Четвёртый Тонкинский инцидент

В августе 1964 года три торпедных катера северовьетнамского флота создали «казус белли» для начала полномасштабного вмешательства США во Вьетнамскую войну. Дальнейшая судьба этих кораблей была печальной: пережить войну им не удалось.

Августовские катера

3 августа 1961 года министерство обороны Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) приняло решение о создании подразделения торпедных катеров в составе национальных военно-морских сил. Материальная часть в виде 12 кораблей проекта 123К, известных на Западе как P-4, была получена из СССР в ноябре. В разное время это подразделение носило разные обозначения, на 1964 год называясь 135-м батальоном (Tiểu Đoàn) торпедных катеров. Батальон состоял из четырёх звеньев (Phân Đội) по три катера в каждом. В англоязычных источниках его обычно называют эскадрой (Squadron), но для эскадры во вьетнамском языке существует отдельный термин (Hải Đoàn).

В 1960-е годы ВМС США проводили секретную операцию «Десото» (DESOTO, DeHaven Special Operations off Tsingtao — «Специальные операции эсминца «Де Хэвен» в районе Циндао»), суть которой заключалась в том, что боевые корабли занимались разведкой у берегов Китая и Северного Вьетнама, а заодно, по мнению американцев, оказывали психологическое давление на местные коммунистические правительства. Очередной такой патруль с участием эсминца «Мэддокс» (USS Maddox, DD-731) летом 1964 года стал судьбоносным для всего Индокитая. Считается, что причина инцидента была двоякой. Во-первых, северовьетнамцы ошибочно связали появление эсминца с предшествовавшими ему диверсионными рейдами южновьетнамских катеров. Во-вторых, американцы исходили из того, что граница территориальных вод ДРВ находится в 3 милях от берега, и «Мэддокс» имел инструкцию не подходить к берегу ближе, чем на 8 миль, но уже после всех событий Ханой заявил о 12-мильной зоне территориальных вод.

​3-е звено 135-го батальона идёт в атаку на «Мэддокс», 2 августа 1964 года - Четвёртый Тонкинский инцидент | Warspot.ru
3-е звено 135-го батальона идёт в атаку на «Мэддокс», 2 августа 1964 года

2 августа 1964 года три торпедных катера из состава 3-го звена 135-го батальона (бортовые номера T-333, T-336 и T-339) атаковали «Мэддокс». На помощь эсминцу пришла четвёрка истребителей-бомбардировщиков F-8E «Крусейдер» из 51-й и 53-й истребительных эскадрилий с авианосца «Тикондерога» (USS Ticonderoga, CVA-14). Северовьетнамцам повезло — ни одна из выпущенных по ним неуправляемых ракет «Зуни» в цель не попала. Тем не менее, все катера были повреждены пушечным огнём, и американцы считали, что потопили как минимум один из них. Основания на то имелись: T-339 дрейфовал с заглохшими двигателями и без радиосвязи, так что экипажи других катеров доложили командованию о его гибели (американцы перехватили это сообщение), и несколько дней катер считался затонувшим. В итоге все три торпедных катера пережили сражение и были отремонтированы, а ДРВ заявила об успешном изгнании американского корабля из своих вод.

Администрация Линдона Джонсона решила не реагировать на инцидент, ограничившись формальным протестом и отправкой эсминца «Тёрнер Джой» (USS Turner Joy, DD-951) для поддержки «Мэддокса». Два корабля продолжили патрулирование в международных водах. 4 августа они получили предупреждение разведки о готовящихся действиях ВМС ДРВ. С наступлением грозовой ночи американцы стали замечать следы от торпед на воде, сигнальные огни, радарные и сонарные контакты, а потому принялись стрелять в темноту. Поднятая в воздух авиация не обнаружила никаких следов вражеских кораблей.

Непосредственные участники второго Тонкинского инцидента сразу усомнились в том, что ночное нападение на эсминцы имело место. Но выяснение всех обстоятельств этой истории затянулось на десятилетия, а вот реакция США была очень быстрой. Исходя из имевшейся ограниченной информации, президент Джонсон распорядился нанести авиаудар по военно-морским базам ДРВ, а Конгресс решительно поддержал «Тонкинскую резолюцию», ставшую правовым фундаментом для вооружённого вмешательства Америки во Вьетнамскую войну.

