Боевые корабли. Крейсера. Заговоренные от бомб и торпед


Продолжая тему британских тяжелых крейсеров, конкретно семейства «Каунти», рассмотрим сегодня крейсера типа «Лондон».


Это вторая серия крейсеров типа «Каунти», фактически представляла собой полное повторение первой серии, тип «Кент». Вся разница состояла в отсутствии противоторпедных булей и сдвинутой в сторону кормы на 7,5 метров носовой надстройкой. Это было сделано для улучшения секторов обстрела носовых башен.

Конструктивно это были все те же «Кенты» с изначально очень скромным бронированием, отличными условиями размещения экипажа и просто превосходной дальностью плавания, большей, чем у многих американских, японских и немецких одноклассников.

Как и корабли первой серии, «Лондоны» принимали участие в морских операциях Второй Мировой войны с первого и по последний день той войны. Поэтому список их дел будет длиннее, чем описание конструкции, поскольку, как уже было сказано, ничем особым они не отличались.

Боевые корабли. Крейсера. Заговоренные от бомб и торпед

Но так как «Лондон» появился позже «Кента», у британских инженеров была возможность поработать над проблемами, которые выявились во время эксплуатации первых кораблей. И главной была недостаточная скорость.

31 узел у «Кента» это было мало, особенно в сравнении с 35,5 узла у японского «Миоко» или 36 узлов у итальянского «Тренто». Даже американцы выжимали из «Пенсаколы» 32,5 узла. Так что да, надо было что-то предпринимать.

Была создана комиссия, которая должна была определить, каким образом, кардинально не перестраивая кораблей, можно увеличить скорость.

Задача была непростой и решения предлагались самые разные, вплоть до того, чтобы вообще не бронировать корабли. Но разум возобладал, в Адмиралтействе решили, что небронированные крейсера – это все-таки глупость, и в ход пошел более разумный проект:
- убрали противоторпедные були. Это сузило корпус и дало 0,75 узла;
- отказались от местного дополнительного бронирования;
- радиостанцию и генераторы перенесли в бронированные погреба артиллерии универсального калибра, а снаряды 102-мм орудий разместили в погребах со снарядами для «пом-помов». Патроны для зенитных пулеметов перенесли в небронированные помещения;

В целом, получилось обойтись без дополнительного бронирования, а проблема скорости не перестала быть такой насущной, потому что скорость немного увеличилась, от 1 до 2 узлов. Не критично, если сравнивать с одноклассниками, но все-таки выросла.

Строились корабли, как все в Британии, быстро, а потому заложенные в 1926 году крейсера стояли в строю в 1929-м.


Бронирование

Система бронирования крейсера типа «Лондон» практически копировала схему «Кента». По сути такая же слабая, только артпогреба главного калибра были забронированы чуть лучше (от 50 до 112 мм) чем у предшественников. Общий вес брони составил 960 тонн, что было крайне мало для кораблей такого класса.
Энергетическая установка и ходовые качества

Тот же «Кент», только отсутствие булей увеличило скорость в среднем до 32,2-32,3 узла. На ходовых испытаниях корабли развивали в идеальных условиях до 32,9 узла.

Экипаж и обитаемость

«Лондон» и остальные так же, как и предыдущая серия, были «заточены» на использование их в тропическом климате. Улучшенные условия обитания, вентиляция, просторные и удобные помещения для матросов. Офицеры на британском флоте всегда чувствовали себя неплохо.

Общая численность экипажа в мирное время 700-784 человека, а во время войны возрастала до 852 человек за счет расчетов ПВО.

Вооружение


Главный калибр остался прежним: восемь 203-мм орудий BL Mk VIII, размещенные в четырех двухорудийных башнях Mk I с гидравлическим приводом. Башни располагались попарно, линейно-возвышенно в носу и корме.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Изначально по проекту вспомогательная и зенитная артиллерии тяжёлых крейсеров типа «Лондон» были аналогичны кораблям первой серии. Универсальная артиллерия состояла из четырёх 102-мм орудий и четырёх 40-мм автоматических зенитных орудий.

