернуться назад