Стимулом для развития кикшеринга в регионах становится слабая инфраструктура

Стимулом для развития кикшеринга в регионах становится слабая инфраструктура

Кикшеринг страдает от дефицита самокатов и подвергается критике в обществе. Как социальный аспект отразится на развитии бизнеса, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».


Темпы роста отрасли могут замедлиться

За последний год в России рынок аренды электрических самокатов для городского использования вырос на рекордные 215%, достигнув 12 млрд рублей. Аналитики считают, что к 2024 году объем данного рынка может увеличиться до 30-40 млрд рублей. При этом количество средств перемещения увеличится в три-четыре раза.

Однако данные показатели могут оказаться существенно ниже, так как пандемия и резкий рост спроса на кикшеринг по всему миру приводят к дефициту товара ввиду того, что производители не могут удовлетворить потребности бизнеса. Это может отразиться в том числе и на темпах роста российского парка арендных самокатов.

Ситуация дополнительно осложняется тем, что развитие данного сектора происходит очень стремительно и представителям отрасли не удается найти необходимое количество сотрудников для обслуживания самокатов. А учитывая, что в нашей стране это направление появилось недавно, чаще всего новых сотрудников приходится учить с нуля.

Помимо нехватки ресурсов, на пути развития кикшеринга стоят порицание сервисов в СМИ и недостаточное правовое регулирование. В информационном поле часто можно встретить материалы на тему того, какой дискомфорт жителям города доставляют парковки самокатов или их езда как по тротуарам, так и по автомобильным дорогам.

В действующих правилах дорожного движения пользователи электрических самокатов приравниваются к пешеходам, хотя скорость и способы их перемещения существенно отличаются. В результате городские власти устанавливают собственные правила, которые серьезно отличаются друг от друга в разных регионах нашей страны.


Стимулом для развития кикшеринга в регионах становится слабая инфраструктура
pixabay.com

Самокаты направятся в регионы

В прошлом году в России сервисы по аренде самокатов работали в 60 городах, на них приходилось 26 компаний, а совокупный объем пользователей оценивался в порядка 1,5 млн человек. На сегодняшний день кикшеринг распространился на 90 городов, предоставив свои услуги 11 млн пользователей. При этом сезон еще не закончился, а значит, показатели по итогу года могут быть выше.

Основным драйвером роста данного рынка в будущем будет выход за пределы городов-миллионников, что особенно актуально по мере того, как в крупных городах власти начали искусственно ограничивать присутствие электрических самокатов. Это связано с числом жалоб горожан на дискомфорт, вызываемый данным видом транспорта.

Количество ДТП с участием кикшеринга за шесть месяцев 2021 года выросло в два раза, составив 135 случаев, однако всего 19 из них пришлось на транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам. При этом парк сервисов, предоставляющих электросамокаты в аренду, вырос гораздо значительнее, поднявшись на 250%.

В регионах развитию подобных платформ способствует запрос на короткие поездки ввиду небольших расстояний в городах и в некоторых случаях плохо развитой системы общественного транспорта. Стоимость аренды самокатов гораздо ниже того же каршеринга, что дает возможность выходить в более мелких городах. Ожидается, что к 2024 году доля рынка кикшеринга в городах с населением от 200 тысяч до 1 млн человек будет составлять 40%.


Стимулом для развития кикшеринга в регионах становится слабая инфраструктура
Невские Новости Петр Мелихов

Развитее сектора определит закон

Рынок арендных самокатов вырос настолько стремительно, что уже стал практически операционно неуправляемым, сообщил ФБА «Экономика сегодня» член наблюдательного совета Национальной ассоциации корпоративных директоров (НАКД) Николай Григорьев.

«Бизнес банально не успевает за собственными темпами роста, из-за чего образуется дефицит кадров и необходимого оборудования даже у крупнейших игроков, что препятствует дальнейшему развитию рынка», – отмечает Григорьев.

Эксперт утверждает, что важнейшим игроком, который определит дальнейшую судьбу кикшеринга, станет государство, которому необходимо установить грамотное регулирование сервисов, на которые уже неоднократно поступали жалобы.

«На сегодняшний день мы видим, что в нерегулируемом секторе произошел ажиотажный рост, который опережает операционные возможности самого бизнеса. При этом за развитием данной отрасли наблюдают муниципальные службы и гражданское общество, что сильно усложняет взаимодействие ввиду социального аспекта данного направления», – замечает Григорьев.

В заключение специалист указывает, что дальнейшее развитие сервисов аренды самокатов будет напрямую зависеть от действий регулятора. Это делает невозможным определение дальнейших перспектив бизнеса до появления правового поля, в котором он работает.

Вернуться назад