Економiчна правда (Украина): выгодное соседство

В программной статье глава МИД Украины пытается рассказать, как хороши отношения страны с теми соседями, с которыми еще не побиты горшки. По его мнению, Украине нужно потратить следующие 5-7 лет на то, чтобы с соседской помощью укрепить обороноспособность, энергобезопасность и прочее необходимое, чтобы противостоять России, которая за это время поглотит Белоруссию. Где же будет через 5-7 лет сам автор? Молчит пан Кулеба, не дает ответа.Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба

В нашем регионе в очередной раз в истории меняется баланс сил. Мы работаем над тем, чтобы изменить его в нашу пользу и компенсировать угрозы, нарастающие с востока и севера, новыми возможностями на западе и юге. Основное внимание в этой работе мы уделяем экономическому и энергетическому сотрудничеству. Украина проходит тест на способность играть «в долгую» для защиты своих национальных интересов и по увеличению политического веса в регионе.

Мы готовы к этому вызову и используем следующие пять-семь лет, которые нужны России для полного поглощения Белоруссии при благоприятном для нее сценарии, ради укрепления обороноспособности Украины, усиления энергетической независимости и безопасности, снижения уязвимостей, раскрытия потенциала взаимодействия с Литвой, Польшей, Словакией, Чехией, Румынией, Молдавией, Болгарией, Турцией.

Украина формирует систему региональной безопасности и развивает политику соседства с государствами Центральной и Южной Европы согласно Стратегии внешнеполитической деятельности. Она предусматривает усиление экономического, энергетического и инфраструктурного сотрудничества, развитие пограничной инфраструктуры, торговли и реализацию масштабных экономических проектов. Развитие выгодного соседства с близкими друзьями в регионе укрепляет нас как государство, повышает благосостояние украинцев и интегрирует Украину с ЕС.

Польша: новый дружественный этап старых отношений

За январь-июль 2021 года объем товаров в двусторонней торговли с Польшей превысил пять с половиной миллиардов долларов. Украинский экспорт в Польшу составил почти 2,9 миллиарда долларов и вырос на 67,6%, доля от общего объема украинского экспорта выросла до рекордных 8,1%.

В 2020 году Польша вошла в тройку наших крупнейших торговых партнеров в мире, вытеснив РФ, теряющую позиции на протяжении последних семи лет. Украинско-польская торговля демонстрирует очень хорошую динамику. В июле 2021 года украинский экспорт в Польшу вырос вдвое по сравнению с 2020 годом, при этом польский импорт вырос на 11,3%.

Важно, что рост произошел не только благодаря традиционной сырьевой группе. Украина увеличивает поставки товаров с добавленной стоимостью. Изменилась структура украинского экспорта: блок недрагоценных металлов и изделий из них, в частности черных металлов достиг почти тридцати процентов, блок электромашин превысил двенадцать процентов. Плюс электроинтеграция. Что осталось сделать для синхронизации энергосистем Украины и ЕС. Отдельно стоит выделить экспорт мебели, который вырос на восемьдесят шесть процентов по сравнению с 2020 годом, а доля в структуре украинского экспорта достигла 7,6%.

Стратегия внешнеполитической деятельности Украины отмечает, что партнерство с Польшей является одним из главных приоритетов внешнеполитической деятельности Украины и имеет ключевое значение для интеграции Украины в ЕС и НАТО. Мы работаем над его наполнением новыми масштабными проектами в сфере безопасности, энергетической, военной, торгово-экономической сферах.

На этой неделе я был в Варшаве и вел переговоры с министром иностранных дел Польши Збигневом Рау. Мы договорились активно работать над устранением всех препятствий для развития торговли между нашими странами и реализации крупных новых экономических проектов.

Словакия: безоблачное двустороннее небо

У нас отсутствуют проблемные вопросы в отношениях со Словакией. Словацкое правительство закрепило в собственной программе четкую поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины. Дружеская атмосфера формирует благоприятную основу для дальнейшего укрепления отношений и воплощения стратегических проектов, как, например, заключение соглашения, которое позволило возобновить работу аэропорта Ужгорода.

Мы уделяем особое внимание сотрудничеству со Словакией в сфере энергетики: укреплению энергетической безопасности, транспортировке и транзиту энергоносителей, интеграции энергетических рынков Украины и ЕС.

Украина и Словакия ежегодно соединяются новыми бизнес-связями. Только за первое полугодие 2021 года наши дипломаты в Братиславе помогли тринадцати украинским компаниям найти партнеров и выйти на словацкий рынок или открыть в Словакии свое представительство.

Есть такая английская пословица: turning contacts into contracts (превращать контакты в контракты). Каждый бизнес-контракт — это дополнительная нить, которая еще крепче притягивает Украину в центрально-европейское экономическое пространство. Поэтому мы работаем над тем, чтобы таких контрактов было как можно больше.

