Как проходит экскурсия в Чернобыль? Часть 3. Припять.

Дорожный знак на КПП при въезде в Припять. (Вообще сохранность дорожных знаков времён аварии в Зоне поразительна)

Ссылки на предыдущие части: Первая часть, Вторая часть

Припять находится всего в нескольких километрах от станции и дорога занимает считаные минуты. По пути находится знаменитая стела "Припять", однако, на подъезде к ней, мы видим несколько припаркованных автобусов и не меньше сотни туристов, и проводники решают сейчас не останавливаться у неё, а сделать это уже на обратном пути.

КПП

ЧАЭС является стратегическим объектом и, ожидаемо, хорошо охраняется, но вот то, что Припять также находится под охраной, для меня было сюрпризом. Я знал, что зону охраняют, что ездят патрули, но того, что Припять огорожена, что на въезде есть отдельный КПП и многое другое, не знал.

Основная задача охраны, не давать туристам и сталкерам лазить куда не следует, и защищать город от мародёров. Вообще, Припять пережила несколько волн мародёрства и её покинуло множество радиоактивных объектов. История эта заслуживает отдельной статьи, но поскольку кто-то может и сам поедет туда на экскурсию, то не буду спойлерить очень познавательный рассказ нашего проводника, об истории Припяти. (Вновь спасибо Radioactive Team, там работают настоящие фанаты своего дела).

КПП это последний оплот цивилизации перед прогулкой по городу. Поскольку есть под открытым небом в Зоне не стоит, мало ли какую не ту пылинку занесёт ветер вам на еду, а из-за пандемии организованного питания для туристов в Зоне временно нет, то здесь мы и обедаем прямо в автобусе, дальше нам предстоит почти 3-х часовая прогулка по городу вне автобусов.

Проехав КПП, мы въезжаем в Припять и направляемся к центру города, проводники разделяют туристов на три группы: одна с англоговорящими туристами и две с русскоговорящими, каждая группа высаживается в своём месте в районе центра и начинает его обход своим маршрутом, чтобы не создавать столпотворения.

"Мёртвый город"

Мы высаживаемся на дороге между бывшими спальными районами и центром города (на фото выше этот район) и, в целях безопасности, сходим на пару метров с центральной дороги на небольшую боковую улочку. Поскольку в зоне дорожный трафик минимален, то водители здесь часто гоняют не глядя по сторонам, так что застаиваться на дорогах не стоит.

Здесь наш проводник начинает долгий и очень интересный рассказ об истории Припяти до аварии, в период ликвидации и после, вплоть до наших дней. Информации в нём хватило бы ещё на цикл статей, поэтому я не буду вдаваться в подробности. Приведу лишь самое начало в видео ниже, чтобы вы могли хотя бы поверхностно ощутить атмосферу этого места, совсем не мёртвый город.

Через некоторое время мы пешком отправляемся в парк аттракционов. Дорога совсем близкая и занимает всего пару минут, после чего мы выходим ко всем известному колесу обозрения. Проводник даёт 15 минут на прогулку по площади и сразу предупреждает: к колесу подходить можно, но вот прикасаться не стоит, так как очень большие шансы "испачкаться" и уехать из Зоны без части одежды, а, возможно, и в больницу.

Группа разбредается по парку аттракционов, кто-то начинает фотографироваться, кто-то запускает дрон (в половине Припяти его запускать нельзя, так как слишком близко к станции), записи с которого на выезде проверит СБУ. (Ввоз дрона в Зону нужно предварительно регистрировать). Мы проходим площадь достаточно быстро и останавливаемся лишь возле машинок (на видео ниже).

После чего присоединяемся к проводнику, ожидающему на месте сбора. К этому моменту возле него собирается уже человек 10 из нашей группы и он начинает рассказывать историю этого парка, мифы и реальные ситуации, связанные с ним. Снова-таки, здесь было столько информации, что хватило бы на целый цикл, но, поскольку эти статьи носят скорее ознакомительный характер, то я не буду спойлерить.

Съёмка с дрона моего знакомого. СБУ всё отсмотрело, всё чисто))

Группа плавно собирается возле проводника и он просит взять дозиметры и замерить бета-излучение. Оно составляет около 30 частиц на см2 (норма 20), после чего проводник подносит дозиметр к небольшой кучке пыли на асфальте и в сантиметрах 5-7 от земли включается сигнализация, в нескольких миллиметрах от асфальта фонит на 5-6,5 тысяч бета-частиц на см2.

Когда группа наконец собирается вместе, мы отправляемся на центральную площадь Припяти. К сожалению, попасть в здания уже нельзя они находятся в аварийном состоянии и, по словам проводника, в большую их часть боятся лазить даже сталкеры. Кроме того, это запрещено и в центральных зданиях, повесили детекторы движения, которые тут же поднимут на уши охрану, если кто-то попытается залезть внутрь. Поэтому мы проходим по улице и в здания не заходим.

По пути и уже на центральной площади рассказы проводника продолжаются и информации действительно много, видно, что человек — фанат своего дела. Возле ресторана проводник на минутку присаживается и подносит дозиметр к канализационному люку. И он лучит на 23-30 тысяч бета-частиц на см2. В метре от него на дозиметрах даже не включается сигнализация: бета-излучение плохо проникает сквозь воздух.

Тот самый люк

После этого у нас есть ещё минут 15 на прогулку по площади и фотографирование, после чего нас должен забрать автобус. Но к его приезду англоязычная группа ещё не вернулась, и мы вынужденны ещё минут 15 их ждать. Тем временем проводник продолжает рассказывать истории, на этот раз уже не о городе, а о горе-туристах, умудрившихся "испачкаться", а на нас всё быстрее и быстрее движется гроза. Последняя группа появляется вместе с первыми её каплями и мы отправляемся на выезд из города.

В итоге дождь нас едва зацепил, но вот на нашей следующей локации успел всё залить ещё до нашего приезда. В десятке километров нас ожидала встреча с ЗРЛС "Дуга", но об этом читайте в следующей части...

А чтобы не пропустить её: подписывайтесь на канал.

Автор: Фёдор Карасенко

Вернуться назад