Как бомбы научились попадать точно в цель

Применение авиацией РФ в Сирии бомб КАБ-1500 весом в полторы тонны вызвало законную гордость наших граждан. Действительно, корректируемая бомба такой мощности, способная пробивать три метра бетона, — надежная гарантия нашего общего спокойного труда. Но вот интересно: есть ли еще большие бомбы, когда они появились и с чего началась «бомбовая эпопея».

Самые первые бомбы в истории

А было так, что самые первые «бомбы» люди пытались сбрасывать на голову своим ближним еще с воздушных шаров, например, в 1848 году. Представляли они собой чугунные шары с порохом внутри и шнуром- запалом. Поджигай и кидай! В 1812 году граф Растопчин и вовсе предлагал бомбить войска Наполеона такими «бомбами» из управляемого веслами воздушного шара. Плохо было то, что ветер гонял эти шары куда хотел, а «бомбы» могли взорваться и в воздухе и довольно долго дымиться на земле, а потенциальные жертвы тем временем убегали.

Новые пути для метания динамита с неба открыла авиация. Уже в 1912 году во время Балканской войны с аэроплана была брошена бомба размером с апельсин, начиненная пикратом калия, из-за чего он взрывалась от удара. Но слабое это было оружие и неточное.

Однако уже в самом начале Первой мировой войны авиабомбы прочно заняли свое место в арсенале авиации. Как правило, они имели форму капли, с крестообразным стабилизатором сзади и… ручкой, за которую ее держал пилот (или его помощник) и швырял вниз.

Бросали с самолета и ручные гранаты, в том числе и с рифленым корпусом (немцы), сбрасывались также авиационные стрелы — стальные заточенные прутки размером с карандаш. Их поднимали в воздух в мешках и ящиках с раздвижным дном. В ящик помещалось 1200 таких стрел и когда их сбрасывали с высоты в километр, они при попадании в голову пробивали всадника вместе с конем, несмотря на каску!

Тогда же стали применять и ракеты, запускавшиеся с самолетов, а вес бомб начал быстро расти. Вес бомб тогда измерялся в фунтах (один фунт — около 450 граммов) и вот какого калибра бомбы тогда применялись: английские бомбы в 112 и 230 фунтов, американская 50-фунтовая, а французы так и вовсе создали бомбу «Гигант» весом в 400 кг!

В 1915 году появилась германская бомба PuW, имевшая взрыватель с крыльчаткой. Когда бомба падала, встречный потом воздуха ее раскручивал и взводил взрыватель. Ну, а как только она останавливалась, тут же следовал взрыв. В конце войны уже применялись бомбы весом в 1000 кг, но редко.

С началом Второй мировой войны бомбы стали одним из важнейших видов оружия

В 30-е годы бомбовое вооружение совершенствовалось, а с началом Второй мировой войны бомбы стали одним из важнейших видов оружия. Немцы, например, в больших количествах сбрасывали зажигательные авиабомбы с наполнителем из магния и окиси алюминия C50A «Факел», которые советские граждане презрительно называли «зажигалками» и которые они тушили, ухватив специальными клещами, и засунув в ведро с песком.

Сбрасывались баки с водой, наполненные магниевой фольгой, намазанной белым фосфором. В воздухе бак распадался, фольга разлеталась во все стороны, фосфор высыхал и вспыхивал, а от него загоралась фольга, дававшая температуру в 3000 градусов! Против деревянных построек это было очень эффективное оружие!

Англо-американцы применяли бомбы весом в 30 (зажигательная), 250, 1200 и 2000 фунтов, немцы — бомбы в 50, 100, 250 и 500 кг. Самая тяжелая бомба SB весила 1000 кг. Применяли они и реактивные бронебойные бомбы весом в 1000 кг RS. Одной из наиболее могущественных бомб была английская 12000-фунтовая бомба, состоявшая из нескольких секций. Ее можно было сбрасывать, как соединив их все в одну бомбу, так и секциями в виде «бочек». Точность попадания значения не имела, ведь внизу все равно был город!

Наконец, британцы выпустили самые настоящие «супер-бомбы»: 1200-фунтовую каплевидную бомбу «Толл-бой» и 22000-фунтовую бомбу такой же формы «Большой шлем». Сброшенные с большой высоты эти бомбы развивали сверхзвуковую скорость и уходили в землю на 30 метров, где и взрывались, так что при попадании они могли уничтожить любой, даже самый хорошо защищенный объект.

Противотанковые бомбы

В СССР применялись бомбы весом 25, 50, 100, 250, 500 кг, в том числе и против танков. Но выяснилось, что бомба в 100 кг может уничтожить танк, только если взорвется от него на расстоянии 5-10 метров, но попасть бомбой в танк или около него с большой высоты было практически невозможно.

И вот тогда в 1943 году в СССР была разработана ПТАБ-2,5-1,5 — кумулятивная противотанковая бомба, весившая всего 2,5 кг и с зарядом взрывчатки в 1,5 кг. В бомбоотсеки штурмовика Ил-2 загружалось 400 таких бомб и… надо себе представить, какую площадь они покрывали.

