Куда исчезли жители Казани после завоевание ее Иваном Грозным

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» — шествие русских воинов из покорённой Казани в Небесный Иерусалим (Москву)

По подсчетам участника казанского штурма князя Андрея Курбского, еще до взятия Казани погибло около 10 000 татар, считая женщин и детей. Часть была перебита в схватках, остальные полегли под артиллерийским огнем (Андрей Курбский. История о делах великого князя Московского. С. 50). Очень много людей пало в сражении за город. По сообщению Никоновской летописи, после взятия Казани все ратные татары, оставшиеся в живых, были уничтожены. Женщин и детей, с разрешения царя, обратили в рабство.

«В полон же повелел царь имати жены и дети малые … и столь множество взяли полона татарского, что все полки русские наполнились: у всякого человека русского полон татарский был; христианского же полону множество тысяч душ освободили» (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 218-219).

В городе было такое множество погибших, что их тела лежали по всем улицам и домам, и «не было где ступати не на мертвых». За царевым двором, где казанцы устремлялись к спасению, на улицах лежали горы мертвых, высотой вровень с городскими стенами. Рвы на внешней стороне города были заполнены убитыми. По берегам реки Казанки, в ее водах и за рекой по всему лугу лежали бездыханные тела (Там же).

Освободить Казань от погибших удалось только к 4 октября. А до того, чтобы царь Иван въехал в город, пришлось специально расчищать улицу, ведущую «от Муральевых ворот» к цареву двору. Встречая Грозного в казанском дворце, воинство чествовало его как победителя варваров, а Казань провозгласило царевой вотчиной (Там же. С. 220).

Новое наместничество

Восторг победителей можно было понять. Во-первых, тем, кто славословил царю, повезло остаться в живых. А, во-вторых, они получили от Ивана щедрый подарок, он отдал им Казань на полное разграбление: «все же сокровища Казанские и жены их и дети велел всему своему воинству имати». Себе царь не взял ни единой «медницы», довольствуясь пленением Едигер-Магмета, татарскими знаменами и городскими пушками (Там же).

Черным улусным людям Казанского царства было приказано бить челом царю Ивану и платить ему ясак, как до этого они платили его казанскому царю. Касалось это, в том числе, арских татар и черемисов «луговой стороны». 11 сентября 1552 г. Иван решил, что Казанское царство повержено и приказал войскам возвращаться домой. Наместником завоеванной казанской провинции был назначен князь Александр Горбатый-Шуйский.

Казани с ее многочисленной знатью и густым торгово-ремесленным посадом больше не существовало. Мужское население исчезло практически полностью. Женщины и дети, выжившие после штурма, оказались в рабстве. Казанское царство превратилось в русскую колонию.

Мнение казанского историка М. Худякова

Вот как характеризовал с татарской точки зрения последствия покорения Казани автор знаменитых «Очерков по истории Казанского ханства» М. Худяков:

«Чудовищное избиение жителей взятой Казани составляет одну из самых тяжелых страниц русской истории. Такою колоссальною гекатомбою (жертвоприношением – автор) человеческих жертв закончился «крестовый поход» христолюбивого воинства против казанцев, первое выступление русского государства на путь территориальных завоеваний. Кроме огромного количества человеческих жизней, насильственно унесенных в могилу, кроме бесчисленных слез, страданий и горя, пережитых казанским народом, печальный день 2 сентября знаменовал собой гибель материального благосостояния, накопленного целыми поколениями, и утрату культурно-бытовых ценностей, которые теперь были безжалостно извлечены из укромных уголков, где они бережно сохранялись, без сожаления были изломаны, изуродованы, потеряны, уничтожены. Тысячи драгоценностей, ювелирных украшений, тканей, произведений высокого мастерства и искусства безвозвратно погибли. Богатству народа был нанесен страшный удар, от которого он едва–ли мог бы оправиться. Громадный город сделался жертвою солдатского грабежа» (Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. С. 147-148).

"Добровольное" крещение казанских татар

Кроме физического истребления людей и захвата их материальных ценностей казанский народ вынужден был испытать другое наказание. Уже в самом начале 1553 г. в московском Чудовом монастыре крестили казанского царя Утемиш-Гирея. 28 февраля православие принял Едигер-Магмет. Летопись, словно насмехаясь над казанским царем, говорит, что этот шаг он совершил по собственному желанию (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 229-130).

В 1555 г. московский священный собор принял решение окормить Казанскую землю из своей купели. В Казань был направлен архиепископ Гурий, получивший в церковное управление весь город с окрестными улусами, а также Свиягу с Горной стороной, Василь-город и всю Вятскую землю. На содержание церкви выделялась десятина от всех казанских доходов (Там же. С. 250). Ислам, как традиционная религия казанских татар, попал в государственную немилость.

Постскриптум

Это жёсткая и даже жестокая правда о завоевании Казани. Но для успокоения разволновавшихся сердец (возможно, не только татарских) скажу, что сходным образом Москва завоевала Тверь, Новгород, Хлынов, Пермь, Ливонию и так далее.

Такие были времена - сильные побеждали слабых и делали с ними, что хотели. Лично мне за деяния Ивана Васильевича Грозного стыдно, и я приношу татарам извинения за действия тогдашней Москвы. Однако заявляю - ныне живущие "московиты" к этому эксцессу отношения не имеют.

Вернуться назад