Танки в городе

Интересно, что первыми о создании специального танка для боев в городской застройке задумались немцы во время Великой Отечественной войны. После Сталинградской битвы (ну вы помните — «Дом Павлова», элеватор, сталинградский тракторный — во всех этих строениях русские солдаты держались месяцами против превосходящих сил немцев, подкрепленных бронетехникой) Гитлер понял, что надо что-то делать, и потребовал создать специальный танк для боев в городе.

Поскольку Гитлер был артиллеристом — он предложил построить бронированную мощную самоходную мортиру для боев в городе. Первоначально был создан проект установки 21-см мортиры обр. 18 на шасси танка «Тигр», но позже решили использовать для этой цели 38-см реактивный противолодочный бомбомет типа 61, разработанный фирмой «Рейнметалл» и серийно выпускавшийся на заводе в городе Дюссельдорфе. (Другое его название «Gerat 562» — «прибор 562»). 

Прототип самоходной пусковой установки «Штурмтигр» (другое ее название Sturmmorger Wagen 606/4 — штурмовая мортира 606/4) был показан Гитлеру 20 октября 1943г. При этом рубка установки еще была из обычной, а не из бронированной стали. Машина понравилась фюреру, и ее запустили в серийное производство.

Установка была создана фирмой «Алкет» на шасси серийного танка T-VIE «Тигр». Причем ее делали не на новых шасси, а переделывали уже готовые танки. Вместо башни на танк была поставлена сварная рубка. В лобовом листе рубки, наклоненном под углом 47°, в шаровой установке была смонтирована пусковая установка для реактивного 38-см снаряда.

Замечу, что пусковой установкой ее называют по современной терминологии, а немцы ее называли мортирой. На самом деле это сравнительно редкий тип пусковой установки по схеме «закрытая труба». От мортиры она отличалась тем, что реактивный двигатель снаряда работал около 2 секунд, и основную часть кинетической энергии снаряд приобретал не в канале орудия, а вне его.

Для стрельбы использовались турбореактивные снаряды Rocket Sprgrenade 4581. Стабилизировался снаряд вращением, причем первоначально он получал вращение от нарезов в канале ствола, а после вылета из ствола — за счет наклона 32 сопел порохового двигателя, расположенных по краям дна снаряда. В хвостовой части корпуса снаряда имелось 9 выступов, которыми он вставлялся в нарезы ствола пусковой установки. Вес снаряда 345кг, вес ВВ 125кг, дальность стрельбы 5650м.

Мощный фугасный снаряд мог пробить по нормали 2,5-метровую железобетонную стену. При попадании снаряда в каменный многоэтажный дом происходило полное разрушение строения.Ствол пусковой установки не имел противооткатных устройств и был жестко связан с шаровой установкой, которая вращалась в рамке рубки. Для уменьшения отдачи ствола при выстреле часть газов, образовывавшихся при сгорании метательного заряда, направлялась в зазор между собственно стволом и 13-мм рубашкой, надетой на ствол. Для выхода газов в торцевом кольце у дульного среза имелось 31 отверстие. Такая конструкция ствола также способствовала его лучшему охлаждению.

Заряжание установки производилось с лотка с роликами вручную при помощи специального досылателя. Снаряды загружались внутрь машины через прямоугольный люк в крыше рубки при помощи крана. На стенках боевого отделения располагалось 12 захватов для снарядов — по б с каждой стороны. 13-й снаряд мог находиться на лотке, а 14-й — непосредственно в стволе, поднятом на угол 16°. Справа от ствола в шаровой установке был помещен 7,92-мм пулемет MG 34. Экипаж «Штурмтигра» состоял из пяти человек: механика-водителя, стрелка-радиста, командира (он же наводчик) и двух заряжающих.

Первый серийный «Штурмтигр» был создан фирмой «Алкет» 15 сентября 1944г. К февралю 1945г. всего было переоборудовано в пусковые установки 18 танков «Тигр» и изготовлено 397 реактивных снарядов R.Sprgr.4581.

Установка «Штурмтигр» участвовала в уличных боях в августе 1944 года в ходе Варшавского восстания и была показана в немецкой кинохронике.