На этом моменте принято завершать историю инцидентов в Тонкинском заливе. Однако вечером 18 сентября произошёл уже третий такой случай. Очередной патруль DESOTO в составе эсминцев «Мортон» (USS Morton, DD-948) и «Ричард С. Эдвардс» (USS Richard S. Edwards, DD-950) засёк приближение нескольких надводных объектов «в угрожающей манере» и без лишних церемоний открыл огонь. Было заявлено о потоплении нескольких целей. Предполагаемый противник ответного огня не открывал, так что предъявить Северному Вьетнаму какие-либо претензии и вообще доказать реальность произошедшего оказалось невозможно — выступая перед журналистами, министр обороны Роберт Макнамара говорил о неопознанных кораблях, даже не называя их северовьетнамскими. Единственным последствием сентябрьского казуса, очень быстро преданного забвению, стала приостановка патрулей DESOTO на несколько месяцев.

Давид против Голиафа

Летом 1966 года эскалация боевых действий в Юго-Восточной Азии шла полным ходом. Президент Джонсон наконец одобрил нанесение ударов по стратегическим целям, которые давно предлагались военными. 29 июня самолёты ВВС и ВМС США разбомбили два крупнейших нефтехранилища в Северном Вьетнаме. Весь Ханой мог видеть последствия самого успешного налёта американцев за более чем год воздушной войны — гигантский столб дыма, поднимавшийся над нефтебазой Дыкзянг на высоту 10 км.

Очевидно, что после такого удара Северный Вьетнам нуждался в быстром и заметном ответном военном успехе. Впоследствии по результатам допроса пленных американцы заключили, что акция торпедных катеров в Тонкинском заливе действительно являлась ответом на бомбардировки нефтехранилищ. Выбор в качестве орудия возмездия именно военно-морских сил объяснялся тем, что их участие в войне было весьма ограниченным, и требовалось поддержать боевой дух моряков.

К этому времени заканчивался процесс переформирования 135-го батальона в полк. Организационно он по-прежнему включал четыре звена, и в 3-м звене служили всё те же залатанные T-333, T-336 и T-339. Командир звена старший лейтенант Чан Бао (Trần Bảo) находился на должности совсем недавно — с июня 1966 года. По совместительству он был командиром катера T-333. Катером T-336 командовал лейтенант Нгок (полное имя неизвестно), катером T-339 — лейтенант Нгуен Ван Зян (Nguyễn Văn Giản, в американских рапортах встречается неточное написание Giang).

​Фотография торпедного катера с бортовым номером T-333 в доме Нгуена Сюан Бота, командира 3-го звена в 1964 году. https://vn.sputniknews.com - Четвёртый Тонкинский инцидент | Warspot.ru
Фотография торпедного катера с бортовым номером T-333 в доме Нгуена Сюан Бота, командира 3-го звена в 1964 году.
https://vn.sputniknews.com

Ночью 1 июля 1966 года северовьетнамцы обнаружили четыре вражеских эсминца в 40 морских милях восточнее острова Лонгтяу. В полдень 3-е звено получило приказ атаковать. Катера вышли в море, однако поначалу не смогли найти противника. Продолжая поиски, они стали подвергаться налётам вражеских самолётов и отстреливались от них как могли. Наконец эсминцы снова обнаружены — катера устремились к ним под градом снарядов корабельной артиллерии и бомб с десятков самолётов. Так звучит вьетнамская версия событий. Интересная деталь: вьетнамцы считали, что стали жертвами вражеской хитрости. Своими манёврами американцам будто бы удалось выманить катера подальше от берега, где те потеряли радиосвязь со штабом и не могли получить поддержку береговых орудий.

Американские источники не признают никаких хитростей со стороны ВМС США в этом бою. 1 июля в международных водах Тонкинского залива происходила смена кораблей, находившихся на поисково-спасательном дежурстве (они должны были подбирать сбитых лётчиков). К нёсшим службу эсминцам «Кунц» (USS Coontz, DLG-9) и «Роджерс» (USS Rogers, DD-876) подошли «Кинг» (USS King, DLG-10) и «Гурк» (USS Gurke, DD-783). В это время поступило сообщение о потере самолёта, и все четыре корабля направились в сторону Хайфона.