102-мм универсальное орудие


Кроме того, между кормовой надстройкой и грот-мачтой для представительских целей была установлена пара 47-мм орудий для производства салютов.

Зато в ходе модернизаций и переоборудования кораблей морские инженеры оторвались по полной. Но об этом чуть ниже.

Минно-торпедное вооружение


Два четырехтрубных торпедных аппарата 533-мм побортно на поворотных станках.

Авиационное вооружение


Здесь начинается разница. Авиационного вооружения на крейсера не устанавливалось, хотя место и (главное) вес под ангар, катапульту, баки, склады имущества и сами гидросамолеты было зарезервировано.

Именно этот вес и был использован при модернизациях кораблей.

Вообще уже при постройке кораблей стало ясно, что придется «Доработать молотком и напильником». А потому катапульту все-таки поставили на корабли. Сперва авиационным инструментом разведки был Fairey IIIF, а в 1934 году его сменил Hawker «Osprey», который, в свою очередь, уступил место на катапульте Supermarine «Walrus».


В целом, самолеты были не дня сегодняшнего. Потому вдоволь наигравшись с катапультами различных моделей (складные, поворотные, неподвижные, легкие, тяжелые) в итоге британцы убрали их навсегда в 1943 году, а взамен натыкали еще 20-мм «Эрликонов». Наверное, самый разумный ход, какой только можно было бы сделать.

В 1936 году Адмиралтейство решило кардинально модернизировать корабли. Там решили, что крейсера необходимо усилить как в плане бронирования, так в плане скорости, причем, желательно обойтись без замены силовой установки.

Проект модернизации предусматривал также установку дополнительного броневого пояса в районе машинно-котельных отделений. В итоге на борта встал 76-мм бронепояс длиной 76 метров и высотой 5,5 метра.

Вне плана модернизации были демонтированы 40-мм одноствольные автоматы, как тяжелые и неэффективные, а вместо них установили еще четыре орудия 102-мм и две четырехствольных пулеметных установки 12,7-мм от «Виккерса».


Через два года, в 1938 году, вместо одноствольных 102-мм орудий были установлены четыре спаренные установки 102-мм орудий новой модели Mark XVI/XIX.

Кроме того, «Лондон» получил две восьмиствольных 40-мм зенитных установки и четыре четырехствольных пулеметных установки 12,7-мм.

Восемь стволов 40-мм


Счетверенный 12,7-мм пулемет от "Виккерса"

В 1941 году пулеметы убрали и вместо них установили восемь одноствольных 20-мм «Эрликонов» и радар Тип 273.


В 1943 году убрали катапульту и самолет и на освободившееся место установили еще семь одноствольных «Эрликонов».

В 1944 году три одноствольных установки заменили на спаренные «Эрликоны» с электроприводом.

В 1945 году восемь одноствольных установок 20-мм заменили на четыре спаренных 20-мм и четыре одинарных 40-мм «Бофорса».


В итоговом варианте крейсер имел:
- 8 стволов 203-мм;
- 12 стволов 102-мм;
- 20 стволов 40-мм;
- 18 стволов 20-мм.

«Девоншир». На нем инженеры тоже поработали по полной программе.

1941 год:
- добавлены два восьмиствольных автомата 40-мм и к ним радар Тип 21;
- два 20-мм одноствольных «Эрликона».

1942 год:
- шесть одноствольных 20-мм «Эрликонов» и радар Тип 281;
- четыре одноствольных орудия 102-мм заменяют на четыре спаренных установки;

1943 год:
- демонтируют все 12,7-мм пулеметы и 6 одноствольных 20-мм автоматов, взамен устанавливают два восьмиствольных 40-мм автомата Mk.VI и двенадцать спаренных 20-мм установок в установках Mk.V.

