Как создавалась 122-мм дивизионная гаубица образца 1938 года и как ее оценивал вермахт

Гаубица "Лубок"

Полевые гаубицы дивизионного звена не были изобретение 1930-х годов. Красной армии они достались в наследство от царских времён в виде 122-мм гаубица образца 1909 года, сконструированной специально для России немецким концерном "Крупп", и гаубицы такого же калибра образца 1910 года французского завода "Шнейдер". В Первой мировой и Гражданской войне орудия были, что называется, на своём месте, но уже к концу 1920-х годов морально устарели. Им не хватало мобильности, улучшенной баллистики и прочее.

Поэтому в конце названного десятилетия в армейских верхах был поднят вопрос о создании новой дивизионной гаубицы калибра 122 мм, которую можно была бы буксировать механической тягой. Весной 1929 года Главное артиллерийское управление (ГАУ) сформулировало техническое задание на её разработку.

Проектирование "Лубка"

Первый прототип новой гаубицы появился в 1932 году. Ещё через два года он был принят на вооружение под названием "122-мм гаубица обр. 1934 г.". В войсках гаубицу называли "Лубок", каким-то затейливым ходом мыслей соединяя её с 107-мм лёгкой гаубицей, создававшейся тем же КБ в то же самое время. Впрочем, орудие мало кто видел: его выпустили серией в 11 единиц, а производство быстро прекратили.

Гаубица "Лубок" обладала рядом существенных недостатков, которые, в итоге, закрыли перед ней двери в будущее. По образцу орудий Первой мировой войны она не имела раздвижных станин и монтировалась на однобрусном лафете. Поставленная на металлические колёса без шин, гаубица транспортировалась со скоростью 10 км в час. Кроме этого она обладала сложным устройством, и её серийное производство было бы затруднительным.

Чем бы закончилась доводка гаубицы до ума, неизвестно, но в 1936 году в ГАУ от проекта "Лубок" отказались и начали думать о более перспективной модели. В 1937 году, если верить открытым источникам, начальник Генштаба РККА маршал А.И. Егоров вновь вернулся к отложенной теме и высказался за создание 122-мм гаубицы.

Даже если это выступление маршала вымысел, создать 122-мм орудие было в любом случае необходимо, учитывая большой опыт его использования в прошедших войнах, высокую мощность его осколочно-фугасных снарядов, наличие на складах большого числа боеприпасов этого калибра и заводов для их выпуска. Кроме того, орудия меньшего калибра не годились для разрушения полевой фортификации противника и не обладали достаточным "бетонобойным" эффектом.

В итоге внимание генералитета и конструкторов сфокусировалось на новой 122-мм гаубице, которой, впрочем, решили оставить ствольную группу по образу "Лубка", но лафет велели делать с раздвижными станинами.

Серьезные конкуренты

СССР - не Америка, но и у нас бывала острая конкуренция. В нашем случае она разгорелась между конструкторскими бюро Перми, Горького и Свердловска. Соответственно, это были КБ Мотовилихинского завода, завода №92 и Уральского завода тяжёлого машиностроения.

Официальное задание на создание 122-мм гаубицы в сентябре 1937 года получило КБ из Перми во главе с генеральным конструктором Ф.Ф. Петровым. Проект приобрёл заводской индекс М-30. Однако уже в октябре за разработку гаубицы по собственному почину взялось КБ конструктора В.Г. Грабина (завод № 92 ). Их пушка обозначалась индексом Ф-25. В 1938 году к проектированию подключилось КБ с Урала. Гаубица, спроектированная уральцами получила индекс У-2. Все три гаубицы имели раздвижные станины и подрессоренный колёсный ход. В остальном между ними имелись отличия.

Первыми с дистанции сошла гаубица У-2. На полигонных испытаниях зимой 1939 года её станины деформировались от стрельбы. К тому же по баллистике она уступала проекту М-30. Комиссия решила не возвращаться более к гаубице с Урала, хотя по кучности огня она давала конкурентам "фору".

Гаубицы Ф-25 конструктора В.Г. Грабина успешно прошла все заводские испытания и имела шансы на успех. Она весила почти на 400 кг меньше, чем М-30, имела больший угол горизонтального наведения и более высокий клиренс. Но к полигонным испытаниям изделие горьковского КБ не допустили. В марте 1939 года Главное артиллерийское управление постановило, что дальнейшая работа будет проводиться по гаубице М-30, как более мощной и прошедшей уже все "полигонные и войсковые испытания".

Проект М-30 проходит доработку

Гаубицы М-30, действительно, обладала многими преимуществами. Во-первых, при её создании конструкторы не стеснялись заимствовать проверенные узлы и детали у других артиллерийских орудий, и, в частности, у гаубицы "Лубок". От нее взяли устройство канала ствола, тормоз отката и т.д. Колёса были приспособлены от 76-мм дивизионной пушки Ф-22 образца 1936 года. Вместо клинового затвора, сложного для отечественного производства, конструкторы оснастили М-30 поршневым затвором, скопированным с гаубицы образца 1910 года французской фирмы "Шнейдер".

Хотя в "релизе" Главного артиллерийского управления и сказано было об успешном прохождении гаубицей М-30 "полигонных и войсковых испытаний", в действительности, они закончились только 29 сентября 1939 года после многочисленных "правок" и доработок. М-30 была принята на вооружение и получила официальное наизвание "122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.".

Оценка немецкого генерала

Любопытную характеристику гаубицы М-30 приводит в своей книге о Второй мировой войне бывший генерал вермахта Эйке Миддельдорф.

"Русская 122-мм полевая гаубица, - пишет он, - была в то время универсальным и новейшим орудием. Артиллерия русских, используя это орудие, добивалась тогда мощного огневого воздействия. Характерными конструктивными особенностями 122-мм гаубицы являлись: лафет с раздвижными станинами, большой угол горизонтального обстрела и высокая подвижность при механической тяге. Ее баллистические свойства заключались в гибкой траектории полета снаряда и дальности стрельбы до 12 км при снаряде примерно в полтора раза более мощном, чем у 105-мм немецкой полевой гаубицы. Достаточно сильный звуковой эффект разрыва снаряда обеспечивал возможность пристрелки 122-мм гаубиц со средствами звукометрической разведки".

Постскриптум

Всего с 1940 по 1945 год для нужд войны было произведено 17,8 тысяч 122-мм гаубиц. Они были эффективны в разных видах сражений, мобильны и просты в использовании и обслуживании. Не случайно, видимо, один из советских маршалов после войны сказал, что лучше, чем гаубица М-30, "уже ничего не может быть".

Впрочем, маршал был лётчиком, поэтому я спрашиваю вас - согласны ли вы с его оценкой, или есть другие мнения? Пишите отзывы в комментариях и ставьте лайки, если статья вам пришлась по душе

Вернуться назад