Венгрия: стратегия малых шагов

Я не зря уделяю большое внимание маленьким шагам в отношениях с Венгрией, с которой развитие взаимоуважения дается сложнее всего. На этом пути были, есть и будут шаги вперед и откаты назад.

Несколько месяцев назад съездили с коллегой Петером Сийярто в Донбасс, а на этой неделе должны были проводить совместную экономическую комиссию в Будапеште. Вместо этого венгерская сторона подписала с Россией долгосрочный контракт на поставки газа в обход Украины. Мы разочарованы этим шагом, который вредит украинско-венгерским отношениям, и будем защищать национальные интересы Украины.

В то же время, тактика маленьких шагов на фоне сплошного негатива уже приносила нам положительные результаты в отношениях с Венгрией. Так, длительная работа с венгерской стороной с осени 2019 года до лета 2020 года позволила избежать вето Венгрии на получение Украиной статуса партнера с расширенными возможностями НАТО. Голосование пришлось на позитивный тренд украинско-венгерского диалога, который Будапешт не хотел разрушать.

Мы будем жестко защищать наши интересы, если Будапешт будет пересекать украинские «красные линии». В то же время, мы продолжим работать там, где это возможно, для перезагрузки двустороннего диалога с Венгрией на принципах добрососедства и взаимного уважения. Устранение проблем в наших отношениях — в интересах и Киева, и Будапешта.

Недружественные действия Венгрии совместно с Россией в сфере энергетики побуждают Украину удвоить усилия по укреплению энергетической безопасности и развитию энергетической инфраструктуры с другими соседями.

Румыния: на пороге стратегического партнерства

Благодаря последовательной и успешной работе украинской и румынской дипломатии отношения Украины и Румынии созрели до установления стратегического партнерства между нашими государствами. Румыния играет важную роль в ЕС и НАТО, имеет прочные позиции в системе региональной безопасности Черноморского региона, в частности энергетической.

В отличие от соседней Венгрии, диалог с Румынией на тему обеспечения прав национальных меньшинств хоть и не лишен острых углов, но все проблемные вопросы в нем удается конструктивно решать.

Мы активно развиваем торговлю с Румынией. Только за первое полугодие 2021 года украинские дипломаты в Бухаресте помогли шестнадцати украинским компаниям выйти на румынский рынок. Экспорт носит разнообразный характер, на румынский рынок идут украинские светильники, в планах — оросительные системы и другие товары с добавленной стоимостью.

Украина активно развивает пограничную инфраструктуру и дипломатическое присутствие в Румынии. Мы получили все разрешения от румынской стороны и вскоре открываем новое генеральное консульство в пограничном Сигету-Мармацией, чтобы упростить доступ к услугам МИД для наших граждан в Румынии.

Украинская община в Румынии большая и влиятельная, и мы будем ее поддерживать, защищать ее права на сохранение национальной и культурной идентичности. Двери в Румынию откроются еще шире после постройки мостового перехода через Тису между Белой Церковью и Сигету-Мармацией. Наша совместная работа над ним перешла на стадию имплементации.

Молдавия: все сначала

Победа проевропейских сил и избрание Майи Санду президентом Республики Молдова открыло историческое окно возможностей для обеих наших стран. По сути, после периода правления предыдущего президента мы сейчас начали полноценное восстановление отношений.

Как для двух дружественных народов, объединенных общей историей, похожими территориальными проблемами и общим европейским будущим, между нами слишком много устаревших проблем. Решить их можно лишь комплексно, установив пакетный баланс в отношениях. Именно над этим мы работаем в формате президентского совета двух стран.

Призываю украинский бизнес активнее работать на молдавском рынке, теснее связывать наши страны торговыми узлами.

Турция: высшая точка отношений

Стратегическое значение для безопасности Черноморского региона имеет сближение Украины и Турции. Особенно активное сотрудничество в сфере безопасности и обороны, взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество, которое вышло на новый уровень благодаря усилиям президентов Зеленского и Эрдогана. На этой неделе во Львове я провел переговоры с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу.

Мы совместно работаем над достижением товарооборота в шесть миллиардов долларов в год. После подписания соглашения о свободной торговле эта цифра существенно возрастет, а это новые вливания в украинскую экономику, новые уплаченные налоги и рабочие места.

Турция заинтересована в закупке и совместном производстве самолетов ГП «Антонов». Летом 2021 года наши самолеты очень помогли туркам в тушении пожаров. Турецкая сторона поражена их возможностями и проявляет заинтересованность по отношению к ним. Мы могли бы не только совместно производить самолеты, но и продавать их третьим странам. Кроме того, мы устранили все препятствия к совместному производству и обслуживанию беспилотников Bayraktar на Украине.

Все это и ряд других элементов позволяют говорить о том, что украинско-турецкие отношения находятся на самой высокой точке развития. Это хорошо не только для наших стран, но и для Черноморского региона в целом.