1944 год:
- убирают кормовую башню главного калибра Х, катапульту, самолет, один 20-мм автомат. Устанавливают еще два восьмиствольных 40-мм автомата Mk.VI, восемь одинарных 20-мм установок «Эрликон» и РЛС типов 281Ь, 282, 283 и 285.

Экипаж разросся до 852 человек, но для корабля это оказалось безболезненно.

В итоге арсенал «Девоншира» смотрелся ничуть не хуже, чем у «Лондона»:
- 6 стволов 203-мм;
- 8 стволов 102-мм;
- 48 стволов 40-мм;
- 33 ствола 20-мм.

Если честно, не хотелось бы сидеть за штурвалом самолета, которому надо было бы идти с торпедой на этот корабль. Неуютно.


«Сассекс».

Его взяли в оборот в 1942 году, когда корабль попал в восстановительный ремонт. Вышел из ремонта крейсер с таким набором:

8 орудий 203-мм, 8 орудий 102-мм, 2 восьмиствольных автомата 40-мм, 10 «Эрликонов» 20-мм.

В 1943 году убрали все авиационное вооружение и добавили еще 11 одноствольных 20-мм автоматов.

В 1945 году демонтировали башню Х и установили еще четыре восьмиствольных 40-мм установки (двух было мало) и четыре спаренных 20-мм «Эрликона» вместо 15 одноствольных.

Итого:
- 6 стволов 203-мм;
- 8 стволов 102-мм;
- 48 стволов 40-мм;
- 14 стволов 20-мм.

«Шропшир»

1941 год. Устанавливают два восьмиствольных 40-мм автомата Mk.VI.

1942 год. Восемь одинарных 102-мм орудий меняют на четыре спаренных. Устанавливают 10 одинарных 20-мм установок «Эрликон» и РЛС типов 273, 281, 282, 285.


1943 год. Убирают 4 одинарных 20-мм автомата, все 12,7-мм пулеметы и все авиационное и торпедное оборудование. Вместо них устанавливают 7 спаренных 20-мм «Эрликонов».

1945 год. Убирают 6 одинарных 20-мм автоматов и взамен устанавливают 7 автоматов 40-мм «Бофорс» и радар Тип 277.

Итого:
- 8 стволов 203-мм;
- 8 стволов 102-мм;
- 23 ствола 40-мм;
- 14 стволов 20-мм.

В целом весьма интересный набор вооружений. По факту корабли стали весьма сложной целью для авиации, да и могли помочь другим огнем по летающим целям.


В отличие от американцев, которые предпочитали устанавливать 20-мм автоматы в огромных количествах куда только можно, британцы сделали упор на 40-мм «Бофорсы», которые были более эффективны на малой и средней дистанции.

Кстати, то, что корабли провоевали всю войну, немалая заслуга именно в таком составе ПВО.

Боевое применение


«Лондон»


Первая боевая операция с участием крейсера стала высадка десанта в 1931 году на Мадейре, португальском острове, до которого всем было дело. Там случился государственный переворот и «Лондон» с кораблями других стран высадил десант в обеспечение безопасности своих граждан на острове.

В 1936 году, во время Гражданской войны в Испании, «Лондон» нес дозорную службу в районе Барселоны, обеспечивая безопасность эвакуируемых граждан других стран.

Начало Второй Мировой войны крейсер встретил на верфи, проводя модернизацию. Потому в дело «Лондон» пошел только в 1941 году, по окончании работ.

В составе 22-й эскадры «Лондон» занимался конвойной службой, охраняя конвои в Британию. Был отозван и направлен на поиск «Бисмарка» в мае 1941 года. «Бисмарка» нашли и утопили другие, а «Лондон» с эсминцем «Бриллиант» отправили ловить в Атлантике немецкие суда снабжения и блокадопрорыватели.


Поиск закончился успехом, немцы потеряли два танкера, «Эссо Гамбург» и «Егерланд», а после них – блокадопрорыватель «Бабитонга» с грузом каучука.