«Дырки в броне» они делали не очень большие, но танк все равно после этого выходил из строя: либо загорался, либо там погибал экипаж! Разработали у нас и сверхмощную бомбу весом в пять тонн. Достаточно было одной такой бомбы сброшенной на железнодорожную станцию, чтобы по ней потом не мог пройти уже ни один состав!

Для того, чтобы взрывать плотины водохранилищ и лишать немецкие сталелитейные заводы воды, англичане придумали оригинальную бомбу-бочку, которая подвешивалась под самолетом… поперек корпуса, да еще перед сбросом с оптимальной высоты раскручивалась специальным механизмом. Упав на воду, она не тонула, а вращаясь, «катилась по воде», достигала бетонной стенки плотины и тонула уже здесь. При этом она опускалась на дно в самое уязвимое место и там взрывалась.

Интересно, что точную высоту определяли при помощи двух лучей от мощных ламп, которые шли из-под фюзеляжа вниз. Два пятна от них должны были слиться в одно — это означало, что нужная высота достигнута. Ну, а для того, чтобы их видеть, пилоты бомбили немецкие плотины ночью! А для того, чтобы попадать в цели на земле точнее, самолеты стали бомбить их не только с горизонтального полета, но и с пикирования, когда самолет летит сверху вниз прямо на цель, так что сброшенные им бомбы по инерции летят туда же…

Напалмовые бомбы и самые мощные неядерные бомбы

После Второй мировой войны совершенствование бомбового вооружения продолжалось. Появились «шариковые бомбы» похожие опять-таки на апельсин с готовыми осколками в форме шариков в корпусе. На цель они сбрасывались сотнями штук в контейнерах и… уничтожали вокруг своими осколками все живое.

Появились зажигательные напалмовые бомбы, активно применявшиеся американской авиацией в Корее и во Вьетнаме — спастись от поражения напалмом даже в джунглях было очень сложно. И, кстати говоря, очень наглядно применение этого оружия (и то, как им нередко попадали по своим!) показал американский же режиссер Мэл Гибсон в своем кинофильме «Мы были солдатами».

Появились бомбы со специальными тормозными парашютами, позволявшими бомбить с небольшой высоты, не опасаясь подрыва на собственных бомбах, кассеты с противотанковыми и противоаэродромными бомбами. Последние имели ракетный двигатель и, будучи сброшенными над ВВП, разгонялись до больших скоростей. При этом они пробивали бетонную взлетную полосу и взрывались под ней. Образовывалась глубокая воронка, заделать которую требовалось много времени и труда.

Наконец появились самые мощные неядерные бомбы: «мать всех бомб» (MOAB) — американская фугасная авиационная бомба, разработанная в 2002- 2003 годах. В момент своего появления это была наиболее могущественная неядерная бомба в мире, но в 2007 году Россия заявила об испытании бомбы, превосходящей ее по мощности и прозванной по аналогии с MOAB «папой всех бомб».

Почему-то ее считают «вакуумной», но это совсем не так. Это «обычная», но только очень мощная бомба: 9,17 м длиной и диаметром 102,9 см. Вес ее составляет 9,5 тонн, из которых 8,4 это взрывчатка H-6 — разработанная в Австралии и представляющая собой смесь тротила, гексогена и алюминиевого порошка, которая сильнее тротила в 1,35 раза.

Мощность взрыва эквивалентна взрыву 11 тонн тротила, а разрушения она производит на расстоянии в 1,5 км от его эпицентра! При этом у нее спутниковое наведение, так что попасть в цель она может очень точно.

Теперь и с пикирования бомбить уже не надо. В арсенале современной авиации все больше управляемых бомб. Часто это обычные «старые» авиабомбы, к которым пристыковывается новая головная часть с рулевыми «крылышками» и электронной начинкой. На одних в ней находится ТВ-камера, позволяющая видеть, куда она летит. В других — GPS-навигатор. В любом случае «уйти» от поражения такой бомбой очень трудно. И требуется их меньше в разы по сравнению с тем же периодом Второй мировой войны.

Все шире применяются так называемые «вакуумные бомбы» или «бомбы объемного взрыва». Они дешевы, но очень эффективны. Внутри заряд взрывчатки, но небольшой и значительный объем жидкого топлива, вплоть до бытового газа (с определенными присадками, конечно). При ударе о землю, небольшой заряд внутри подрывается, топливо распространяется по поверхности в виде облака, которое затем подрывается специальным дополнительным взрывателем. Внутри все сгорает, сгорает кислород воздуха, давление продуктов взрыва также очень велико. Естественно, что в зоне действия такого облака не выживает никто!

Давно уже созданы бомбы, которые сами «выискивают» на поле боя танки и уничтожают их направленным взрывом в крышу. Теперь осталось только создать малогабаритные бомбы на подобии боевых стрел Первой мировой войны, так, чтобы каждая из них самостоятельно искала на поле боя неприятельского солдата и… с войнами тогда, наверное, будет просто покончено раз и навсегда, потому что кто же тогда там сможет выжить?

Вернуться назад