Предположительно, речь шла об A-4 «Скайхок» командира 155-й штурмовой эскадрильи коммандера Чарльза Питерса, подбитом зенитным огнём во время налёта на очередную нефтебазу северо-восточнее Хайфона. На горящем самолёте Питерс дотянул до береговой линии, катапультировался над морем и утонул после приводнения. Других потерь в том районе 1 июля не было, но член экипажа «Кунца» Дон Додсон утверждал, что корабли развернулись и взяли курс на юг после получения информации о катапультировании лётчика над сушей. Возможно, этот манёвр вьетнамцы и посчитали американской уловкой.

​Экипаж одного из двух «Фантомов», обнаруживших приближение катеров — лейтенант Фред Миллер и младший лейтенант Боб Робинсон. 161-я истребительная эскадрилья, авианосец «Констеллейшн», 1966 год. https://www.navysite.de - Четвёртый Тонкинский инцидент | Warspot.ru
Экипаж одного из двух «Фантомов», обнаруживших приближение катеров — лейтенант Фред Миллер и младший лейтенант Боб Робинсон. 161-я истребительная эскадрилья, авианосец «Констеллейшн», 1966 год.
https://www.navysite.de

Около 16:00 пара «Фантомов» F-4B с авианосца «Констеллейшн» (USS Constellation, CV-64) обнаружила три надводные цели, быстро сближавшиеся с корабельной группировкой. В 16:10 вахтенный журнал «Кунца» впервые упоминает вражеские катера на дистанции 10 миль. На эсминцах объявили боевую тревогу. Тем временем, как гласит американская версия, с этих самых 10 миль катера произвели пуски торпед. Поразить цель с такого расстояния торпедами 45-36 в принципе невозможно из-за их характеристик по дальности хода, но офицер с «Кунца» Уилл Хейз свидетельствовал, что гидролокатор предположительно зафиксировал пущенную торпеду, и он сам потом видел пустые торпедные аппараты на тонущем катере.

Нападавшие были уничтожены исключительно авиацией, так что вьетнамская версия об огне корабельных орудий не подтверждается. Командование стало отзывать с заданий все находившиеся поблизости самолёты и наводить их на катера. Вахтенный журнал «Кунца» фиксирует начало воздушных атак в 16:34. Лейтенант-коммандер Леонард Джулиани из 153-й штурмовой эскадрильи — шесть лет спустя именно он возглавит группу штурмовиков «Корсар» во время исторического минирования порта Хайфона — описывал неожиданные подробности противокорабельных операций: когда он со своим звеном «Скайхоков» появился над местом боя, «Фантомы» стреляли по катерам ракетами «воздух-воздух»! Вьетнамцы отвечали им огнём зенитных пулемётов, и один «Фантом» был повреждён.

Первую кровь пролила пара штурмовиков A-6A «Интрудер» из 65-й штурмовой эскадрильи. Они сбросили по 12 500-фунтовых бомб Mk.82, и в результате точного попадания один катер сразу затонул — скорее всего, это был T-333. Другими двумя занялись штурмовики Джулиани. После нескольких атак потерял ход T-339. Оставшись в одиночестве, T-336 пытался уйти на северо-запад к материку, преследуемый «Роджерсом» и «Гурком», но самолёты добрались и до него. К 17:20 все катера были выведены из строя.

​A-6A из состава 65-й штурмовой эскадрильи в экспериментальном камуфляже, авианосец «Констеллейшн», 1966 год. На заднем плане видны A-4C из 153-й штурмовой эскадрильи - Четвёртый Тонкинский инцидент | Warspot.ru
A-6A из состава 65-й штурмовой эскадрильи в экспериментальном камуфляже, авианосец «Констеллейшн», 1966 год. На заднем плане видны A-4C из 153-й штурмовой эскадрильи

Героями дня стали восемь упомянутых экипажей с «Констеллейшена» — два F-4, два A-6 и четыре A-4. Пресса того времени писала об участии в сражении 14 самолётов, некоторые источники говорят и о причастности авианосца «Хэнкок» (USS Hancock, CV-19), но подтвердить эту информацию нет возможности. Статья из журнала «Навал Авиэйшен Ньюс» за сентябрь 1966 года признает роль обоих авианосцев и перечисляет отметившиеся эскадрильи… все до единой с «Констеллейшена». Интересно, что два моряка с эсминцев упоминают потопление катеров самолётами с ещё одного авианосца — «Орискани» (USS Oriskany, CV-34). Однако тот на 1 июля тот находился в районе боевого маневрирования «Дикси Стейшн» — то есть, его авиация работала в Южном Вьетнаме.