В сентябре «Лондон» сыграл роль лайнера, доставив в Архангельск личных представителей президента США Рузвельта А. Гарримана и Г. Стэрди. Вместе с ними в СССР прибыл министр Великобритании по делам снабжения лорд У. Бивербрук как представитель правительства. Представители союзников направлялись в через Архангельск в Москву для личной встречи со Сталиным.


Миссия увенчалась успехом. Обратный путь «Лондон» проделал в составе конвоя QP-1, который шел из СССР в Великобританию. После этого похода корабль встал на ремонт.

В 1942 году, после ремонта, «Лондон» получил назначение в эскорт конвоя PQ-15. Конвой состоял из 26 транспортов и ближнего эскорта из тяжелого крейсера «Лондон», легкого крейсера «Нигерия», 6 эсминцев, 4 минных тральщиков и 4 вооруженных траулеров, корабля ПВО и судна, оборудованного катапультой и истребителями. Дальнее прикрытие осуществляла американская эскадра из линкора, 2 крейсеров и 4 эсминцев. Конвой благополучно прибыл в Мурманск, потеряв от атак авиации немцев 3 судна.

Следующим конвоем, в сопровождении которого принял участие «Лондон», стал печально известный PQ-17. Крейсер входил в группу крейсеров контр-адмирала Гамильтона из 4 тяжелых крейсеров и 3 эсминцев.

Силы прикрытия бросили конвой, последствия трагедии PQ-17 известны, но Гамилоьтон не остановился на достигнутом и не стал сопровождать обратный конвой QР-13, уведя корабли в Скапа-Флоу.

В общем, бесславный поход.

Далее «Лондон» принял участие в проводке конвоя PQ-18 в составе крейсерской группы с «Норфолком» и «Саффолком». Сопроводил обратный конвой QP-15 в ноябре1942 года. После небольшого ремонта корабль перевели в Средиземное море.

В ноябре 1943 года «Лондон» доставил из Александрии в Британию военную делегацию, принимавшую участие в Тегеранской конференции.


В 1944 году корабль перевели в Индийский океан, где усиливалось давление на японцев и требовалось компенсировать понесенные потери в кораблях.

Британская эскадра, состоящая их авианосца, 2 линкоров, линейного крейсера, 1 тяжёлого и 5 легких крейсеров с эсминцами соединилось с американской эскадрой, образовав оперативное соединение TF-70, начала операции против японской армии и флота.

«Лондон» в основном состоял в группе прикрытия британских авианосцев, наносивших удары по Сабангу и Сурабаю, Никобарским островам и острову Лейте. Были атакованы японские базы в Порт-Блэр на Андаманских островах, Эммахевен и Паданг.


31 августа 1945 года на борту «Лондона» командующий британскими силами в Ост-Индии адмирал Пауэр принял капитуляцию гарнизован Суматры в лице вице-адмирала Хиросе.

3 сентября крейсера «Лондон» и «Камберлэнд» высадили в Сабанге десант, а 12 дней спустя участвовали в операции по ликвидации японского гарни­зона в Батавии.

После окончания Второй Мировой войны «Лондон» был привлечен в качестве перевозчика демобилизованных войск из Ост-Индии в Великобританию. После выполнения этой миссии «Лондон» был направлен служить на Дальний Восток.


Свой последний бой крейсер провел в рамках так называемого «Инцидента на реке Янцзы».

20 апреля 1949 года шедший по реке Янцзы британский фрегат «Аметист» был обстрелян артиллерией Народно-освободительной армии Китая. Фрегат, получив более 50 попаданий снарядами разных калибров сел на мель. На помощь «Аметисту» были брошены все корабли, находившиеся в районе, в том числе и «Лондон».

