Конституционная реформа в Абхазии – кто получает из этого привилегии?

 

В Абхазии готовят конституционную реформу. Ее концепция представлена президенту Аслану Бжания.

Споры о том, какая модель более оптимальна для республики ведутся уже не первый год. Но, похоже, сегодня Абхазия, как никогда близка к переменам. В чем же суть поправок к республиканскому Основному закону?

Предлагается внести изменения в две главы Конституции, описывающие функционирование исполнительной и законодательной власти. Есть поправки, которые условно можно назвать политико-лингвистическими. Так ранее высший представительный орган именовался парламентом и Народным собранием, а его председатель-спикером. В новой версии Конституции решено отказаться от иностранных заимствований. Никаких парламентов и спикеров! Налицо - попытка символического размежевания с Западом, мода на пришедшие оттуда определения прошла. Но не эти изменения, конечно являются ключевыми.

Сторонники реформы Конституции предлагают перераспределение полномочий между ветвями власти. Сегодня в абхазской системе есть президент и премьер-министр. Есть идея убрать отдельный пост главы кабмина. Мотивируется это конституционным положением о президенте (статья 48), как о человеке, которому «предоставляется исполнительная власть», помимо того, что он является главой государства. Таким образом, идея состоит в ликвидации дублирования функций. Но реформаторы идут дальше, говоря о необходимости убрать и посты вице-премьеров. Таким образом выстраивается следующая модель: министры подчиняются непосредственно президенту. При этом назвать реформу до конца последовательной не представляется возможным. В абхазской Конституции предусмотрен еще и такой пост, как вице-президент, исполняющий отдельные поручения главы республики. Резонный вопрос, почему бы не устранить и эту позицию?

Думается ответ здесь лежит вне правовой плоскости. Сегодня во главе абхазского кабмина Александр Анкваб, политик жесткий, успевший ранее побывать и премьером, и вице-президентом, и даже президентом. Не говоря уже о депутатстве и должности министра. На выборах он шел вместе с Асланом Бжания в одной команде. Но рядом с «железным Аликом» президент не чувствует себя полным хозяином положения. Впрочем, дело не только в Бжания. Многие оппоненты действующего президента в свое время жестко критиковали действующего премьера.

В то же самое время конституционные новеллы предполагают расширение полномочий высшего законодательного органа. Если поправки в итоге будут приняты, то министры будут утверждаться депутатским корпусом по представлению главы республики. Депутатам не дается право окончательного вето, после двухкратного отклонения президентских креатур они могут все равно получить министерские портфели. Но в таком случае Народное собрание сохраняет возможность ставить вопрос о доверии членам кабмина через полгода.

Мяч теперь на стороне Бжания. Он может принять ее и тем самым обеспечить себе временную передышку, представив дело так, что по старой Конституции работалось хуже, а теперь дело пойдет на лад.

Вернуться назад