После отражения атаки американцам осталось только подобрать выживших. Когда «Кунц» подошёл к обездвиженному T-339 с намерением его захватить, катер сильно осел и кренился на левый борт. Попытка взять его на буксир провалилась: терпящие бедствие вьетнамцы отказались принять буксировочный трос, а вместо этого, по свидетельству вышеупомянутого Додсона, открыли кингстоны. В 18:07 катер скрылся под водой, и его команда без сопротивления сдалась.

По-другому вели себя члены экипажа потопленного T-333: их поведение можно назвать героическим. Они активно сопротивлялись попыткам моряков с «Кинга» их спасти — отплывали в разные стороны от шлюпки, имитировали броски гранат; один вьетнамец был вооружён ножом и явно собирался его использовать. Американцам пришлось «успокаивать» их при помощи багров, за что два особо отличившихся моряка были награждены Похвальными медалями ВМС (Navy Commendation Medal). Первая спасательная шлюпка была спущена на воду в 17:39, и к 18:24 подобрала только шестерых вьетнамцев, а ещё четверо оставались в воде.

​Авианосец «Констеллейшн» в Тонкинском заливе через полтора месяца после стычки с катерами, 16 августа 1966 года. Bettmann Archive via Getty Images - Четвёртый Тонкинский инцидент | Warspot.ru
Авианосец «Констеллейшн» в Тонкинском заливе через полтора месяца после стычки с катерами, 16 августа 1966 года.
Bettmann Archive via Getty Images

На 19:03 продолжалась борьба с двумя особо упорными. В 19:15 в вахтенном журнале «Кинга» появилась сухая запись: «Один выживший спасён силой. Отправлен на «Кунц». Дальнейшие попытки спасения прекращены». Это значит, что в открытом море остался минимум один живой вьетнамец, приложивший к этому все усилия — вероятно, он надеялся, что его подберут свои. Ночью и на следующий день ВМС ДРВ действительно проводили в районе прошедшего боя поисковую операцию, но не нашли ничего и никого — как известно, «на могиле моряка розы не цветут».

Пленники Тонкинского залива

Морской бой 1 июля завершился уничтожением 3-го звена 135-го батальона торпедных катеров ВМС ДРВ в полном составе, в плен попали 19 северовьетнамских моряков — 12 с T-339 и семь с T-333. Катер T-336 погиб со всем экипажем.

Нет ясности относительно числа жертв. Доступные вьетнамские источники сообщают о 13, 20 и даже 31 погибшем — в 2021 году в интервью Нгуен Ван Зян сообщил, что «в плен попали 19 моряков из 50». Правдоподобность этих данных можно оценить, отталкиваясь от численности экипажей. Согласно тактико-техническим характеристикам катеров проекта 123К, штатный экипаж корабля насчитывал семь человек. У военно-морских сил ДРВ всё было по-своему: допрос пленных показал, что на каждом катере по штату находилось 11 членов экипажа (два офицера и девять матросов), а обычно на борту присутствовал ещё один офицер, что даёт в сумме 12 человек. Таким образом, на трёх катерах должно было находиться до 36 моряков, из них 19 попали в плен и до 17 погибли.

Оказавшиеся в плену 19 военнослужащих ВМС ДРВ получили уникальный статус. Направляя на юг батальоны и полки своей регулярной армии, Северный Вьетнам во время войны всегда отрицал это, и хотя к исходу 1966 года на территории Южного Вьетнама содержалось 860 военнопленных, опознанных как северовьетнамцы, с точки зрения Ханоя, судя по всему, они были не более чем «южновьетнамскими патриотами». Однако экипажи торпедных катеров попали в плен при столь очевидных обстоятельствах, что отрицать их принадлежность не имело смысла. Американское командование считало их ценным ресурсом для потенциального обмена, поэтому с моряками обращались в полном соответствии с международными соглашениями и допускали к ним сотрудников Красного Креста. Определённо можно сказать, что пленным северянам у американцев жилось лучше, чем пленным американцам у северян. Сначала их содержали отдельно друг от друга на борту транспортного корабля «Кавальер» (USS Cavalier, APA-37) в порту Дананг, а в сентябре перевели в специально построенный морскими пехотинцами в Дананге лагерь.