«Лондон» вошел в устье Янцзы и стал подниматься вверх по течению реки на помощь фрегату. В итоге крейсер попал в засаду и вступил в бой с береговыми батареями. За 3 часа боя крейсер получил более 20 попаданий, были выведены из строя обе носовые и одно кормовая башни ГК, при чём башня В была уничтожена, повреждены носовая надстройка и пункт управления зенитным огнем, убиты 13 и ранены 30 человек.

Не дойдя до поврежденного «Аметиста» около 15 миль, командовавший операцией адмирал Мадден принял решение выйти из боя и вернуться в Шанхай.

В Шанхае крейсер прошел ремонт и отправился в метрополию. Был выведен в резерв, а в январе 1950 года был продан на слом и разобран.

«Девоншир»


Первый боевой выход совершил на поиск немецких линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», которые потопили вспомогательный крейсер «Равалпинди» в ноябре 1939 года. Поиск был безрезультатным.

В 1940 году «Девоншир» находился на севере. Участник Норвежской операции, прикрывал эвакуацию британских и французских войск из Намсоса.


7 июня 1940 года «Девоншир» принял на борт норвежскую элиту в количестве 461 человека, в том числе бывшего короля Норвегии Хакона VII , кронпринца Олафа и премьер-министра Йохана Нигардсволда и благополучно доставил эту толпу в Гринок (Шотландия).

Любопытный момент: командир корабля имел личный приказ обеспечить полнейшую безопасность пассажиров и не вмешиваться ни во что. Всего в 50 милях от «Девоншира» проходил бой, в котором «Шарнхорст» и «Гнейзенау» потопили авианосец «Глориес» и эскортировавшие его эсминцы «Акаста» и «Ардент».

Сложно сказать, смог бы тяжелый крейсер что-то противопоставить двум немецким линкорам всерьез, но в любом случае, «Девоншир» тихонько проследовал своим курсом.

В августе «Девоншир» был переведен в Гибралтар. 14 сентября крейсер сопровождал авианосец «Арк Ройял» в поиске французской эскадры, направляющейся в Дакар. 24 сентября вместе с австралийским крейсером «Австралия» обстрелял гавань Дакара с французскими кораблями. Крейсер выпустил больше 200 снарядов, но попаданий не добился.


В октябре крейсер и его самолеты участвовали в уничтожении французской подводной лодки «Понселе».

Январь 1941 года «Девоншир» провел в Атлантике, в поиске немецкого рейдера «Корморан», ставшего знаменитым благодаря своей результативности.

После очередной модернизации «Девоншир» был направлен на север, где прикрывал британские десанты на Киркенес в Норвегии и Петсамо в Финляндии.

Крейсер «Девоншир» участвовал в первом арктическом конвое «Дервиш» в СССР.


В сентябре 1941 года «Девоншир» был переведен в состав Восточного флота. 2 ноября крейсер принимал участие в разгроме французского вишистского конвоя, шедшего во французской Индокитай. 22 ноября у острова Вознесения догнал и потопил немецкий рейдер «Атлантис».

На Дальнем Востоке крейсер оставался до мая 1943 года, участвуя в проводке конвоев. Был снова отправлен на север, участвовал в освобождении Норвегии.


После войны крейсер отдали для обучения курсантов военно-морской академии. В качестве учебного корабля «Девоншир» прослужил до 1954 года, после чего был списан и сдан на слом.

«Сассекс»


Первое серьезное применение корабля случилось в 19434 году, когда «Сассекс», имея на борту герцога Глостера совершил поход в Австралию.

Дальше корабль назначили в Средиземное море. Когда началась Гражданская война в Испании, «Сассекс» действовал совместно с «Лондоном», выполняя патрульную службу.


После вступления Великобритании во Вторую Мировую войну был направлен в Южную Атлантику, где поисковые группы кораблей Франции (2 линкора, 1 авианосец и 5 крейсеров) и Великобритании (1 линкор, 2 авианосца и 9 крейсеров) искали рейдер «Адмирал граф Шпее» и судно снабжения «Альтмарк».


