Три главных периода Киевской Руси, проливающих свет на ее истинную историю

Русы были пришельцами, воинами,  купцами и строителями государства

Киевская Русь породила три восточнославянских народа. Но сама она не видела их рождения, потому что её историческое время довольно быстро истекло. Учёные выделяют в политической истории киевской державы три периода, один из которых определяется с лёгкостью, а два последних пересекаются внутренними границами. Посмотрим, что они нам расскажут.

Первый период - эпоха героев и победоносных войн

Первый период растянулся почти на столетие. Начало ему положил князь Олег в 882 году, когда хитростью завладел киевским троном и правил, сидя на нём, от имени малолетнего Игоря. Затем в "должности" великого князя его сменили Игорь, Ольга и Святослав. Гибель последнего в 972 году ознаменовала конец начального этапа в жизни Киевской Руси.

Это был период победоносных войн и быстрого поглощения территорий. Используя транзитные выгоды Днепра, на котором стоял Киев, русо-варяжские князья сделали его центром и перевалочным пунктом на пути "из варяг в греки". Они распространили своё влияние по всему Днепру, а также сделали данниками и "пактиотами" восточнославянские племена. Своих соперников за политическое господство киевские русы устранили с исторической сцены.

"Так создалось обширное политико-экономическое объединение, которое было не только готово, но и способно бросить перчатку могущественной Византийской империи" (О. Субтельный).

Второй период - созидательный (от войн к миру и процветанию)

Второй период Киевской Руси - самый показательный. Если бы кто-то проводил экскурсию по её прошлому, обязательно делал бы длительную остановку в промежутке между 980 и 1054 годами, расхваливая достижения двух незаурядных фигур - Владимира I (980-1015) и Ярослава Мудрого (1036-1054).

Эти выдающиеся деятели не были ангелами, пока боролись за власть, но укрепившись на троне, каждый показал себя с лучшей стороны. При них Киевская Русь консолидировалась. С территориальными войнами было почти покончено. От ратных подвигов страна перешла к социально-экономическому и культурному развитию. Политическое могущество Киевской Руси было беспрецедентным. Забота о внутреннем развитии и благосостоянии подданных становится главным приоритетом княжеской власти.

С введением христианства и усиленной христианизации городов в социальную среду проникает новая (высшая на тот момент) культура. Мировоззрение людей начинает меняться. Появляется письменность, грамотность и все производные от этих категорий. Формы общественной жизни становятся более сложными. "Пишутся законы, крепнет правосознание, устанавливаются более или менее незыблемые порядки".

Третий период - конфликтный и самый неудачный

Конец второго периода и начало третьего - последнего - точно не определён. Первые тревожные звонки стали раздаваться в 1054 году вскоре после смерти Ярослава Мудрого. Однако, скорее всего, "начало конца" Киевской Руси следует отнести к распрям князей, начавшихся после правления Владимира Мономаха (1113-1125) и сына его Мстислава Великого (1125-1132), то есть в 1132 году.

Разорительные войны членов правящего княжеского семейства вспыхивали почти ежегодно вплоть до нашествия монголо-татар и окончательного разорения Киева в 1240 году. В тот день, когда монголы взяли город, история Киевской Руси завершилась.

Но ещё раньше, в 1169 году, Киев захватил и разрушил суздальский князь Андрей Боголюбский. Его уход на север и отказ от киевской короны, его нежелание "любой ценой удержать древнюю столицу" в своих руках свидетельствовал о том, что распад Киевской Руси не за горами, а её прежняя столица стала лишь игрушкой в руках князей-честолюбцев. Вместе с князьями центр Киевской Руси терзали кочевники. Начался массовый отток населения на её окраины. Монголы лишь поставили окончательную точку в этой исторической драме.

Краткое обобщение

Разбивка исторического явления на части - это анализ, но если нужно "синтезировать" общий ответ, он будет звучать примерно так. "Киевская Русь не была государством в современном смысле этого слова". Она не имела централизованного управления и прочих институтов государственной власти, к которым привыкли мы. Единственная "ниточка", связывавшая центр Киевской Руси и её окраины, был сбор дани. Именно так осуществлялась прямая и обратная связь "правителя с управляемым им народом".

Проблема государства в нашем современном понимании для Киевской Руси была не актуальна. О народе правители думали лишь постольку-поскольку (за редким исключением, о чём упоминалось выше). В основе их политики лежали личные и династические интересы. Общество Киевской Руси было аморфным. Каждый город, каждое село стояли за себя. Князья предпочитали создавать вотчины, вкладывали в них свои силы и называли их своей "жизнью". Любую сложную внутриполитическую проблему в Древней Руси приходилось решать грубой силой.

Заключение

Киевская Русь была колоссом на глиняных ногах. Тем не менее уровень её "общественно-политической и экономической организованности" постепенно возрастал, и к 11-12 векам поднялся очень высоко.

Вернуться назад