​Шлюпка с эсминца «Кинг» с пленными вьетнамцами на борту, 1 июля 1966 года. фото Джона Ковалевски (http://www.uss-king.com) - Четвёртый Тонкинский инцидент | Warspot.ru
Шлюпка с эсминца «Кинг» с пленными вьетнамцами на борту, 1 июля 1966 года.
фото Джона Ковалевски (http://www.uss-king.com)

Всех пленных подвергли тщательным допросам, длившимся несколько недель, и они выдали значительный объем информации. В материалах допросов можно увидеть схемы структуры ВМС ДРВ, списки офицеров 135-го батальона за несколько лет, чертежи торпедных катеров и многое другое. Есть там и безжалостно откровенная характеристика каждого из 19 моряков. Старшего лейтенанта Чан Бао допрашивали больше всех — более 100 часов. Он был «замечательно настроен на сотрудничество с самого начала и обладал обширной информацией по темам, представляющим краткосрочный и долгосрочный интерес. В результате допросы были неформальными, задушевными и высокопродуктивными». Из некоторых других характеристик:

— Заместитель командира T-333, допрашивался 35 часов. Поначалу был настроен очень недружественно и заявил, что никогда ничего не скажет. После короткого периода изоляции стал неохотно делиться информацией, отвечал очень лаконично или не отвечал, лгал. Через четыре дня перешёл к сотрудничеству и стал делиться информацией достаточно свободно.

— Специалист по РЛС T-333, допрашивался более 13 часов. Всё время не был настроен на сотрудничество, предоставив только личные биографические данные. Разные методики допроса не принесли результатов. Продолжение допросов не рекомендовалось.

— Политрук 3-го звена с катера T-333, допрашивался свыше 11 часов. Совершенно не шёл навстречу. Использовал северовьетнамскую пропаганду, в правдивости которой был целиком убеждён, отвечал вопросами на вопросы. Тем не менее, предполагалось, что он мог быть уязвим для интенсивных допросов и некоторых соблазнов «капиталистической жизни».

— Командир T-339 (Нгуен Ван Зян), допрашивался свыше 34 часов. Сначала не был настроен на сотрудничество и лгал даже о своей личности и должности. Благодаря использованию различных подходов постепенно перешёл к сотрудничеству и к концу допросов полностью раскрылся, но его знания ограничивались опытом, связанным с торпедными катерами, и никаких других ценных сведений у него не имелось.

— Моторист T-339, допрашивался свыше 8 часов. Отреагировал на мягкий подход, шёл на контакт и был искренен в пределах своих ограниченных знаний и опыта. Не владел информацией, достойной дальнейших допросов.

​Пример информации, полученной от пленных моряков — внутренняя компоновка торпедного катера проекта 123К. Страница из документа «North Vietnam PT Boat Exploitation Team Report(s). Part 2» - Четвёртый Тонкинский инцидент | Warspot.ru
Пример информации, полученной от пленных моряков — внутренняя компоновка торпедного катера проекта 123К. Страница из документа «North Vietnam PT Boat Exploitation Team Report(s). Part 2»

Полученные материалы показывают, до какой степени военно-морские силы ДРВ не были готовы противостоять 7-му флоту США. В теории торпедные катера должны были оборонять побережье от крупных кораблей. Северовьетнамская доктрина предусматривала проведение атаки на противника силами всего звена с пуском торпед на дистанции 600–1000 ярдов. Но в реалиях войны главной задачей катеров, по свидетельству моряков, было избегать обнаружения американскими самолётами. Два боя против американцев закончились поражением, но 1964 году катера выжили благодаря тому, что американцы не предприняли решительных действий для их добивания. Экипажи не имели опыта применения своего оружия. Чан Бао никогда не участвовал в пусках учебных торпед и вообще не слышал о таких учениях в ВМС ДРВ. Другой офицер вспомнил, что бывший командир батальона участвовал в пуске учебной торпеды несколько лет назад. Учебные стрельбы в подразделении не проводились с 1964 года.