11 октября 1944 г. 1001-я рота штурмовых мортир (Panzer Sturmmorser Kompanie) получила четыре установки «Штурмтигр», а через некоторое время была сформирована и 1000-я рота, также с четырьмя установками. Обе роты действовали на Западном фронте. Первая вступила в бой в декабре 1944 г. в районе Трира, но в боях участвовал только один «Штурмтигр», так как остальные три вышли из строя по техническим причинам и были брошены. Вторая рота начала боевые действия в ноябре 1944 г., а в январе 1945 г. довольно успешно воевала недалеко от Бонна. При переправе через Рейн одна установка «Штурмтигр» была подбита огнем американских танков.

Позже была сформирована 1002-я рота, получившая шесть «Штурмтигров». Она принимала участие в боевых действиях восточнее Бонна, а в марте 1945г. четыре оставшиеся в строю машины этой роты были переброшены на Восточный фронт.

В первые дни мая 1945 г. у реки Эльба частями 3-й армии 1 -го Белорусского фронта был захвачен исправный «Штурмтигр». В настоящее время он находится в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения в подмосковном поселке Кубинка. Советские специалисты изучили машину, но не смогли оценить, каким эффективным оружием она была в уличных боях.

А вот англичане — смогли, и уже к 1944 году создали ухудшенный аналог «Штурмтигра», назвав его штурмовым танком AVRE (Armoured Vehicles Royal Engineers). В качестве шасси они использовали тяжелый английский танк «Черчилль» Mk.III, а затем Mk.IV с толщиной лобовой брони до 152 мм, а бортовой — 75-95 мм. Максимальная скорость среднего танка Mk.IV составляла всего 28 км/час, a AVRE — еще меньше.

Танки в городе


Свой штурмовой танк англичане вооружили 305-мм (по другим данным — 290-мм) мортирой. Снаряд содержал 15 кг взрывчатого вещества, которого было достаточно, чтобы разрушить бетонную стену толщиной до 2,5 м. В отличие от немцев, создавших снаряд-ракету для «Штурмтигра», англичане создали примитивную по устройству мортирку, которую сами именовали «петардой». Любопытно, что заряжание мортирки производилось с дула при помощи специального приспособления. При этом экипаж танка оставался за броней. Дальность стрельбы мортирки составляла всего 90 м. 

Танки AVRE англичане впервые применили в июне 1944 г. в ходе высадки в Нормандии. Особенно пригодились они при захвате мощных укреплений Атлантического вала.

В свое время Атлантический вал стал предметом острых дебатов советских и западных историков. Первые утверждали, что это были редкие слабые укрепления, защищаемые солдатами-инвалидами, а вторые говорили, что это была сплошная линия неприступных бетонных сооружений.

Как ни странно, обе стороны оказались правы. На наиболее десантоопасных направлениях от Дюнкерка до Булони немцы действительно создали береговые батареи, представлявшие собой чудо инженерной мысли. А вот в Нормандии, где было стратегически невыгодно высаживаться, действительно Атлантический вал оставлял желать лучшего.

Осенью 1944 г. союзники с тыла обошли береговые батареи немцев на берегу Ла-Манша, но германские батареи не сдавались. Мало того, германские 38-см суперпушки береговой батареи Тодт и 40-см пушки батареи Линдерман, находившиеся в самом узком месте пролива, вели огонь по… Англии. Особенно часто обстреливались порты Фолкстон, Дувр, Рамсгит и т.д.

Бетонные покрытия (толщиной до 6 м) германских береговых батарей не брали даже самые тяжелы авиабомбы. Так, 20 сентября 1944 г. 633 бомбардировщика союзников совершили массированный налет на батарею Линдерман, но не сумели вывести ее из строя. И тогда на штурм фортов были направлены канадские войска, оснащенные специальными танками на базе танка «Черчилль» — AVRE и огнеметные «Крокодилы». По мнению английского командования, танки AVRE сыграли большую роль в захвате этих фортов. Позже англичане успешно использовали танки AVRE в ходе корейской войны.

В СССР после 1940г. не было даже попыток проектирования штурмового танка. Это связано с синдромом полигонного мышления наших военачальников.Представим себе, что наши конструкторы, используя немецкий задел, сделали хотя бы два-три десятка «Штурмтигров». Риторический вопрос: на сколько сократилось бы время боев в Будапеште в 1956г., да и были бы они вообще после первого же выстрела советского аналога «Штурмтигра»?
Вернуться назад