В ходе поисков «Сассексом» был обнаружен немецкий блокадопрорыватель «Ватусси», который затопил его же экипаж.

Далее была конвойная служба по охране транспортов, доставлявших пополнение из Австралии и Новой Зеландии в Африку.

В конце августа 1940 года «Сассекс» пришел в Глазго и встал на ремонт. 18 сентября, в ходе одного из авианалетов, в стоящий в доке крейсер попала 250-кг бомба, взорвавшаяся в районе второго машинного отделения. Вспыхнувший пожар вскоре стал неконтролируемым и угрожал взрывом зарядных погребов кормовых башен, во избежание чего командир принял решение о их затоплении. В результате крейсер сел кормой на дно дока, получив значительный крен на правый борт.

В октябре крейсер подняли, осушили и поставили на ремонт, который продолжался до августа 1942 года. В сентябре 1942 года «Сассекс» вернулся в строй 1-й эскадры крейсеров.


В феврале 1943 года начались операции против немецких блокадопрорывателей. Крейсера флота постарались перекрыть Атлантический океан в районе Азорских островов, отсекая все суда, идущие в Европу. «Сассекс» принял участие в операции и добился успеха. Крейсер перехватил и потопил танкер «Хоэнфридберг», бывший норвежский «Херборг». Танкер был захвачен немецким рейдером «Тор» в 1942 году.

Далее последовали операции аналогичного характера в Индийском океане, куда корабль перевели в составе Восточного флота.


Действуя на Дальнем Востоке, «Сассекс» принял участие в освобождении Малаккского архипелага. Во время этих операций, 24 июля 1944 года, «Сассекс» получил повреждение от атаки камикадзе.

Но в итоге японские войска капитулировали, и именно «Сассексу» выпала честь процедуры подписания капитуляции Сингапура.


4 сентября 1945 года на борту крейсера генерал-лейтенант Итагаки и вице-адмирал Фукудоме подписали акт о капитуляции Сингапура и военного округа Джохор.

После этого «Сассекс» принял участие в освобождении от японцев Суматры и Явы, которое продлилось до ноября 1945 года.

В составе Тихоокеанского флота крейсер прослужил до 1948 года, после чего был возвращен в метрополию и выведен из состава флота. В 1950 году «Сассекс» отправили на разделку.

«Шропшир»


Очень своеобразно сложилась судьба этого корабля. Он вошел в строй позже остальных и сразу же был передан ВМС Австралии на замену погибшему крейсеру «Канберра». Это случилось в апреле 1943 года.

В Австралию «Шропшир» прибыл только в октябре, отконвоировав попутно конвой в Гибралтар и присоединился к Австралийской эскадре. «Шропшир» стал уникальным кораблем в составе флота Австралии, поскольку носил имя графства в Западной Англии.


Рассиживаться было некогда, и через пять дней «Шропшир» с тяжелым крейсером «Австралия» и четырьмя эсминцами (2 австралийских и 2 американских) поддерживали американские части генерала Макартура, которые сражались с японцами на островах Новые Гебриды (Вануату).

Силы поддержки десанта состояли до этого момента из трех легких крейсеров и эсминцев. Австрало-американская группа оказалась кстати. Операция на Новых Гебридах стала частью еще больше стратегической операции, усиливающей давление на восточный фланг японской армии на Новой Гвинее и архипелаге Бисмарка.

В декабре 1943 года соединение TF.74, в которое входил «Шропшир», участвовало в прикрытии десантных операций на островах Новая Британия.


Всю первую половину 1944 года «Шропшир» участвовал в операциях на Новой Гвинее: десанты на полуостров Гуон, обстрел японских войск в Маданге, на островах Адмиралтейства, высадка в заливе Гумбольдта, захват района Вакде-Сарми, острова Биак.


Далее в плане стояли Филиппины. Но перед ними требовалось захватить и Моллукские острова, где стояли сильные гарнизоны и аэродромы японцев.


