«Скрытая угроза»: Чем опасны для России начиненные крылатыми ракетами американские лайнеры


Тяжелая экономическая ситуация, в которой оказалась корпорация Boeing, вынуждает ее искать новые пути для субсидирования за счет военного бюджета. В американской прессе в последнее время активно заговорили о возможности возрождения давно забытого проекта Пентагона по созданию так называемого «авианосца крылатых ракет» на базе гражданских лайнеров. Удастся ли Boeing пролоббировать свою инициативу, и если да, то какую опасность подобные «гражданские ракетоносцы» могут представлять для нашей страны?


Появление эффективных систем ПВО у СССР по время «Холодной войны» показало, что высота больше не является надежной защитой для американских бомбардировщиков, поскольку радикально усложняется применение свободнопадающих боеприпасов. При этом война во Вьетнаме продемонстрировала, что потенциал применения «стратосферных крепостей» B-52Н против стран Третьего мира по-прежнему весьма велик. Поэтому в Пентагоне в итоге пришли к концепции массированного запуска крылатых ракет с безопасного расстояния вне зоны действия системы противовоздушной обороны. Для этого было вполне достаточно обычного дозвукового самолета, способного нести большую нагрузку и доставить ракеты к точке запуска.

CMCA (Cruise Missile Carrier Aircraft)


Идея использования гражданских лайнеров для нужд военных возникла еще раньше. На базе обычных транспортных самолетов создавались воздушные заправщики и самолеты ДРЛО. Оснастить их пусковыми установками под крылатые ракеты показалось довольно перспективным начинанием, поскольку давало массу преимуществ. Те же лайнеры Boeing имеют дальний радиус полета, низкий расход топлива, выпускаются массово, при этом есть возможность замаскировать вооруженный самолет под стандартный гражданский и нанести неожиданный удар.

Так была создана версия Boeing-747 CMCA с девятью барабанами, размещенными в хвостовом отсеке. Всего в них хранилось 72 крылатых ракеты воздушного базирования AGM-86 ALCM, которые можно было отстрелять из открывшегося люка меньше, чем за 15 минут. Подобная скорострельность делала уже бессмысленным направление на перехват истребителя. Кроме того, большим преимуществом гражданского лайнера перед военными самолетами были его внушительные размеры, позволявшие разместить внутри массу управляющего оборудования, превращавшего его в воздушный командный пункт. Boeing-747 CMCA был технически унифицирован с E-4 Nightwatch. Предполагалось, что сотни таких «оборотней» хватит, чтобы заменить «стратосферные крепости». Особенно Пентагону нравилась идея возможности нанесения превентивного удара с подобных «авианосцев крылатых ракет» по территории Советского Союза с воздушных маршрутов, проходящих вдоль его границ. Также переделанные в ракетоносцы гражданские лайнеры можно было использовать для воздушных ударов по инфраструктуре стран Третьего мира.

В конкурентную борьбу за бюджет Пентагона тогда включились все ведущие американские авиастроительные корпорации. «Макдоннел-Дуглас» предложил вооружить 42 крылатыми ракетами свой лайнер DC-10. «Локхид» представил сразу два варианта: L-1011 CMCA на 50 ракет и C-5 «Гэлакси» на 110 ракет. Также Boeing предложил вооружить 36 ракетами свой YC-14 как самолет огневой поддержки войск в неядерных конфликтах. Проект получил одобрение и поддержку Пентагона.

Идея, на самом деле, весьма недурственная, жаль, что направленная против нашей страны. Поэтому стоит порадоваться, что в свое время она так и не была осуществлена. Причина банальна: даже у США не хватило денег на все сразу. Пентагон предпочел пойти путем перевооружения надежных и проверенных «стратосферных крепостей» B-52 на ракеты ALCM, финансирования разработки стелс-бомбардировщика и создания сверхзвукового низковысотного B-1В для прорыва системы ПВО.

В наши дни


Сегодня вероятность возвращения к этому старому проекту весьма высока.

Во-первых, Boeing, это «национальное достояние» США, остро нуждается в финансовой поддержке. Несмотря на то, что находится в «эффективных частных руках», корпорация оказалась в тяжелейшем кризисе и без государственных субсидий в виде программы конверсии гражданских лайнеров в военные самолеты может его и не пережить.

Во-вторых, в США разработан и успешно протестирован новый вид свободнопадающих боеприпасов под названием CLEAVER (Cargo Launch Expendable Air Vehicles with Extended Range). Он предназначен для сброса с обычных военно-транспортных самолетов, которые фактически превращаются в бомбардировщики. Понятное дело, против технически развитого противника, вроде России или Китая, их не применишь, но вот против какого-нибудь Афганистана или Ливии – запросто. Сотня CMCA может разом обрушить на головы «бармалеев» огромную ударную мощь даже без необходимости задействования и расходования ресурса настоящей бомбардировочной авиации.

В-третьих, по-прежнему представляет потенциальную угрозу возможность маскировки начиненного крылатыми ракетами самолета под обычный гражданский лайнер. Подобные «оборотни» могут скрытно сосредоточиться в аэропортах союзных американцам стран, например, на Украине или в Прибалтике, и, взлетев оттуда, нанести превентивный удар по объектам инфраструктуры Минобороны РФ.

Необходимость постоянно отслеживать и идентифицировать таких «перевертышей» превратится в постоянную головную боль для российской или китайской разведки.
Вернуться назад