Новый петербургский бюджет столкнется со старыми проблемами

Новый петербургский бюджет столкнется со старыми проблемами

Исполнение представленного губернатором Санкт-Петербурга законопроекта регионального бюджета на 2022 год будет осложнено накопившимися за долгие годы проблемами и противоречиями. ФБА «Экономика Сегодня» разбиралось в «хронических болезнях» Северной столицы.


Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов
Невские Новости / Анастасия Барашкова

Санкт-Петербург получит дефицитный бюджет

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов представил в Законодательном собрании города проект петербургского бюджета на 2022 год и на финансовый период 2023-2024 годов. Законопроект депутаты рассмотрели в первом чтении.

Бюджет должен заложить фундамент ускоренного развития города и создать возможности для преодоления застарелых проблем. Важным моментом остается формирование надежной базы для противостояния пандемии, с которой придется жить неопределенное время.

Доходная часть главного финансового закона города на 2022 год составляет 843,3 млрд рублей, расходная – 918 млрд рублей. Плановый дефицит составляет – 43,8 млрд рублей или 5,2% от объема собственных доходов Санкт-Петербурга.

Беглов подчеркнул неизменность ранее взятых Смольным обязательств по стратегическим направлениям развития, в частности, по комфортному, социальному, умному и открытому городу. Закон о бюджете должен стать дорожной картой по реализации этих проектов.


Законодательное собрание рассмотрело в первом чтении проект бюджета Санкт-Петербурга
Невские Новости /

Город преследуют хронические проблемы

Базовый финансовой документ едва ли поможет решить все региональные проблемы. Острой темой остается ЖКХ: Санкт-Петербург является с городом с едва ли не самым большим объемом старого фонда в России, который требует постоянного ремонта.

В 2021 году власти прекратили дофинансирование капремонта из бюджета, после чего плата для граждан увеличилась в два раза, а вместе с ней и долги домохозяйств. Переход на финансирование ремонта общедомового имущества за счет владельцев квартир логичен, но это решение должно сопровождаться понятным планом, а не только перекладыванием нагрузки с бюджета на граждан.

На конец 2020 года петербуржцы задолжали коммунальным службам около 14 млрд рублей за услуги ЖКХ, численность должников в Санкт-Петербурге выросла на 17% в сравнении с 2019-м. В 2021 году негативный тренд усилился, что грозит усилением проблем коммунального хозяйства и повышением расходов для жителей города. Проблема связана как с пандемией, так и с другими моментами, одним из которых является введение в России института банкротства физических лиц.

Россияне получили право объявлять себя банкротами, после чего их долги за ЖКХ списываются и идут в зачет ТСЖ и управляющих компаний, которые накапливают долги перед ресурсоснабжающими организациями. Организации снижают объем работ, и это сразу бьет по интересам всех жильцов многоквартирных домов, увеличивается квартплата, создаются риски «зависших» реконструкций, переноса неотложных работ и др.


Бюджет Санкт-Петербурга вырос в 2021 году
Федеральное агентство новостей /

Есть вопросы по государственно-частному партнерству, когда в развитие Санкт-Петербурга привлекаются деньги частных инвесторов – об этом в Смольном давно говорят, но за рамки Западного скоростного диаметра и аэропорта «Пулково» дело пока не продвинулось. Если так продолжится дальше, то означает безальтернативность госфинансирования стратегических проектов.

Хроническими стали и проблемы с метро. Если вынести за скобки станции «Беговая» и «Зенит» (бывшая «Новокрестовская»), построенные к чемпионату мира по футболу по однотуннельной технологии, то петербургское метро не вышло за границы заготовок, заложенных еще в советские времена. Открытие новых станций постоянно переносится, а трения с ответственными организациями затягиваются на годы.

Показательна история с судебным кварталом. Изначально его планировали построить на территории между Биржевым мостом и проспектом Добролюбова, где уже десятилетие находится огороженная забором живописная куча мусора, но в мае проект перенесли на Смольную набережную, хотя сюда было потрачено 15 млрд рублей бюджетных денег, которые никто не вернет. Теперь на Петроградской стороне планируют открыть парк, что также потребует дополнительного финансирования.

Снова реанимирован проект между Смольной и Свердловской набережными. От него отказались 6 лет назад при губернаторе Георгии Полтавченко, когда это начинание, утвержденное ранее президентом РФ, признали экономически нецелесообразным.


Станция «Зенит» была построена к чемпионату мира по футболу
Невские Новости / Анна Карпова

Компания «Метрогиптранс» на прошлой неделе представила обновленную версию на выставке транспортной инфраструктуры: речь идет об автомобильном туннеле с пропускной способностью 60 тысяч автомобилей день и стоимостью в 40 млрд рублей. Концессионер предлагает компенсировать расходы за счет тарифной платы с автовладельцев в 300 рублей в день.

Постоянно идут разговоры по новым мостам через Неву. Тема Ново-Адмиралтейского моста, фигурировавшего в послевоенном генплане Ленинграда (перед современным Благовещенским), отошла на второй план, а власти города решили сконцентрироваться на строительстве переправы в Невском районе. Беглов заявил о новом мосте в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай.

В июне 2021 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) эксперты Агентства стратегических инициатив представили рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов, где Санкт-Петербург занял лишь восьмое место, разделив его с Самарской областью. В 2019 году Северная столица находилась на четвертом месте, поэтому налицо негативный тренд.

Показательно, что в Законодательное собрание Санкт-Петербурга на выборах сентября 2021 года прошли шесть партий из восьми, допущенных к региональному голосованию, что свидетельствует о наличии критических настроений в городе, подпитываемых «зависшими» инфраструктурными проектами.


Санкт-Петербург опустился в рейтинге российских регионов
pixabay.com / Ирина Кудрявцева

Ситуация в Санкт-Петербурге непростая

«На бюджетные дела Санкт-Петербурга повлияла ситуация, связанная с пандемией COVID-19. У города два года не было бюджета развития, а в 2020 году были срезаны почти все инвестиционные программы. Вопрос в том, как из этого выходить», - заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

Законопроект о бюджете, как отмечает политолог, показывает, что город пытается выбраться из сложной ситуации.

«В первую очередь это расходы на жилищное строительство и увеличение финансирование на этом направлении. Об этом Беглов говорил еще в самом начале – в 2019 году. Мы помним скандалы с обманутыми дольщиками и связанный с ними уход в отставку вице-губернатора Игоря Албина. Губернатор тогда обещал, что решение проблемы может быть достигнуто в течение года-двух», - заключает Солонников.

В 2020 году на долю бюджета выпали коронавирусные проблемы, когда тема обманутых дольщиков ушла на второй план.

«Сегодня бюджет перевалил за 800 млрд рублей, и появилась возможность вернуться к тому, о чем Беглов говорил в 2019 году. Губернатор обещание держит – власти пытаются решить проблему обманутых дольщиков и продолжить расселение коммуналок. Вторым моментом является увеличение финансирования образования и здравоохранения», - констатирует Солонников.


Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников
Федеральное агентство новостей / Степан Яцко

Образование позиционируется как будущее города, поэтому учебные заведения Санкт-Петербурга получат дополнительное финансирование.

«Увеличены программы по развитию города. Бюджет Санкт-Петербурга сохраняет социальную напряженность, поддержка населения остается приоритетом, но при появлении возможностей город старается заниматься долгосрочным развитием», - резюмирует Солонников.

Вернуться назад