20 октября началось десантирование американских войск в заливе Лейте. Японцы спланировали контроперацию. В итоге все вылилось в то, что мы сегодня называем «Сражение в заливе Лейте», хотя по факту это цепочка из четырех сражений: в море Сибуян 24 октября, в проливе Суригао 24-25 октября, у острова Самар 25 октября и у мыса Энгано 25-26 октября.

«Шропшир» участвовал во втором сражении, в проливе Суригао. Этот бой стал последним в истории сражением крупных артиллерийских кораблей. «Шропшир» оказался вместе с легкими крейсерами «Феникс» и «Бойз» на правом фланге группы из шести старых и медленных линкоров, которые выстроились поперек пролива Суригао.


На отряд адмирала Олдендорфа, в котором был «Шропшир», натолкнулись остатки отряда адмирала Нисимуры: линкор «Ямасиро», тяжелый крейсер «Могами» и эсминец «Сигуре». Три эсминца и линкор «Фусо» к тому времени уже погибли от атак авиации.

Ранним утром, в 3.51, Олдендорф приказал открыть огонь. Японские корабли отвечали, но так как не имели радаров, то стреляли по старинке, визуально, по вспышкам выстрелов противника в темноте.

«Шропшир» продемонстрировал прекрасную выучку комендоров, давая по 4 залпа в минуту, стреляя по японскому линкору. Соответственно, японские снаряды летели в ответ, на вспышки выстрелов «Шропшира».

Согласно отчетам, артиллеристы «Шропшира» за 15 минут сделали 32 залпа, выпустив 214 снарядов калибра 203-мм. Результат – не менее 10 накрытий «Ямасиро». Вблизи крейсера упало шесть залпов японского линкора, не причинивших, впрочем, вреда.

В итоге «Ямасиро», получив 4 торпеды от американских эсминцев, перевернулся и затонул с основной частью экипажа, а изуродованный «Могами» добили утром.

Далее «Шропшир» осуществлял прикрытие сил, высаживавшихся на остров Миндоро, важного пункта на пути к Лусону и Филиппинам. У японцев уже не было тех сил, но атаки камикадзе потопили 5 десантных судов и повредили эскортный авианосец и три эсминца.


Далее была высадка на Лусоне. Это были тяжелые бои, поскольку японские летчики упорно шли на тараны кораблей, нанося тем повреждения. 5 и 6 января 1945 года стали тяжелыми днями для американского флота и союзников. Камикадзе повредили 21 корабль союзников.

«Шропшир», входивший в состав группы огневой поддержки десанта, повреждений не получил, хотя бывшую вместе с ним «Австралию» камикадзе отделали по полной программе.

В феврале «Шропшир» поддерживал наступлению на Манилу. 4 мая город был очищен от японцев. Следующим островом стал Борнео. «Шропшир» прикрывал высадки до 3 июля.


Последним событием для крейсера стало участие в церемонии подписания капитуляции Японии в Токийском заливе.


Вместе с большим количеством американских кораблей в заливе присутствовали и корабли Британского Содружества, в том числе австралийского флота, тяжелый крейсер «Шропшир», легкий крейсер «Хобарт», два эсминца и три тральщика.

После войны «Шропшир» некоторое время служил в качестве военного транспорта, затем до 1947 года служил в составе союзной эскадры в водах Японии, а закончил службу в ноябре 1949 года. Корабль был сперва переведен в резерв, а затем продан британской фирме на металл.

В январе 1955 года корабль был отбуксирован в Шотландию, где его разобрали.


Корабли второй серии «Каунти» прослужили всю войну. Примечательно, что кроме стоявшего в доке «Сассекса», никто из крейсеров больше не пострадал от бомб или торпед авиации. Возможно, действительно за счет весьма сильного зенитного вооружения. Возможно был элемент удачи. Но зенитное вооружение на крейсерах действительно было очень впечатляющим. И у британцев действительно получились очень приличные корабли, у которых достоинств было больше, чем недостатков.
Вернуться назад