Почему Иван Грозный явился народу как библейский Давид и от кого он должен был спасти Отечество

Правительница Елена Глинская

В 1533 году после смерти Василия III московский престол в одночасье опустел и оказался без государя. Великий князь Иван Васильевич Грозный, с именем которого связаны основные события русской истории 16 века, родился в 1530 году, и ему было еще мало лет, чтобы брать в руки бразды правления. По этой причине до 1545 года Москва не вела завоевательных войн с соседям. Вместо этого московская знать вела внутренние войны между собой и со своим народом.

Елена Глинская "обороняется" против дядьев

Началось всё с врагов скорее мифических, чем настоящих. Первыми в сражении с внутренним "недругом" пали князья-мученики (иначе не назовёшь), престарелые братья Василия III - Юрий Иванович Дмитровский и Андрей Иванович Старицкий. Правительница Московского великого княжества и мать Ивана Грозного Елена Глинская обставила их шпионами и подозревала в узурпации власти. В результате, Юрий Иванович был схвачен и в 1536 году скончался в заточении. На следующий год его примеру последовал Андрей Иванович Старицкий - неудачный перебежчик в Литву и последний из братьев Василия III, имевший теоретические права на престол. Их удельные княжества были частично реквизированы.

Действуя такими методами, Елена Глинская и её фаворит Оболенский удерживали бразды правления под контролем. Но в 1538 году Елена умерла, и великокняжеская власть перешла к отроку Ивану. Тут-то и началось самое страшное.

Бояре показывают свое лицо

Вместо того, чтобы объединиться для помощи малолетнему государю, московские князья и бояре, предоставленные сами себе, устроили при дворе настоящую корриду, в которой жертвой становились самые яркие представители их собственной среды.

Бояре, пережившие годы авторитарного правления Ивана III и Василия III, были уже не те - они не обладали реальной политической силой и превратились в придворных пешек, ну а великий князь был слишком мал, чтобы ими повелевать. И русская монархия начала бессистемный дрейф в бурном море неопределенности, ослабевшая и растерявшая свое показное величие. 

С другой стороны, клановая борьба московских элит, развернувшаяся в годы Иванова малолетства, свидетельствовала о слабости (если не сказать, порочности) московской централизованной системы власти, которая даже аристократов не защищала от внесудебного преследования и убийств. 

"Самовольно заняли первые места и стали вместо царя…"

Испуганный семилетний ребёнок, великий князь Иван IV наблюдал, как кончил жизнь на плахе князь Овчина Телепнев-Оболенский за то, что приблизился к нему слишком близко; как разворачивалась череда столкновений между кланами ненавистных друг другу Шуйских и Бельских; как князь Иван Васильевич Шуйский правил страной, не думая ни о государственном, ни о земском; как был сослан и казнен из ревности к великому князю Иван Федорович Бельский; как в клановой борьбе лишился головы великий дьяк Федор Мишурин, член правительства и один из виднейших сторонников Бельских; как сместили и постригли в монахи митрополита Даниила; как бояре избили и выслали в Кострому Федора Воронцова, которого слишком жаловал и берёг великий князь.

В одном из посланий к Андрею Курбскому Иван Грозный писал, как знатные кланы перебили множество добродетельных бояр и воевод, служивших его отцу, присвоили себе их дворцы, сёла и имения, украли казну его матери.

Они "самовольно заняли первые места и стали вместо царя… Все расхитили коварным образом - говорили, будто детям боярским на жалованье, а взяли себе, а их жаловали не за дело, назначали не по достоинству; бесчисленную казну нашего деда и отца забрали себе и наковали себе из нее золотых и серебряных сосудов... <…> Что касается казны наших дядей, то ее всю захватили. Потом напали на города и села, мучили различными способами жителей, без милости грабили их имения. <…> Всех подданных считали своими рабами, своих же рабов сделали вельможами, делали вид, что правят и распоряжаются, а сами устраивали неправды и беспорядки, от всех брали безмерную мзду и за мзду все только и делали".

В словах Грозного много личной обиды, но, в целом они описывают реальную картину периода боярского правления в Московском государстве.

 Спаситель

В московском народе в это время поднималось некое новое чувство, которое связывало мир рядовых людей с их великим князем. Не потому, что обыватели вдруг поверили в необходимость монархического начала в России - просто угнетённый социальный организм всегда ищет защитника и спасителя. В России того времени эту роль мог выполнить только великий князь.

По этой причине малолетний Иван обретал в народной молве черты библейского Давида, способного победить боярского Голиафа. По мере взросления великий князь Иван превращался в живой миф, которому был предоставлен широкий кредит народного доверия. Боярская неспособность решать государственные дела лишь раздувала размер всеобщего ожидания. Народ безмолвствовал, но уповал на грядущую царскую милость.

Блестящее начало

И надо сказать, что в первые годы самостоятельного правления Иван Грозный во многом оправдал ожидания народа. В 1549 году на Земском соборе он публично осудил методы боярского правления и заявил о необходимости реформ.

В следующем году посредством Судебника 1550 года Иван ограничил власть наместников и усилил контроль царской администрации на местах. За крестьянами сохранялось право Юрьева дня, то есть беспрепятственного ухода от помещиков. В 1556 году Грозный начал создавать стрелецкие полки. Многие смогли выбиться благодаря этому в люди и сделать военную карьеру. В том же году была отменена устаревшая система кормлений. Вместо неё водилось земское самоуправление, создавались выборные органы власти.

Постскриптум

Отказ от продолжения реформ наметился в 1553 году, когда Грозный едва не умер от тяжёлой болезни, однако это уже другая история. Нам же важно подчеркнуть, что первые годы правления молодого царя Ивана прошли если не под гром аплодисментов, то уж точно при массовой поддержке населения.

Жаль только, что выдающееся начало царствования закончилось провалом - проигранной Ливонской войной и разорением страны. Не этого ждали от русского Давида его обожатели и многочисленные поклонники.

Вернуться назад