Стратегия внешней политики: превращаем вызовы в возможности

По поручению президента Владимира Зеленского мы впервые за тридцать лет независимости разработали и утвердили целостную Стратегию внешнеполитической деятельности. Это незаменимый стратегический документ, в частности, когда речь идет о преодолении таких региональных вызовов, как поглощение Белоруссии Россией.

Одним из приоритетов стратегии является развитие отношений добрососедства с дружественными соседними государствами для обеспечения мира, международной безопасности и устойчивого развития в нашем Балто-Черноморском регионе.

Именно на это направлена активная политика МИД Украины по созданию новых форматов международного сотрудничества: Люблинского треугольника с Польшей и Литвой, Ассоциированного трио с Грузией и Молдавией, «Квадриги» с Турцией, «Крымской платформы» с сорока шестью государствами и международными организациями.

Важное значение имеет развитие транспортной инфраструктуры, присоединение к европейским TEN-T коридорам, включение внутренних водных путей Украины (Днепр, Южный Буг, Дунай) в трансъевропейскую транспортную сеть, обеспечение свободы транзита украинских товаров через территории государств — членов ЕС в соответствии с Генеральным соглашением о тарифах и торговле 1994 года.

Отдельная важная часть нашей стратегии внешней политики посвящена энергетической безопасности. Эра газа, как и в целом ископаемого топлива подходит к концу. На смену ей приходит эра водорода и возобновляемых источников энергии.

Украина имеет исторический шанс стать одним из первопроходцев и лидеров водородной энергетики Европы благодаря выгодному расположению, наличию природных ресурсов и технологий для производства водорода. Мы работаем над тем, чтобы сделать водородную энергетику долгосрочным стратегическим решением проблемы газового шантажа Москвы и для Украины, и для ЕС.

Это работа на будущее, но она уже дает результаты. Евросоюз в своей энергетической стратегии определил Украину приоритетным партнером по поставке «зеленого» водорода на рынок ЕС в объеме до одного миллиона тонн в год к 2030 году.

С Германией отдельным соглашением об энергетическом партнерстве мы закрепили планы водородного партнерства. «Нафтогаз Украины» и немецкая RWE подписали соглашение о сотрудничестве в поставке в Германию возобновляемого водорода.

В сентябре 2021 года украинский, словацкий, чешский и немецкий операторы газотранспортных систем основали инициативу «Центрально-европейский водородный коридор». Она позволит транспортировать «зеленый» водород из перспективных районов производства на Украине в Словакию, Чехию, Германию.

ЕС развивает водородную инфраструктуру в рамках двенадцати приоритетных проектов. Часть из них подходит к границе с Украиной. Мы работаем над присоединением к ним нашего государства для создания единой водородной инфраструктуры ЕС, которая охватит Украину, Германию, Италию, Грецию, Румынию и Болгарию.

По оптимистическому прогнозу, первая поставка «зеленого» водорода из Украины в Евросоюз может начаться в 2024 году.

Чтобы не упустить уникальный шанс водородного перехода, правительство вместе с общественным сектором и представителями Украинского водородного совета разрабатывает Национальную водородную стратегию и завершает формирование общегосударственной карты с определением мест и объемов производства водорода.

МИД всячески приветствует эти усилия, потому что переход Украины к водородному будущему — это переход к новым возможностям для игры на международной арене.

Проект «Украинский водород» однозначно усилит позиции нашего государства и станет одной из гарантий его энергетической безопасности. Сейчас же усилия украинской дипломатии направлены на четкие гарантии и компенсаторные механизмы, в частности продление газового транзита из России через украинскую ГТС после 2024 года.

Вызовы в регионе со стороны РФ будут расти и в дальнейшем. На границе Украины с Белоруссией и Россией растет цивилизационная стена между демократией и авторитаризмом. Но мы знаем, как превратить вызовы в возможности, последовательно воплощая стратегию внешнеполитической деятельности Украины.

С соседями всегда легко и одновременно сложно. Кто пробовал создать в собственном доме ОСМД, знает, о чем идет речь. Навести порядок в своем доме сложнее, чем абстрактно рассуждать о делах в стране. Но и положительный результат гораздо ощутимее. Если представить Балто-Черноморский регион как многоквартирный дом, именно такое объединение совладельцев мы создаем.

Это позволит нам не зависеть от энергетических шантажистов и невыгодных договоров, повысить уровень безопасности и вести независимую политику. Именно на это направлено среднесрочное видение стратегии внешнеполитической деятельности. Успех этой задачи невозможен без решения сугубо соседских проблем. Исторических, образовательных, культурных.

Между соседями всегда накапливаются трудности, это нормально. Преодолеть их помогает долгая, кропотливая работа, создающая доверие, конструктивную атмосферу взаимной выгоды и взаимоуважения. А также крупные энергетические и инфраструктурные проекты. Они оттесняют на второй план старые мелкие обиды. Движение преодолевает трение.

 

Вернуться назад