Проектные корабли: крейсер Hindenburg

Создатели игры World of Warships часто спускают на воду проектные корабли, а наши коллеги с портала worldofwarships.ru в своей исторической рубрике рассказывают о машинах, которые так и не воплотились в жизнь, зато в игре вовсю рассекают волны. Одним из таких кораблей был немецкий тяжёлый крейсер проекта P, получивший название Hindenburg — его созданием Германия планировала бросить вызов Британии на море.

Накануне Второй мировой войны Берлин решил больше не придерживаться каких-либо договоров или ограничений. Для обновления флота был разработан План Z, окончательно утверждённый в 1939 году в самом расширенном варианте. Он предполагал, что война с Великобританией начнётся не раньше 1948 года, а к этому времени в составе кригсмарине будет 684 боевых корабля разных типов. Существовало ещё несколько отвергнутых вариантов этого плана, в том числе менее амбициозных и затратных, но более реалистичных и рассчитанных на меньший срок. «Крейсерскую» часть Плана Z должны были составить пять тяжёлых крейсеров типа Admiral Hipper и 12 броненосцев проекта P, представлявших собой дальнейшее развитие «карманных линкоров» типа Deutschland с водоизмещением 25 500 т, шестью 280-мм орудиями и дизельными энергетическими установками. Вполне возможно, что там нашлось бы место развитию очень интересных германских крейсеров «вашингтонского» типа 1930-х годов.

Таким образом, мысль конструкторов могла развиваться в двух направлениях. Первое — дальнейшее совершенствование «карманных линкоров», позже воплощённых в проектах D и E и выросших в тип Р. Второе заключалось в развитии линии высокотехнологичных тяжёлых крейсеров Admiral Hipper, которая началась с головного корабля серии и была модернизирована в варианте Prinz Eugen.

​ - Проектные корабли: крейсер Hindenburg | Warspot.ru

Последние два классических «вашингтонских» тяжёлых крейсера типа Admiral Hipper с максимальным водоизмещением около 20 000 т и восемью 203-мм орудиями, Seydlitz и Lützow, были заложены ещё в 1936–1937 годах. Они имели немало недостатков, но по компоновке, характеристикам и оборудованию стали основой для дальнейшего развития класса крейсеров во всём мире, предвосхитив основные тенденции: более качественное управление огнём и высокую универсальность. Имелись реальные предпосылки к продолжению строительства в 1938 году крейсеров с 203-мм артиллерией. Концерн Круппа разработал трёхорудийную башню SK L/56 для тех же орудий SK C/34, что стояли на крейсерах типа Admiral Hipper.

Уже тогда растущему огромными темпами кригсмарине было к месту вспомнить две знаковые для Германии личности: Альбрехта фон Роона и Пауля фон Гинденбурга.

Hindenburg — это тяжёлый крейсер качественного усиления и корабль сопровождения линкоров типа Н. Расположение башен главного калибра было классическим, по линейно-возвышенной схеме: две башни в носу и две в корме, что позволяло использовать половину орудий ГК как на погонных курсах, так и на ретираде. Вес бортового залпа орудий SK C/34 в 8052 кг делал его убийцей «вашингтонских» крейсеров. Орудия размещались в четырёх трёхорудийных башнях, как и на Roon, что давало кораблю превосходство над любым типом тяжёлых крейсеров того периода, включая проекты крейсеров Buffalo и проект 82 (1943).

​ - Проектные корабли: крейсер Hindenburg | Warspot.ru

Второстепенной задачей корабля было рейдерство, поэтому крейсер сохранил усиленное торпедное вооружение: четыре 4-трубных торпедных аппарата располагались на верхней палубе и несли приличный запас торпед. Крейсер хорошо оснастили орудиями универсального калибра в виде восьми установок Dop.L. C/37 с шестнадцатью 105-мм орудиями SK C/33.

​ - Проектные корабли: крейсер Hindenburg | Warspot.ru

Как и любой крупный корабль, Hindenburg имел достаточно мощную защиту от атак авиации и наряду с восемью установками универсального калибра оснащался новейшей зенитной установкой 55-мм L/77 Gerät 58. Корабль нёс семь спаренных установок 55-мм L/77 Gerät 58 Zwilling и две одноствольные установки 55-мм L/77 Gerät 58. К сожалению, немцы так и не смогли разработать системы централизованного целеуказания для этих установок. Несмотря на отличные баллистические характеристики, эффективность огня была ниже ожидаемой. Установка наводилась и сопровождала цель с помощью двух закреплённых на ней оптических прицелов для вертикальной и горизонтальной наводки. Для корректировки огня использовали цвет трассеров снарядов. Остальной состав МЗА был представлен четырьмя спаренными 20-мм зенитными автоматами Flakzwilling 38 и девятью счетверёнными зенитными автоматами Flakvierling 38. Малокалиберные установки не имели централизованного управления огнём: немецкие зенитчики предпочитали обстреливать большее количество целей, поэтому управление огнём отдавалось на откуп плутонговым командирам.

Авиационное вооружение Hindenburg было аналогично крейсерам Prinz Eugen: три гидросамолёта Arado 196, два из которых размещались в ангаре со сдвигаемой крышей, а третий хранился под чехлом в боеготовом состоянии прямо на катапульте.