Кроме всего прочего, американцев интересовала информация о Тонкинских инцидентах. В их распоряжение попали два ценных свидетеля: Чан Бао в бытность заместителем командира 135-го батальона написал официальный рапорт о бое 2 августа 1964 года, а Нгуен Ван Зян непосредственно участвовал в атаке на «Мэддокс», в то время уже будучи командиром T-339. Свидетели показали, что, во-первых, ВМС ДРВ не потеряли в 1964 году (да и в последующие два года) ни одного торпедного катера, а во-вторых, никакого нападения на американские корабли 4 августа не было. Эта информация имела политический вес, ставя под удар Тонкинскую резолюцию.

В допросах участвовал армейский специалист Седжвик Турисон. Согласно его воспоминаниям, когда заявления Чан Бао были переданы в штаб, оттуда пришло распоряжение прекратить расспросы об инцидентах. Четверть века спустя Турисон получил доступ к финальному отчёту о допросах, и увидел, что в документе отсутствуют какие-либо упоминания о событиях 1964 года. Впрочем, эти данные никуда не делись, просто министерство обороны выделило их в отдельный секретный отчёт и потом передало сенатскому комитету по международным отношениям — они фигурировали на слушаниях в январе 1968 года.

​Выставленный на всеобщее обозрение торпедный катер с бортовым номером «T339» (очевидно, это другой катер, так как настоящий T-339 был к этому времени потоплен). Кадр из передачи «This Week» британского телеканала Thames Television, 1970 год - Четвёртый Тонкинский инцидент | Warspot.ru
Выставленный на всеобщее обозрение торпедный катер с бортовым номером «T339» (очевидно, это другой катер, так как настоящий T-339 был к этому времени потоплен). Кадр из передачи «This Week» британского телеканала Thames Television, 1970 год

Основная часть допросов была завершена уже в июле. Далее к пленным допустили южновьетнамцев, которые допрашивали их в своих интересах, но остались не удовлетворены результатами и попросили американцев поделиться материалами. На защиту пленных моряков внезапно встал глава Тихоокеанского командования адмирал Улисс-Симпсон Грант Шарп, заметивший, что если южанам передать полную информацию, то очень скоро о степени разговорчивости каждого пленного узнают в Ханое — таково было доверие американцев к своим союзникам, и именно такого доверия эти союзники, безусловно, заслуживали!

В итоге американцы решили поделиться отчётами, удалив из них информацию о личностях допрашиваемых. Своё решение американцы обосновали очень прямолинейно: эти 19 человек имеют уникальный статус и являются «предметом международного торга с далеко идущими последствиями». Но такая формулировка выдавала желаемое за действительное: никакого торга вокруг моряков не случилось, ДРВ никогда не предлагала обменять их на пленных американцев. Парадоксальным образом все инициативы по освобождению моряков исходили со стороны США. Двое пленных имели серьёзные ранения, поэтому сразу появилась идея об их скорейшей репатриации. Не имея прямых контактов с северянами, американцы договорились о посредничестве с посольством Австралии в Камбодже. Операция сорвалась в последний момент, когда камбоджийцы заявили, что ещё не получили согласия Ханоя. Возможно, причиной тому стала утечка информации в прессу, и освобождение двух раненых затянулось до марта 1967 года.

В феврале 1968 года Северный Вьетнам без каких-либо условий впервые с начала войны освободил трёх лётчиков США. Хотя акция носила явно пропагандистский характер, — «освободителями» стали антивоенные активисты, — американское министерство обороны решило сделать ответный шаг, и 29 марта северовьетнамской стороне передали троих моряков. Содержание в плену оставшихся 14 человек уже представлялось бессмысленным, поскольку из них вытянули всю информацию, какую смогли, а идея о прямом обмене пленными с ДРВ за два года так и не реализовалась. После освобождения северянами в августе ещё троих лётчиков было принято окончательное решение.

​Освобожденные северовьетнамские моряки на пути домой, 21 октября 1968 года - Четвёртый Тонкинский инцидент | Warspot.ru
Освобожденные северовьетнамские моряки на пути домой, 21 октября 1968 года

21 октября 1968 года десантный транспорт-док «Дюбюк» (USS Dubuque, LPD-8) под охраной двух эсминцев — американского «Бозелла» (USS Bausell, DD-845) и австралийского «Перта» (HMAS Perth, D 38) — подошёл на 12 миль к побережью Северного Вьетнама. Операция носила название «Майти Янки» (Mighty Yankee). Противоборствующие стороны заранее договорились о беспрецедентном 36-часовом прекращении огня в акватории возле города Винь. Для моряков подготовили рыбацкую лодку, но в последний момент на ней возникли проблемы с рулём, и тогда их пересадили в лодку с «Дюбюка». В сопровождении двух вертолётов экипажи T-333 и T-339 отправились к родному берегу.

Усвоенные уроки?

Военно-морские силы Вьетнама очень гордятся боем 2 августа 1964 года, когда три торпедных катера выгнали вражеский эсминец из территориальных вод страны и сбили один самолёт, что не соответствует действительности. Это считается победой, хотя все катера были повреждены и спаслись только благодаря везению.

Гораздо меньше вспоминают бой 1 июля 1966 года, результатом которого стало чистое поражение. Предсказуемо оказалось, что три катера в дневное время не способны противостоять четырём эсминцам под прикрытием авиации. Потеря сразу четверти имевшихся торпедных катеров, несомненно, стала сильным ударом для ВМС ДРВ. Среди офицеров шли споры о том, кто отдал приказ, отправивший 3-е звено на верную гибель, однако о конкретных выводах из этого поражения ничего не известно. 9 июля 1966 года 135-й батальон был переформирован в 172-й полк торпедных катеров. Вскоре на его вооружение поступили катера проекта 183. Дальнейший вклад полка в боевые действия в основном сводился к отражению воздушных атак, и катера продолжали нести потери.

Вечером 27 августа 1972 года два крейсера и два эсминца с командующим 7-м флотом США вице-адмиралом Джеймсом Холлоуэем на борту подошли к Хайфону и обстреляли различные военные объекты в окрестностях города. Уже покидая огневые позиции, они зафиксировали приближение морских целей. Это были всё те же старые катера проекта 123К, а отнюдь не новые проекта 183 (P-6), как их опознали американцы. Под огнём тяжёлого крейсера «Ньюпорт Ньюс» (USS Newport News, CA-148) и ударами двух штурмовиков A-7B с авианосца «Мидуэй» (USS Midway, CV-41) на дно Тонкинского залива отправились катера T-319 и T-349, унеся с собой жизни примерно 20 моряков; лишь несколько человек спаслись и были подобраны северовьетнамцами. В итоге ко дню победы в 1975 году в строю оставались лишь два катера 123К из 12 полученных.


Источники и литература:

  1. At Sea With The Carriers // Naval Aviation News — September 1966
  2. Robert J. Hanyok. Spartans in Darkness: American SIGINT and the Indochina War, 1945–1975 — Center for Cryptologic History, National Security Agency, 2002
  3. Edwin E. Moïse. Tonkin Gulf and the Escalation of the Vietnam War — The University of North Carolina Press, 1996
  4. Naval History and Heritage Command. Vietnam War Highlights. Highlights July 1966 (https://www.history.navy.mil)
  5. NVN PT Boat Exploitation Team Reports (S), July 1966
  6. PT Boat Incident 1966 (http://www.uss-king.com)
  7. Sedgwick Tourison. McNamara’s Covert War: The Zenith of Deception // Vietnamese Commandos: Hearing Before the Select Committee on Intelligence of the United States Senate, 104 Congress, Second Session on Vietnamese Commandos. Wednesday, June 19, 1996 — Washington: U.S. Government Printing Office, 1997
  8. Ships, Planes Score — Blast Three Torpedo Boats Out Of Water In Gulf // The Norwalk Hour — July 2, 1966
  9. USMACV 1966 Command History
  10. USMACV 1968 Command History, Volume II
  11. USMACV Monthly Summary, October 1968
  12. JO2 Dave Warsh. U.S. Frees 14 to N. Viets. // Pacific Stars and Stripes — October 23, 1968
  13. Lịch Sử Hải Quân Nhân Dân Việt Nam (1955–2015) — Hà Nội: Nhà Xuất Bản Quân Đội Nhân Dân, 2015
  14. Người về từ trận đánh tàu Maddox (https://congluan.vn)
  15. Số Phận Các Con Tầu Phóng Lôi Đầu Tiên Của Hải Quân Việt Nam (https://www.otofun.net)
  16. Tàu phóng lôi còn thích hợp với Hải quân Việt Nam? (https://kienthuc.net.vn)
Вернуться назад