​ - Проектные корабли: крейсер Hindenburg | Warspot.ru

Что же с радиолокационным оборудованием? На главном КДП размещался радар FuMO 26, для чего сам КДП был надстроен отдельной аппаратной. На марсе грот-мачты располагалась антенна РЛС кругового обзора FuMO 25, а на кормовом КДП была установлена РЛС FuMO 27. Носовой КДП на крыше боевой рубки радара не имел. На носовой надстройке были установлены четыре дипольные антенны FuMB-4 Samos.

​ - Проектные корабли: крейсер Hindenburg | Warspot.ru

По своим главным измерениям крейсер имел размеры линкора: длина — 228,9 м, ширина — 24 м, осадка по конструктивную ватерлинию — 7 м. Полное водоизмещение корабля составило 22 324 т. Мощность паросиловой установки — 155 000 л.с. (аналогично крейсеру Roon), проектная скорость — 31,6 узла. Для сопровождения линкоров типа Н была заметно увеличена дальность плавания: 5500 миль на 18 узлах. Это не отменяло проблем с мазутом и усложняло снабжение корабельного соединения, имевшего как котлотурбинные установки, так и ДВС.

По бронированию крейсер смотрелся внушительнее, чем его прототип Prinz Eugen. Бортовой пояс корабля состоял из трёх секций, различных по толщине и высоте. Традиционно для немецкой школы кораблестроения в носовой части корабля размещался ледовый/противоосколочный бронепояс толщиной 27–40 мм. Толщина увеличивалась к носовому броневому траверзу цитадели, чтобы прикрывать её с бортов. Сам траверз был толщиной 110 мм и от главной бронепалубы до верхней имел ещё внутреннюю переборку толщиной 40 мм.

​ - Проектные корабли: крейсер Hindenburg | Warspot.ru

Бортовой пояс в районе башен ГК был представлен цементированной бронёй толщиной 110 мм. Дальше к корме простирался пояс толщиной 100 мм, прикрывавший ГЭУ. Кормовые погреба башен ГК защищались бронепоясом 110 мм, а от кормового броневого траверза толщиной 90 мм к корме шёл бронепояс толщиной 90 мм, прикрывавший рулевое отделение и его механизмы. Обшивка корпуса над цитаделью изготавливалась из 30-мм гомогенной брони и вместе с 40-мм носовой и кормовой переборками образовывала обширный каземат. Барбеты башен ГК не имели дифференцированного бронирования, и их толщина составляла 110 мм по всей окружности.

Горизонтальное бронирование было представлено 30-мм гомогенной бронёй на верхней палубе вне надстроек, прикрывавшей корабль от носовых и до кормовых башен ГК. Конструктивные особенности главной бронепалубы были характерны для немецкой школы кораблестроения: броневой скос, примыкающий к нижней части бронепояса. Толщина скоса и бронепалубы в районах погребов ГК составляла 60 мм, а в районе ГЭУ — 45 мм. Единственная противоторпедная переборка имела толщину 20 мм. В общем, качество и глубина противоторпедной защиты для такого крупного корабля оставляли желать лучшего.

​ - Проектные корабли: крейсер Hindenburg | Warspot.ru

Общий внешний вид и расположение артиллерии ГК и УК, а также общие архитектурные и компоновочные решения выдают в корабле заметно увеличенный крейсер Prinz Eugen, но это вполне укладывается в принципы немецкой кораблестроительной школы. Так, например, силуэт крейсера Prinz Eugen издалека напоминал линкор Bismarck. Это было сделано намеренно, чтобы запутать противника, а также позволяло использовать проверенные и освоенные промышленностью решения, а значит, удешевить постройку кораблей и облегчить их освоение экипажами.

По совокупности боевых качеств крейсер Hindenburg на момент своего проектирования, безусловно, превосходил все имевшиеся и проектируемые тяжёлые крейсеры вероятных противников Германии. Однако во время войны появился класс больших крейсеров: американская Alaska, японский В-65 и советский проект 69 «Кронштадт», заложенный ещё перед войной для борьбы с тяжёлыми крейсерами, вооружёнными 203-мм артиллерией. Эти корабли вряд ли оставили бы «Гинденбургу» большие шансы на поле боя.

Hindenburg в World of Warships

В игре Hindenburg расположился на X уровне в ветке немецких крейсеров. Расположение башен ГК делает корабль универсальным как в обороне, так и в наступлении. Высокое бронепробитие фугасов, четыре башни с тремя орудиями, хорошая скорострельность и отличная баллистика делают этот крейсер опасным противником для любого класса. Толщина брони и скосы бронепалубы цитадели позволяют «Гинденбургу» выдерживать даже залпы линкоров.

ПВО может прикрывать союзников в радиусе до 7,2 км. ГАП с бóльшим радиусом действия помогает избегать торпед и обнаружить противника в дымах или за укрытием. Крейсер обладает двумя четырёхтрубными торпедными аппаратами с обоих бортов с комфортными секторами пуска, что даёт возможность пустить торпеды, не сильно подставляя борт под снаряды. Но есть и минус: реализовать их получится только на короткой дистанции — до 6 км.

​ - Проектные корабли: крейсер Hindenburg | Warspot.ru

Таким образом, это универсальный крейсер, способный действовать как в составе соединения, прикрывая союзников от торпед и авиации, так и в одиночку, сдерживая фланг. Он даже способен на успешные действия в ближнем бою против любого класса кораблей, на что годятся немногие крейсеры.

Вернуться назад